Несколько лет проработавший в откровенно антисемитской "Литературной газете" и в итоге так и не обретший там своей индивидуальной ниши московский журналист Игорь Панин неожиданно для всех выразил согласие поставлять развернутые аналитические обзоры Бостонскому клубу еврейской политологической мысли "Бар-Кохба", основанному еще в 1996 г. иммигрантами из б.СССР, бывшими активистами диссидентского движения. Первая же из статей новоиспеченного российского правозащитника посвящена истории актов вандализма и религиозной нетерпимости в России последнего 20-летия: не исключено, что таким образом Игорь Панин отреагировал на чудовищный проект закона об уголовной ответственности за оскорбление чувств верующих, недавно разработанный Государственной думой.
Игорь Панин (Москва)
АНТИСЕМИТИЗМ В РОССИИ ПОСЛЕДНЕГО ДВАДЦАТИЛЕТИЯ
Развал Советского Союза, тяжелый экономический кризис, поразивший Россию и другие страны СНГ в 1990-х гг., массовое обнищание широких слоев населения и стремительное обогащение небольшой группы лиц, среди которых евреи составляли значительный процент, утрата привычного образа жизни, разоблачительная критика ценностей, в которые верили многие поколения советских людей, возможность для евреев массового выезда в Израиль и другие страны Запада способствовали распространению антисемитских настроений среди широких слоев населения России. Эти настроения нагнетались антисемитскими публикациями большого числа газет и журналов как коммунистической, так и черносотенной ориентации. Так, в августе 1992 г. «Международная еврейская газета» сообщила, что семь журналов (из них три в Москве) и 47 газет (из них 27 в Москве и 10 в Петербурге) регулярно публикуют антисемитские материалы. Даже центральный орган компартии газета «Правда» в апреле 1993 г. опубликовала новую версию кровавого навета (правда, позднее газета принесла извинение читателям). Черносотенные погромные материалы публиковались в каждом номере «органа духовной оппозиции» ежедневной газеты «День» (запрещена в октябре 1993 г., а вскоре возобновилась под названием «Завтра»), газетах «Пульс Тушина», «Русское возрождение», «Русские ведомости» (все - Москва), «Колокол» (Волгоград). В огромном количестве экземпляров выходили известные антисемитские фальшивки: «Протоколы сионских мудрецов», «Катехизис советского еврея». Стала распространяться литература, отрицающая Катастрофу. Газета «Советская Россия» опубликовала статью митрополита Санкт-Петербуржского и Ладожского Ионы, где «Протоколы сионских мудрецов» фигурируют в качестве документа, подлинность которого вероятна. Происходили случаи осквернения могил на еврейских кладбищах, в июле 1993 г. было совершено нападение на Московскую хоральную синагогу, были выбиты стекла, на стенах изображена свастика. В стране действовали откровенно фашистские организации, например: Русское национальное единство А. Баркашова (в прошлом - телохранитель руководителя «Памяти» Д. Васильева). На первых свободных президентских выборах в России (декабрь 1993 г.) значительного успеха неожиданно для многих добилась популистская Либерально-демократическая партия, лидер которой В. Жириновский выступал под шовинистическими и часто антисемитскими лозунгами.
Демократическая общественность России, ряд представителей правительства выступали с резким осуждением антисемитской пропаганды. В ноябре 1992 г. состоялись парламентские слушания об антисемитизме, на которых с его осуждением выступали видные парламентские и общественные деятели. После вооруженных столкновений в Москве 3-4 октября 1993 г. указом президента издание московских антисемитских газет было приостановлено (многие из них возобновили свою деятельность под другими названиями, но их распространение через газетные киоски было запрещено).
В середине 1990-х гг. обстановка в России улучшилась. Во властных и крупных промышленных структурах насчитывалось большое число евреев. Все опросы общественного мнения свидетельствовали о резком снижении успеха антисемитизма в стране. Вследствие затяжного конфликта на Северном Кавказе антикавказские настроения занимают ведущее место среди национальных фобий русского народа. Но антисемитская литература продолжает выходить в большом количестве.
