Телевидение и контроль сознания

Jan 29, 2016 13:06

Автор - Андрей_Тодика. Это цитата этого сообщения



Психофизиолог Томас Малхолланд обнаружил, что уже после 30 секунд просмотра телепрограммы мозг начинает генерировать высокочастотные альфа-волны, свидетельствующие о резком снижении его активности - такое происходит, например, при впадении в кому.

Это означает, что смотреть телевизор - примерно то же самое, что бездумно пялиться в стенку. 

Телевизионный наркотик

Несколько часов в день перед экраном ведут к самой что ни на есть реальной зависимости, пострашней наркотической.

У абсолютного большинства людей голос разума умолкает, когда с ними говорит телевизор.

Это происходит не по недосмотру или глупости - просто мы редко осознаем, что несколько часов в день перед экраном ведут к самой что ни на есть реальной зависимости, пострашней наркотической.

Согласно распространенному определению, зависимость - это психологическое или физическое пристрастие индивида к повторению определенного опыта, доставляющего удовольствие. Разумеется, это не только привязанность к приему некоего химического вещества - любое действие, принесшее наслаждение, человек хочет повторить вновь, тем более если это не требует особого труда.

Во время просмотра ТВ активность мозга резко смещается из левого полушария мозга в правое. Согласно опытам Герберта Крудмана, у человека перед экраном правое полушарие работает в два раза интенсивнее левого. Это смещение ускоряет выработку в мозгу эндорфинов - гормонов, которые структурно идентичны опиуму и его производным, воздействуют на те же рецепторы и, таким образом, могут с полным основанием считаться натуральными опиатами человеческого организма.

Любая активность, ведущая к выработке эндорфинов, формирует физическую зависимость - например, хрустение суставами пальцев, длительный бег, оргазм или... сидение перед телевизором.

Более того: в экспериментах, где требовалось отлучение от "ящика" на месяц (они проводились, например, в ЮАР в середине 70-х), телеманы демонстрировали все признаки героиновой "ломки": в частности, они жаловались на депрессию, приступы беспричинной злобы, фрустрацию и ощущение "расставания с любимым другом".

Таким образом, невинный телеприемник в гостиной ты можешь уверенно расценивать как компонент высокотехнологичной сети распространения смертельного наркотика. И самое мерзкое, что зависимость от ТВ не безопасна - она однозначно деструктивна.

Эксперименты показывают, что у человека перед экраном высшие области мозга (такие, как кора и подкорка) практически "отключены", а низшие (периферийная нервная система), напротив, гиперактивны. Такое распределение нагрузки на мозг характерно для низших животных, неспособных отделить реальность от ее изображения (эту работу проделывает кора) - за счет этого человек реагирует на приключения героев сериалов так, словно все это происходит с его семьей. В модели сознания Тимоти Лири и Роберта Уилсона эта схема соответствует первому, биовыживательному, контуру (наиболее инфантильному и примитивному способу взаимодействия с реальностью) - стремлению к влажному безопасному теплу.

Вспомним, что фрейдисты рассматривают зависимость от опиатов именно как влечение назад в материнскую утробу. Таким образом, регулярные телепросмотры превращают людей в биовыживательных роботов. Активно работающее при этом правое полушарие, как известно, воспринимает входящую информацию некритично и не анализирует ее, деля на составные части.

Поэтому человек с доминирующим правым полушарием мозга способен на эмоциональные, а не на разумные реакции. Именно из-за этого люди редко вообще понимают, что они видят на экране: в известном тесте Якоба Якоби 90% из 2700 обследованных несколько минут спустя после просмотра не смогли верно пересказать то, что им показали.

Контроль над сознанием

Другое исследование продемонстрировало, что уровень так называемой хаотической нейронной активности, повышенный во время выполнения интеллектуальных задач (чтения, письма, математических расчетов и т. п.), крайне низок во время телепросмотра.

Зритель впадает в легкий приятный транс, что активно используется рекламными роликами: увидев рекламируемый продукт в реальной жизни (скажем, в витрине магазина), человек ассоциирует обладание им с этим бездумным состоянием расслабления. Как уже установлено, телереклама действует намного эффективнее, когда зритель не обращает на нее внимания.

Иными словами, телевидение - это устройство для контроля над сознанием, вызывающее быстрое привыкание. Не правда ли, правительства и крупные корпорации не могли даже мечтать о более эффективном оружии пропаганды?

Не стоит сбрасывать со счетов и более примитивные последствия телемании - например, разрушение чувства собственного достоинства (75% американок уверены, что они страдают от ожирения из-за того, что по нескольку часов в день наблюдают на экране анорексичных моделей и актрис), постоянное чувство страха (доказанная реакция на регулярный просмотр выпусков новостей), снижение скорости мышечной реакции и недостаток сна.

Разумеется, это понимали многие герои контркультуры, давно (и почти бесполезно) обращавшие внимание общества на жуткий электронный наркотик. Так, записывавшиеся с самим Уильямом Берроузом американские радикалы Disposable Heroes of Hiphoprisy посвятили телевидению песню "Наркотик нации", грозно предостерегая слушателей от этого увлечения: "Метадоновый метроном пульсирует - 150 каналов 24 часа в сутки. Ты можешь щелкать пультом без передышки - и все равно смотреть будет нечего". А Мэрилин Мэнсон выразился еще короче: "В пасти телевизора раковая опухоль, - сожги ее, пока она не разрослась".

