Отпуск «в бегах». Часть первая.

Jun 20, 2019 00:27



Как говорилось в одном известном фильме, у нас есть традиция. Нет, мы не ходим в баню 31-го января, мы каждый год ездим в деревню. Мы - это я, мама и тетя. В деревне похоронен мой дед и живут наши родственники, если быть точной - мои троюродные братья с семьями. Человеку, который с родными не общается, может показаться, что это очень далекие родственники, но у нас это в порядке вещей. Мы с бабушкой каждый год ездили к их бабушке и родителям в гости, и теперь как-то само собой понятно, что мы люди не чужие.
Так как мама отдала мне свою машину, а на машине отчима ездить за рулем наотрез отказывается («Мне неудобно!»), то я приезжаю из Казани в Челны, сажаю их в машину, и начинается наш путь, полный приключений.
В этом году задача слегка усложнилась тем, что, перед тем, как поехать в деревню, надо было отпраздновать день рождения еще одной тети, что означало свидание со всей челнинской родней.
Испытание не из легких. Я думала, мы мирно посидим на даче, поедим шашлычков, но внезапно оказалось, что шашлычки буду жарить я, и посуду мыть за всеми - тоже я. На вторые сутки бултыхания в мыльной воде я чуть не взвыла, ей богу. Почему-то всегда получается, что одни сидят за столом, спокойно едят, выпивают и ржут, а другие стоят у дымного мангала, держат зонтик, когда пошел дождь, ну и вообще.
Но так как тетя любимая, а шашлыки жарить меня фактически послал ее сын, я смолчала. Больше возмущалась мама, которая все же решила меня пожалеть, и пришла сочувственно хлопать меня по плечу и говорить, какие все вокруг бесчувственные.
Но я была рада. Как я уже писала, сама возможность выйти из офиса, выехать за город, пожрать шашлыка и помыться в бане была для меня сродни воскрешению из мертвых. Я даже успела позагорать полдня (до того, как пошел дождь, куда ж без него!)
Ну плюс цветочки (пионы!!!), первые ягодки клубники, собственный сладкий огурчик - ммм! Красота!
Но, как я уже говорила, и от дачи пришлось отрываться и ехать в деревню.
Начальство, потеряв бдительность, разрешило мне взять с собой фотик. Так что дорога в деревню стала еще и полигоном для фотографирования пейзажей. Вообще места там красивые, и то и дело хочется просто остановиться и полюбоваться («о, холмы и овечки, как в Шотландии!»). Я не понимаю, почему, вместо того, чтобы пытаться спасти умершую промышленность, мы не развиваем туризм. По берегам наших речушек можно настроить классных баз отдыха, скажу я вам. Но никому это не нужно. Поэтому просто едем мимо и смотрим.
Неотъемлемой частью наших семейных путешествий являются бутербродики. Ехать до деревни надо часа четыре неспешным шагом, это примерно как до Казани. Когда еду в Казань или обратно, еду с собой не беру. Но тут же другое дело: есть компания, есть традиция. Поэтому рулить без возможности остановиться где-нибудь и поесть бутеров с чаем я отказываюсь. И как бы тетка ни надувала щеки (думая про себя: «Лучше бы быстрее до места добрались!»), в итоге мы остановились около лесочка с видом на поля, и съели все, что взяли с собой, смачно запив это отличным горячим чаем, который был кстати, ибо погодка хмурилась. Отличная традиция!
Ну а дальше по нефтяным районам нашей республики. Дорога узкая, двухполосная всего, и по ней ползут настоящие рабочие «КАМАЗы». Грязи и оборудования на них столько, что всякие там ралли отдыхают.
И вот что мы выяснили. Оказывается, я разучилась обгонять. Я и раньше не особо умела, но вот шикарностная трасса М7 совсем меня избаловала, и я стала пугаться встречки. Маме как штурману перед задницей очередного плетущегося «КАМАЗа» пришлось говорить мне: «Рита, ну хватит, обгони его уже!» И я, почти зажмурившись, гнала куда-то вперед. Ужас!
А еще я не помню дорогу. Езжу туда чуть ли не третий год, но повороты помню только в стиле: «А вот здесь мы и в прошлый раз заблудились». Слава богу, у мамы в этот раз не было пространственного критинизма, и в соседнюю волость мы не уехали.