Положение резко изменилось после начала финансового кризиса 17 августа 1998 г. Наличие большого числа евреев среди крупнейших российских банкиров, еврейское происхождение тогдашнего главы правительства Кириенко привели к тому, что несколько ослабевшие, но не забытые до конца антиеврейские настроения вспыхнули с новой силой в самый разгар очередной антикавказской истерии.
Данные опроса общественного мнения, проведенного в конце 1999 г. в России Антидиффамационной лигой США, показали сильные антисемитские настроения у 44%
населения России. Так, 58%
опрошенных считали, что евреи занимают ведущие позиции в российской экономике; 59%
- что евреи занимают слишком много руководящих постов во всех сферах деятельности; 38%
- что евреям легче сделать карьеру, чем представителям других народов. Из опрошенных сильные антиеврейские настроения отмечались среди членов Коммунистической партии (60%
членов партии). Антисемитами были 56%
мужчин, не имеющих высшего образования.
В 1999-2000 гг. резко возросло число антиеврейских инцидентов, нападений на еврейские объекты и евреев. Так, 13 июля 1999 г. на ступенях Московской хоральной синагоги был тяжело ранен ножом Л. Каймовский, исполнительный директор Еврейской школы искусств. Напавший на него 20-летний студент заявил при аресте: «Я против него лично ничего не имел. Это было нападение. Моей целью было проведение политической акции, направленной против нашей политсистемы. В нем выразилось все то зло, которое я испытываю к иудеям. Я хотел привлечь внимание к проблеме геноцида евреями русских». Весной 1999 г. была взорвана бомба у синагоги на Большой Бронной в Москве. В праздник Рош-ха-Шана были осквернены могилы на еврейском кладбище в Астрахани. В Йом-Кипур 19 сентября была открыта стрельба у новой синагоги в городе Боровичи.
Во второй половине 1990-х гг. в различных регионах страны резко активизировалась деятельность движения Русское национальное единство (РНЕ). Главным лозунгом движения является: «Россия для русских». Лидер движения А. Баркашов считал, что только православный человек «может быть настоящим патриотом России». Лучшей частью русского народа руководители движения считают старообрядцев. В уставе РНЕ написано, что в движение не принимают цыган, кавказцев и евреев, даже выкрестов, татары и башкиры могут вступать в РНЕ только после перехода в православие. Растущая популярность движения среди молодежи (во второй половине 1990-х гг. в Москве и других крупных городах можно было встретить многочисленных старшеклассников с эмблемой движения) и растущий экстремизм его членов, который выражался в активной пропаганде ненависти к другим народам, в первую очередь к евреям, вынудили власть действовать. Особенно распоясались члены РНЕ в провинции. Вступавшие в РНЕ должны были давать «русскую клятву», что они будут бороться за освобождение от «диктатуры американо-израильских сионистов... которые в Москве убивали наших людей, отрезали носы, вырезали глаза, горло обескровливали, дробили руки нашим людям». Члены движения клялись выступать против евреев и «быть беспощадными к врагам отечества». В Орле подростки писали заявление о приеме в РНЕ, в котором клялись: «Обязуюсь активно участвовать в мероприятиях, направленных на освобождение моей Родины - России от сионистского ига».
В декабре 1997 г. министерство юстиции Российской Федерации отказало РНЕ в регистрации. В 1998 г. мэр Москвы Ю. Лужков запретил проведение съезда движения в Москве. Для того, чтобы движение допустили к выборам в Государственную думу, оно заключило договор с зарегистрированной в министерстве юстиции организацией «Спас», которая по своей идеологии близка к РНЕ. «Спас» возглавлял доктор медицинских наук В. Давиденко; А. Баркашов стал вторым номером в предвыборном списке нового движения. Хотя 2 ноября 1999 г. Центризбирком зарегистрировал федеральный список «Спаса», по иску министерства юстиции в конце 1999 г. Москворецкий районный суд признал регистрацию незаконной. В результате отказа в регистрации и внутренних конфликтов в сентябре 2000 г. А. Баркашов был исключен из списков РНЕ. В начале 2000-х гг. деятельность РНЕ резко пошла на спад.