Деградация

Признаками агонии человеческого организма являются затемненное сознание, отсутствие пульса, расстройство дыхания, которое становится неритмичным, поверхностным и судорожным, понижение артериального давления, кожа, которая становится холодной, с бледным или синюшным оттенком. Признаком агонии цивилизации являются телевизионные новости.

Новости - это крайняя степень деградации знания. Изначально знание понималось как результат познания человеком самого себя, окружающего мира и всей совокупности своих связей с ним. Впоследствии, где-то на рубеже XVIII века, знание стало пониматься как совокупность идей и умений, необходимых для производства определенного продукта. В XX веке знание пало до самой низкой из возможных отметок - оно превратилось в новости.

Сегодня мы живем в эпоху новостей. Мы ежедневно читаем, слушаем и смотрим новости, думая, что получаем из них информацию о себе и окружающем мире. Для миллиардов людей новости - это вообще единственный источник подобной информации. Высшая и крайняя форма новостей, где имманентно присущая им пустота достигает максимума, - это телевизионные новости. Практически на каждом канале несколько раз в день выходят выпуски новостей, постоянно получая огромные рейтинги.

Более того, существуют всем известные (не будем показывать пальцем) каналы, только новостями и занимающиеся. Совершенно естественно возникает вопрос - что в этом плохого, где зарыты раки, кто убил Лору Палмер и кому это выгодно?

Начнем с конца. Выгодно все это, естественно, самим телеканалам. Именно они старательно поддерживают великий современный миф о важности новостей. Благодаря этому люди, владеющие телевидением, убивают сразу двух жирных похотливых зайцев: во-первых, создается огромная аудитория для рекламодателей - людей приучают несколько раз в день смотреть новости, а это покруче отдачи от любого сериала, а во-вторых, появляется очень действенный инструмент для нежного и вдумчивого промывания мозгов, так как новости (не всегда успешно) притворяются объективным изложением событий и фактов с минимальной их интерпретацией.

Для успешного управления большими массами людей всегда необходимо совпадение двух условий: само воздействие не должно осознаваться, но люди должны получать от этого процесса удовольствие. Новости с успехом сочетают в себе и то и другое.

Люди, смотрящие новости, совершенно искренне полагают, что то, о чем им рассказывают, - важно. Человек действительно нуждается в получении информации. Точнее говоря, человек нуждается в знании, но ему постоянно подсовывают некие его суррогаты.

Знание второго уровня, знание как технология, по крайней мере, является честным и выполняет свою функцию, помогая человеку добиться некоего, заранее определенного, результата. Насколько важен этот результат и есть ли вещи важнее его - это уже другие вопросы.

Что касается знания третьего уровня, или новостей, то они теоретически призваны давать человеку информацию о состоянии окружающей его среды, с тем чтобы он мог принимать их во внимание и, возможно, влиять на них при достижении своих целей. Однако 99% получаемых телезрителем из новостей сведений не имеют к нему отношения и никак не могут быть им использованы.

При этом тот самый один процент информации, действительно существенный для человека, хоть и доходит до его сведения, но выдается за нечто не очень важное и в любом случае стоящее гораздо ниже в шкале ценностей настоящего гражданина, чем не имеющая к нему, по правде сказать, ровным счетом никакого отношения катастрофа или протокольная встреча на самом что ни на есть высшем уровне. Все это приводит к серьезной деформации мировосприятия и никак не способствует душевному здоровью человечества.

Кроме того, набор тем, фигурирующих в новостях, крайне ограничен - в сюжетах меняются только действующие лица, а часто одни и те же сюжеты просто штампуются из года в год. В сущности, нет даже большой необходимости снимать новые кадры - из архивных материалов всего лишь годичной давности, которых, конечно, никто из зрителей уже не помнит, можно превосходным образом делать новые сюжеты, и, в той или иной степени, это даже изредка практикуется.

Как следствие, мир и происходящие в нем события отчуждаются от человека - так как единственным источником сведений о мире становятся новости, неинтересные и ненужные человеку, то и сам мир становится человеку неинтересен и ненужен, даже если сам человек еще этого не осознает.

Телевизионные новости здесь занимают совершенно особую нишу. Они по определению не могут донести до человека никакого знания, ибо являются квинтэссенцией телевидения вообще. Телевидение же характеризуется мозаичностью изображения, складывающегося из множества точек и цветовых пятен, предпочтением, отдаваемым крупному плану перед общим, а также короткому действию перед долгим и отсутствием прямой логической связи между сюжетами, относящимися к разным временам и пространствам.

Информация, поданная подобным способом, не осознается телезрителем, а немедленно сворачивается в некий цельный миф, ибо именно так воспринимали мир первобытные люди. "Каждый мгновенно возникающий телевизионный образ, - писал Маклюэн, - требует от нас, чтобы мы создали замкнутое пространство конвульсивной работой органов чувств, являющейся по существу своему кинетической и тактильной, ибо тактильность - это взаимодействие чувств, а не просто контакт участка кожи с предметом".

Таким образом, мир, создаваемый в сознании зрителя новостей, становится замкнутым миром без внутренней логики, но с обилием тактильных ощущений, - то есть с миром, крайне близким к существовавшему в сознании первобытного человека, миром, где нет места знанию.

Наша цивилизация умирает. Внешне все еще выглядит благополучно - сильные молчаливые люди закручивают что-то важное ключом на семнадцать, водят автомобиль "Жигули", пишут тезисы к послезавтрашнему докладу. Но вечером они включают телевизор и, не отрываясь, внимательно смотрят новости чужого и непонятного мира. Мы уже обречены, и вряд ли у нас осталось много времени.

Георгий МХЕИДЗЕ

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Previous post Next post
Up