Заглянули в деревню, на татарское кладбище к моим татарским прабабушке и прадедушке. У них рядом растет куст сирени, красивый, однако чрезвычайно ветвистый. Мы каждый год пропалываем эту сирень. Татарскость (то есть мусульманскость) кладбища нас не смущает: из всей родни только мы туда доезжаем, так что извините. Платки надели - и вперед. Даже православная тетка, преодолевая религиозный страх, почтила предков и полола сирень наравне со всеми.
Забежали в местный магазин. В стародавние времена в этой деревне пекли очень вкусный хлеб, и моим хотелось его купить. Но нет. Хлеб больше не пекут, возят из города. Что за уродливая жизнь пошла, ей богу… Поехали дальше.
Масяня, как будто почуяв «родину», к концу маршрута раздухарилась настолько, что обогнала вообще всех. Героическая тачка. Кстати, ей отчим замазал царапку на боку, и теперь она не будет ржаветь. А я сижу и думаю: «Если и так все ок, зачем тратить деньги на покраску?» Но не будем отвлекаться.
Приехали мы, а хозяева кто на работе, кто собирается. Нам показали, где стоит готовая еда, а дальше - разбирайтесь сами. Правда, на помощь пришли еще местные родственники: два брата живут рядом, буквально через дорогу. В итоге, в общем, мы сели обедоужинать в доме одного брата с семьей другого :) Хорошо посидели. Пока туда-сюда, день и закончился. Только Луна в небе висела… Так хотелось ночью погулять - в деревне ночи еще светлее, чем в городе! Но я не решилась - и правильно, потом родственница сказала, что собаки бегают.
На следующий день пошли на кладбище. Там перед Троицей всемирное свидание. Приезжают бывшие деревенские со всех концов страны. У всех родня в деревне, у кого живая, а у кого уже и нет. Все приходят на кладбище: кто убирает могилы, кто просто рядом сидит-стоит, потом все идут искать другую родню, встречают знакомых, родственников, обнимаются, потом выясняют, кто кому кем приходится… Светский раут прям!
Интересно наблюдать за лицами. Например, родню одного нашего земляка, который часто приходил к нам в гости в Челнах, можно узнать… по подбородкам. У всех ямочка! Еще видела семью, в которой три поколения женщин похожи друг на друга, как две капли воды. Волосы, глаза, даже голоса. Еще были два брата, разных годов рождения, но с совершенно одинаковыми лицами.
Ну и меня все задолбали, говорят, я на маму похожа очень. Ага, я, сероглазая, русая, похожа на темноволосую, темноглазую маму. Но, видимо, что-то действительно есть.
У нас на деревенском кладбище шесть могил. Около них так спокойно, что я каждый раз ловлю себя на мысли, что с удовольствием тут же бы осталась. Не в том смысле, что я хотела бы подохнуть немедленно, нет, просто… На кладбище должно быть горько, грустно, страшно - но ничего подобного.
Пока стояли, приехал дядя, пришел брат с женой, его теща… Получилась целая демонстрация. Сели на лавку, стали выяснять, у кого как дела. Эх, книги бы писать про такие встречи. У кого что. Кто болеет, у кого внуки, кто машину купил - и все говорят, говорят…
В итоге мы дождались, пока толпа схлынет, и сели втроем у могилы деда. Только начали рассуждать о том, что вот, они на нас сверху смотрят, пришел… мамин одноклассник. Сел между тетей и мамой, и так у них хорошо разговор пошел. Он дядька интеллигентный, стал рассказывать про дочерей, кто где живет, потом вспомнил, как на севере работал, потом, естественно, про детство и школу пошло… Я говорю, это надо записывать. Там такие судьбы у деревенских. В свое время, при Союзе, люди не боялись к черту на кулички уезжать, в итоге наши на Севере, в Казахстане, в Ульяновске, в Москве…
Тихий разговор «за жизнь» лег мне на душу очень хорошо. Я ж говорю, интеллигентные, доброжелательные люди. Я как будто сама этого дядьку всю жизнь знала. Бывает же такое!
После кладбища нас с мамой ждало еще одно приключение: нам надо было ехать в соседний городок на встречу с еще одной партией ее одноклассников. Но об этом я напишу в следующий раз, и так уже много получилось.
Читать продолжение.

дорога, отпуск, родня, деревня

Previous post Next post
Up