Другой организацией, отличающейся воинствующим антисемитизмом, является Движение в поддержку армии, которое в конце 1999 г. возглавлял депутат Государственной думы генерал в отставке А. Макашов, позволяющий себе чудовищные антисемитские заявления типа: «Выгоним жидов из Кремля. Иначе лучшей жизни нам не видать». «Жид жиду глаз не выклюет». В интервью газете «Завтра» генерал пугал читателей страшным будущим, которое сионисты готовят человечеству: «Сионисты готовят всемирную диктатуру, не допускающую свободу отдельной личности. На смену христианской цивилизации, которая дала нам величайшие достижения в области науки, техники и искусства, придет другая, схожая по типу с... устройством восточной тирании, главными принципами которой станут духовный диктат и рабское подчинение личности правящему меньшинству, оснащенному современной техникой и электроникой. Новые информационные технологии позволят полностью управлять массами».
В конце 1990-х - начале 2000-х гг. антисемитские выступления позволили себе и отдельные представители властных структур ряда государственных краев и областей. Особенно скандальный характер носили высказывания губернатора Краснодарского края Н. Кондратенко, ни одно из выступлений которого не обходилось без грубых юдофобских выпадов. Так, в своей речи в мае 2000 г. Н. Кондратенко заявил, что сионизм стал «наиболее агрессивной и кровавой силой» в мире, что сионисты и американские империалисты работают «рука об руку», желая спровоцировать этнический конфликт в России и зомбировать ее население. Только в одном из своих выступлений перед молодежью он 61 раз употребил выражение «жид» и «жидомасонство». Выступая в Краснодаре на третьем всемирном съезде кубанских казаков, Н. Кондратенко обличал «сионистский геноцид в России, устроенный нерусскими эмиссарами мировой революции, прибывшими в начале двадцатого века в Россию в пломбированных вагонах», и продолженный «ельцинским режимом».
Сионизму приписывались все преступления, совершенные разными режимами в России в прошлом и настоящем: «Имя этой силы - сионизм... В России идет очередная революция, организованная международным сионизмом. ...Среди сотен наркомов и других комиссаров и их соратников, вершивших судьбу России, русских по роду-племени были единицы, да и выступали они на вторых ролях. Точь-в-точь как истинные российские демократы сегодня, отдавшие роли сионистам нового поколения... Сатанинские механизмы разрушения запущены и действуют потому, что жизнью России и сегодня управляют нерусские люди. А те редкие славянские лица, которые мелькают среди них, похоже, забыли о своих национальных корнях». После отставки Н. Кондратенко с поста губернатора его место занял А. Ткачев, который охотно использует нападки на представителей других народов (незаконные мигранты, как их называют в своих выступлениях А. Ткачев и другие местные руководители, но при этом избегают антисемитских высказываний).
В 2000-х гг. в России наблюдалась устойчивая тенденция роста числа антиеврейских инцидентов. В отличие от стран Западной Европы, США и Канады, в России далеко не о всех случаях нападений на евреев или еврейские объекты становится известно. В 2000 г. в 13 городах России было зафиксировано 18 инцидентов, в 2001 г. - 35 в 19 городах. Во время одного из них в мае 2001 г. - поджога еврейского ресторана в Москве («У Юзефа») - погиб владелец ресторана Ю. Перезовский. В феврале 2001 г. недалеко от синагоги в Марьиной Роще был жестоко избит один из представителей движения Хабад в Москве. В избиении принимали участие 15 человек. Предпринимались попытки поджога синагог. 20 апреля 2001 г. в день рождения А. Гитлера была предпринята попытка поджога здания синагоги в Перми. Летом ее вновь пытались поджечь. В июле и августе 2001 г. пытались поджечь синагогу в Костроме. Дважды в июне 2001 г. был осквернен мемориал в Смоленске, посвященный трем тысячам уничтоженных нацистами евреев города. В девяти городах России были осквернены еврейские кладбища, в том числе 19 августа в Красноярске, где на 50 еврейских могилах была изображена свастика. В 2002 г. число антиеврейских инцидентов в России достигло 73. В ряде городов на шоссе или на центральных улицах были вывешены антисемитские плакаты, снабженные минами-ловушками - настоящими или муляжами. 