В декабре 2014 Государственный Эрмитаж торжественно отпраздновал 250-летие. Сотрудники Эрмитажа активно готовились к этому знаменательному юбилею и различными акциями отмечали этапы строительства и деятельности музея.
Мне повезло. Я посетила несколько выставок, открытых в преддверии юбилея, кроме того, я приняла участие в Третьем "Большом Эрмитажном Собрании", театрализованной литературно-музыкальной композиции из истории Эрмитажа в Эрмитажном театре, в качестве зрителя, конечно. Композиция была посвящена истории строительства и открытия Нового Эрмитажа - общедоступного Императорского "музеума".
Зимний дворец
Сначала несколько слов о музее. Музейный комплекс Эрмитажа составляют пять зданий на Дворцовой набережной, связанных друг с другом:
Зимний дворец архитектора Б. Ф. Растрелли;
Малый Эрмитаж архитекторов Ж. Б. Валлен-Деламота, Ю. М. Фельтена, В. П. Стасова. В комплекс Малого Эрмитажа входят Северный и Южный павильоны, а также знаменитый Висячий сад;
Большой Эрмитаж архитектора Ю. М. Фельтена;
Новый Эрмитаж архитекторов Лео фон Кленце, В. П. Стасова, Н. Е. Ефимова;
Эрмитажный театр, который возведён над частично сохранившимся Зимним дворцом Петра I (архитектор Дж. Кваренги).
Новый Эрмитаж. Атланты.
Новый Эрмитаж - это специальное музейное здание, завершившее формирование архитектурного ансамбля Эрмитажа.
Проект здания, получившего позднее официальное наименование Новый Эрмитаж, был заказан баварскому архитектору Лео фон Кленце, имевшему опыт строительства музейных зданий: он построил в Мюнхене здания Пинакотеки и Глиптотеки, которые в 1838 году посетил Николай I. Новый Эрмитаж строился с 1842 по 1851 год. Строительство велось под наблюдением архитекторов В.П.Стасова и его помощника Н. Е. Ефимова. В. П.Стасов внес несколько важных изменений в первоначальный проект, которые позволили при возведении Нового Эрмитажа сохранить старые здания екатерининского времени.
Двери Нового Эрмитажа раскрылись перед первыми посетителями 5 февраля 1852 года, в день торжественного открытия Императорского музея. Праздник начался спектаклем в Эрмитажном театре, а завершился ужином в залах Нового Эрмитажа, где на блеск и роскошь Императорского двора со стен глядели персонажи старинных картин. В первые годы существования Императорского музея в здании Нового Эрмитажа доступ в него был весьма строго регламентирован.
Музей, по определению императора Николая I, был "частью и продолжением царской резиденции".Вход в него осуществлялся по пригласительным билетам, которые выдавались в Придворной конторе Министерства Императорского двора. Довольно долго, почти до самого конца царствования Николая I, сохранялось распоряжение о допуске мужчин только в мундирах и фраках, а всех дам - в придворных платьях.
.
Эрмитажный театр. Занавес
Музыкальная композиция повторила репертуар представления на открытия музея в 1852 году. Были исполнены сцены из оперы Г. Доницетти "Дон Паскуале", а в память о балете, исполненном на торжествах 1852 года, был исполнен "Па-де-Катр" Цезаря Пуни.
Сцены из оперы "Дон Паскуале"
"Па-де-Катр"
Оркестр Государственного Эрмитажа исполнил также музыку европейских композиторов XIX века.
В 1852 году открытие музея завершилось торжественным обедом на 600 "кувертов". В память об этом обеде нас, зрителей, угостили шампанским и конфетами.
Вечер удался!