27 мая 2002 г. москвичка Татьяна Сапунова была ранена взрывом, когда пыталась снять плакат. В отличие от стран Западной Европы, где в подавляющем большинстве антиеврейских акций принимают участие мусульманские экстремистские элементы, в России в большинстве нападений на евреев и еврейские объекты участвуют скинхеды, сторонники РНЕ и прочие фашиствующие элементы. Большое количество эксцессов осуществляется фашистами к 20 апреля - дню рождения А. Гитлера. Так, в апреле 2002 г. изображение свастики появилось на зданиях синагог в Оренбурге, Костроме, Перми (также надпись «Смерть жидам!»). Свастика и антисемитская надпись появились 1 апреля на входной арке старого еврейского кладбища в Петрозаводске, 5 апреля на проспекте Мира в Костроме, в ночь с 11 на 12 апреля на стене еврейского центра в Йошкар-Оле, в ночь на 20 апреля на стене здания еврейской общины в Ульяновске (подпись: «Общение с евреями опасно для вашего здоровья»). Вечером 17 апреля в Ульяновске был жестоко избит у своего дома заместитель председателя общины А. Гольданский. В тот же день антисемитские надписи появились на здании еврейской общины «Шалом». В нападении участвовали скинхеды, как местные, так и приехавшие из Тольятти.
Антисемитские взгляды распространяли в начале 2000-х гг. многочисленные периодические издания. Так, согласно данным Федерации еврейских общин России, в 2002 г. в стране издавалось около 80 газет и журналов, публиковавших материалы антиеврейского характера. Такие материалы часто появляются в изданиях Русской православной церкви, например, в «Православной газете». Ряд церковных иерархов распространяют литературу антисемитского характера. Так, в 2002 г. екатеринбургская городская прокуратура возбудила уголовное дело против Екатеринбургской епархии и ее главы архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия по статье 282 (часть 1) УК РФ «Разжигание национальной, расовой, религиозной вражды», выразившегося в распространении антисемитской книги первого публикатора «Протоколов сионских мудрецов» С. Нилуса». Общественная организация «Православный Санкт-Петербург» учредила премию имени С. Нилуса для «поощрения наиболее умных и общественно значимых литературных трудов современных писателей, поэтов, публицистов и общественных деятелей, посвященных духовной жизни русского народа». Первым лауреатом стал «старейший православный писатель» В. Лялин, публикующий антисемитские произведения. Банды фашиствующих скинхедов угрожают представителям различных национальных меньшинств, проживающих в России, в том числе и иностранным студентам. Так, в Воронеже в 2002 г. скинхедами был убит студент А. Марван из Иордании. В городе распространялись листовки с фотографией убитого и призывами выдворить из России лиц арабского, африканского и еврейского происхождения.
Несмотря на то, что правые экстремисты угрожают в России и мусульманам, и евреям, растущая в стране угроза исламского экстремизма пугает лидеров еврейских организаций. На территории Российской Федерации проживает около 25 млн. мусульман. Война, которую Россия ведет в Чечне, способствует резкому усилению экстремистских настроений среди части мусульманского населения России. Во много раз возросло проникновение воинствующих исламских элементов из-за границы в Россию. Так, согласно отчету ФСБ, опубликованному 17 октября 2000 г., представители экстремистской организации «Мусульманские братья» активно действуют в 49 регионах России. В октябре 1999 г. правительство России потребовало от Сирии, Ирана, Пакистана, Саудовской Аравии и Кувейта прекратить вмешательство во внутренние дела страны, в первую очередь, прекратив разнообразную помощь, которую мусульманские экстремистские круги этих стран оказывают чеченским сепаратистам и мусульманским экстремистам в России. В различных регионах России действуют филиалы Общества социальных реформ, созданного в Кувейте, под руководством Р. Халитова, или мусульманские семинары в Татарстане: Казани, Альметьевске, Нижнекамске, Набережных Челнах, которые финансирует пакистанская исламистская организация. Пропаганду ведут мусульманские радиостанции, такие, как «Голос ислама», которые распространяют антисемитские материалы. Функционируют мусульманские летние молодежные лагеря (под Москвой, Тюменью, Оренбургом, Самарой и в других местах). Большое число молодых людей, участвующих в этих семинарах, продолжают свое образование в арабских странах. Они получают хорошую военную подготовку, и многие уезжают в Чечню воевать против России. Под влиянием арабских эмиссаров у чеченских сепаратистов и других исламских экстремистов в России растут антиеврейские и антиизраильские настроения. После начала «интифады ал-Акса» чеченские лидеры предложили руководителям экстремистских организаций Хамас и Исламский джихад прислать им на помощь опытных чеченских бойцов. Многие участники мусульманских молодежных семинаров связаны с преступным миром и принимают участие в похищении людей и вымогательстве денег. Часто их жертвами становятся российские евреи или израильские граждане, приехавшие в Россию, на Северный Кавказ. Участились случаи захвата евреев, которые хотели репатриироваться в Израиль, с целью вымогательства. Грабители, желая подчеркнуть идеологическую подоплеку своих действий, говорят, что они грабят по идеологическим мотивам для того, чтобы «вернуть украденную собственность народу». В марте 2002 г. А. Масхадов, глава чеченских сепаратистов, опубликовал прокламацию, обвиняющую израильскую разведывательную службу Мосад в сотрудничестве с ФСБ России в действиях против чеченских боевиков. Начиная с 2002 г. резко возросло число антиизраильских демонстраций и митингов, устраиваемых арабскими студентами в России. Г. Гамаль, глава мусульманской партии «Возрождение», опубликовал на интернет-сайте статью, резко осуждающую Израиль, сравнивающую сионизм с расизмом, в которой он утверждает, что Израиль не имеет права на существование.
В сентябре 2002 г. была официально зарегистрирована Национально-державная партия России (НДПР), лидеры которой, бывший министр информации Б. Миронов, руководитель Союза офицеров С. Терехов, допускали грубые антисемитские высказывания. Руководители российских еврейских организаций в письме президенту России В. Путину выразили свое недоумение в связи с тем, что в России «появилось легальное политическое прикрытие антисемитских сил», отметили, что «истинные программные заявления этой партии имеют яркую шовинистическую окраску, направлены на разжигание ненависти к народам, живущим в Российской Федерации, и в первую очередь, к евреям». Авторы письма решительно выступили «против легализации по сути фашистской партии в стране, победившей фашизм». Они выразили надежду, что президент примет «решительные меры по пресечению любых антисемитских акций в Российской Федерации». В ответ на обращение сопредседатель НДПР С. Терехов подал в суд на Берл-Лазара и Всемирный конгресс русскоязычного еврейства (ВКРЕ), защищая «свои честь, достоинство и деловую репутацию». С. Терехов потребовал «за нанесенный вред здоровью и дискредитацию личности как общественно-политического деятеля» взыскать в его пользу с ВКРЕ три миллиона рублей и лично с Б. Лазара один миллион рублей. 8 января 2003 г. министерство юстиции России вынесло предупреждение НДПР о недопустимости осуществления экстремистской деятельности. 26 января 2003 г. по разрешению префекта центрального административного округа Москвы состоялась демонстрация около 70 активистов НДПР у здания ВКРЕ на улице Чаянова. Демонстранты держали плакаты следующего содержания: «Революцию в России сделали евреи на деньги евреев», «Берл Лазар - советник или наставник Путина», «Всем жидам, независимо от возраста и благосостояния, покинуть пределы Российской империи», «Президент Путин! Ты с русскими или с евреями?».
В мае 2003 г. НДПР была исключена из единого государственного реестра российских политических партий. На чрезвычайном съезде НДПР накануне закрытия лидеры партии заявили о целях и задачах движения: «По своей сути партия должна стать боевым отрядом русских националистов против главного политического противника - сионизма» (С. Терехов); «Наша сила в сознании служения единственной истине - очищению русской земли, русского народа от жидовского ига, а без этого наша жизнь бесцельна, бессмысленна и позорна» (Б. Миронов).
В 2003 г. происходило большое число антиеврейских инцидентов. Много нападений на евреев и еврейские объекты было зарегистрировано на юге России. Так, в начале 2003 г. была брошена зажигательная бомба на балкон квартиры раввина Ростова Э. Каплуна. За несколько дней до этого на здании его офиса была изображена свастика. По количеству разнообразных антисемитских инцидентов одно из первых мест в России занимал Волгоград. Грубой антисемитской пропагандой занимались выходящие в Волгограде издания - газета «Доля», журнал «Колокол». В разных городах продолжали появляться заминированные антисемитские плакаты. Так, 1 августа такой плакат был обнаружен в окрестностях Москвы. 21 сентября на детской площадке в Калининграде взорвалась мина, замаскированная в другом плакате, в результате чего был ранен 14-летний мальчик.
Продолжались нападения на синагоги. 2 февраля была подожжена синагога в Челябинске. В июле на этой же синагоге были сделаны антисемитские надписи. Были осквернены синагоги в Калининграде, Красноярске, Воронеже, Ярославле, Костроме и Саратове. Неоднократно осквернялись еврейские могилы. Так, 12 и 22 августа на кладбище в Пензе была осквернена могила В. Зускина. Были осквернены еврейские могилы на кладбищах в Калининграде, Самаре, Махачкале (42 могилы 3 апреля и 4-10 июня и ряд могил 4 августа), Волгодонске (40 памятников - 11 апреля), Москве (12 памятников - в мае), Тамбове, Ярославле, Пятигорске (19 памятников - 28 июня), Костроме.
Около 100 газет публикуют антисемитские материалы и почти открыто продаются. Власти редко принимают решение о закрытии подобных газет. Но даже в тех случаях, когда газеты закрывают, они в скором времени начинают выходить вновь. Так, в начале мая 2003 г. после последнего предупреждения была закрыта газета «Русская Сибирь» (Новосибирск, редактор И. Колодизенко), но буквально через несколько дней газета была вновь открыта, а редактор освобожден от судебного преследования в связи с амнистией в честь Дня Победы над Германией (9 мая).
Ряд руководителей политических партий позволяли себе грубые нападки на евреев, обвиняя их во всех бедах России. Так, глава Коммунистической партии Российской Федерации (КПРФ) Г. Зюганов в интервью в сентябре 2003 г. заявил, что России угрожает «сионизация». Он обвинил сионистов в «массовом обнищании России». Н. Кондратенко, бывший губернатор Краснодарского края, второй номер в партийном списке коммунистов на парламентских выборах 7 декабря 2003 г., выступая в Оренбурге, поставил знак равенства между сионизмом и нацизмом. Антисемитские высказывания позволяют себе и другие лидеры КПРФ. С антиеврейскими заявлениями выступают лидеры и активисты националистического блока «Родина». Так, депутат Думы, в прошлом министр обороны генерал И. Родионов неоднократно в публичных выступлениях заявлял об угрозе России со стороны сионистов. С его точки зрения, лица еврейского происхождения захватили ключевые посты в правительстве и контролируют 70%
промышленности и большинство средств массовой информации.
2004 г. был отмечен в России укреплением антисемитских, ксенофобских настроений в различных слоях российского общества. Усиление патриотической пропаганды со стороны президентской администрации и все более контролируемых ею средств массовой информации, борьба с рядом олигархов, из которых отдельные лица являются евреями, объективно способствовали усилению антисемитизма, хотя президент В. Путин неоднократно высказывался о необходимости борьбы с этим явлением. Усиление антисемитизма отметил ряд социологических опросов общественного мнения, проводившихся в России. Так, в 2004 г. более 42%
опрошенных считали, что «необходимо ограничить влияние евреев в органах власти, политике, бизнесе», 28%
полагали, что нужно вновь ввести черту оседлости для евреев или «их проживание на территории России следует ограничить».
В 2004 г. в России резко увеличилось количество нападений на различные еврейские объекты. В Иркутске, Калуге, Кирове, Махачкале, Петрозаводске, Санкт-Петербурге, Смоленске, Ростове были осквернены еврейские кладбища. В Астрахани только с января по май многие еврейские могилы были осквернены четыре раза. 17 декабря произошел погром на Преображенском еврейском кладбище в Санкт-Петербурге - более 100 памятников были осквернены, 50 надгробий свалены и разбиты. В Брянске, Волгограде, Ижевске, Йошкар-Оле, Калининграде, Костроме, Липецке, Москве, Нижнем Новгороде, Омске, Орле, Пензе, Рыбинске, Рязани, Санкт-Петербурге, Туле, Тюмени, Ульяновске происходили нападения на еврейские учреждения, появлялись антисемитские надписи на стенах синагог, еврейских образовательных, культурных, общественных центров. В марте 2004 г. была взорвана бомба у здания Московского центра по изучению традиций иудаизма и религиозной философии под руководством раввина А. Штейнзальца. В результате взрыва никто не пострадал. В ночь на 30 июня у ворот Большой хоральной синагоги Санкт-Петербурга было найдено и обезврежено взрывное устройство. 22 апреля скинхеды разгромили еврейский общинный центр в Ульяновске. В ряде городов прошли митинги и демонстрации антисемитской направленности. Так, на митинге 18 сентября в центре Калининграда была принята резолюция с требованием «запретить сионистские организации», а также «исключить в органах власти в русских областях представительство евреев, чеченцев, цыган...»
В 2004 г., как и в предыдущие годы, публиковалось большое количество антисемитской литературы. Одним из издательств, выпускающих литературу такого рода, является «Витязь», директор которого В. Корчагин обвинялся прокуратурой по статье 282 («Возбуждение национальной и религиозной вражды»). Прокурор требовал лишить Корчагина права заниматься издательской и журналистской деятельностью на три года и лишить свободы на два года условно. Тимирязевский районный суд Москвы 24 ноября 2004 г. хотя и признал Корчагина виновным в том, в чем его обвиняли, но приговорил только к году условного наказания и тут же освободил Корчагина от судебной ответственности. В 2005 г. Корчагин рассылал интернетовский список продукции своего издательства, в который, среди прочего, входили «Протоколы сионских мудрецов», «Моя борьба» А. Гитлера, сопровождая его следующим комментарием: «Дорогой соратник. Внеси, пожалуйста, посильную лепту в борьбу за освобождение России от еврейско-кавказской оккупации, переслав это сообщение по всем e-mail’ам своей адресной книги».
Во многих газетах и журналах велась грубая антисемитская пропаганда. Так, главный редактор «Национальной газеты», сопредседатель НДПР А. Севастьянов, опубликовал в газете список «не друзей русского народа» и выразил сожаление, что «нет у нас в России такого гения, как А. Гитлер». В докладе Государственного департамента США об антисемитизме в различных странах мира о России говорится: «Несмотря на то, что антисемитизм в последние годы лишился государственной поддержки, власти России недостаточно активно реагируют на его проявления».
В обстановке резко усиливающегося антисемитизма в России стало возможным появление письма «Представителей русской общественности в генеральную прокуратуру» в начале января 2005 г. с требованием «возбудить дело о запрете в нашей стране всех религиозных и национальных еврейских объединений как экстремистских». В письме, полном чудовищных антисемитских измышлений, утверждалось: «Еврейская религия - антихристианская и человеконенавистническая, доходящая до ритуальных убийств. Многие случаи этого ритуального экстремизма были доказаны в суде. ... Иудейская агрессивность... форма сатанизма... Следуя заветам православных отцов церкви, мы не можем следовать насаждаемому ложному пониманию терпимости как смирению перед грехом, злом, ересями и в данном случае - сатанизмом». Евреи обвиняются и в том, что «их соответствующее влияние на жизнь страны оказалось совершенно непропорционально их численности (0,16%
по данным последней переписи) в ущерб интересам русского народа». В письме подчеркивалось, что евреи сами устраивают нападения на еврейские объекты, чтобы потом в этих действиях обвинить патриотов: «...множество антиеврейских акций во всем мире постоянно устраиваются самими евреями - чтобы применить карательные меры против патриотов». Письмо подписали более 500 человек, в том числе 29 депутатов Государственной думы, представителей фракции «Родина», КПРФ, редакторы многих центральных газет, ряд представителей академической интеллигенции (академик И. Шафаревич и другие).