Этот, который из мультика. Детище готово смотреть его каждый день, а меня воротит.
Сейчас скажу гадость.
Перед тем как ее сказать, делаю два заявления:
1) Советские мультики и советское детское кино, в большинстве своем - прекрасны.
2) На вопрос "а сейчас-то что делают?" отвечу коротко: ни хрена.
Теперь, отсеяв тех, кто бежит на каждое упоминание СССР, в любом контексте, можно и про Карлсона поговорить. Хотя, СССР я зря тревожу - страны скоро двадцать лет как нет, а в головах ничего не изменилось.
Не раз приходилось читать восторги по поводу мультика - ах, насколько он глубже и тоньше оригинала. Мультик хороший, на цитаты его не зря разобрали, но насчет "тоньше" - извините. Где Линдгрен работает ювелирным инструментом, ее интерпретаторы орудуют молотком и зубилом. И дело тут не в том, что книжку надо уложить в небольшой метраж - они все с ног на голову ставят.
Малыш. В мультике это ангелок с небесными глазами и пронзительными вздохами. У Линдгрен - живой, хулиганистый ребенок. Вовсе не паинька - помните, как он ухажеров Бетан изводил ("такие уши одобрить невозможно")? Кстати, а как его звали? Выпускницы детской кафедры Кулька, не подсказывайте! То-то. С ходу не все вспоминают.
В семье ___________ (тут была фамилия, но я ее тоже вам вспомнить предлагаю) хорошо и уютно. Неудачный день, с которого начинается книжка, исключение, а не правило. Но старшие брат и сестра - погодки, у них свои интересы, поэтому Малыш чувствует себя одиноко. Просит собаку - родители отмахиваются, и так дел по горло. Это для ребенка собака - товарищ по играм, взрослый понимает, что к этому прилагаются лужицы, ветеринар, шерсть, погрызеная мебель. Впрочем, как только они просекают, что собака - не минутная прихоть, они ее дарят. Малыш - счастливый ребенок.
Карлсон. Сейчас часто говорят: "А в Швеции Карлсон - отрицательный герой". Не совсем так: отрицательные там все же Филле и Рулле. Но Карлсон никак не пример для подражания. В общем, безобразничает он в мультике не меньше, чем в книжке. Но главное его свойство вычеркнуто напрочь.
При всех своих недостатках, Карлсон приносит людям счастье. В конце каждой книги кто-то получает то, чего он хочет больше всего: Малыш - собаку, Фрекен Бок - выступление на телевидении, Дядя Юлиус - спасение от одиночества. Он не прилагает к этому усилий, но итог его безобразий именно таков. Он меняет реальность.
Мультяшный Карлсон портит Малышу день рождения, приревновав его к собаке. "А как же я! Малыш, я ведь лучше собаки"! Книжному Карлсону такое бы в голову не пришло. Он хулиган, а не мудак. Та самая фраза в книге звучит совсем по другому - в утешение. Не грусти, мы и без собаки повеселимся. Мультяшный улетает, не желая разделить с другом долгожданную радость и испоганив ему праздник. Это, наверное, тонко и высокодуховно.
Семья Малыша. В книжке, когда взорвалась паровая машина, Малыша отругали. За то, что запустил машину без разрешения, а потом еще за то, что свалил все на несуществующего Карлсона. Словесной взбучкой все и ограничилось.
В мультике жесть начинается еще до появления семьи. Когда Малыш, глядя на разбитую люстру, говорит:
- Представляю, как рассердится папа.
- А что папа? - спрашивает Карлсон.
И Малыш... показывает кулак. То есть, милый папа Малыша не стесняется ребенка лупить? Куда уж тетке Астрид до такой тонкости и высокодуховности - она противницей физических наказаний была.
Лупили ли Малыша, не показано, но следом мы видим, как он стоит в углу, а папа уходит в кино со старшими детьми.При этом Боссе, которому по книге пятнадцать, ведет себя как, от силы, девятилетний засранец. Родители это никак не пресекают, позволяя старшему идиоту издеваться над маленьким в своем пристутствии. В остальное время папина деятельность сводится к чтению газет и курению трубки, хоть как-то воспитанием детей пытается заниматься только мама, но сил у нее мало. С переутомлением она свалилась бы раньше, чем та, из книжки. Еще бы - ее никто не поддерживает.
Спрашивается - на черта было заменять теплую и дружную семью _______________(вспомнили фамилию?) на это семейство, от которой просто фонит скрытым неблагополучием? Потому что иначе не верится, что Малышу могло быть одиноко?
Фрекен Бок. Положа руку на сердце - вы бы доверили такой особе своего ребенка? Она даже не помнит, что приглашали воспитательницу, а не домоправительницу (экономку). Но папа, как всякий мелкий домашний тиран, с ходу тушуется перед напористым хамством и они с мамой быстро сваливают, оставляя ребенка и дом на явно невменяемую тетку.
В книге фрекен Бок - неласковая, детей не слишком любит, но в ее профессионализме сомневаться не приходится. А посидев с ней под замком, Малыш начинает ей сочувствовать. Еще она честна - нет привидений, нет и славы на всю страну, как ни обидно. Врать она не станет. Ну и в конце книги получает награду за все мучения - выступает на телевидении, и не в дурацкой программе о привидениях, а в честной кулинарной передаче.
Мультяшная фрекен Бок награды лишена, фантиком поманили, а конфеты не дали.
Честное слово, шведские детские писатели для наших режиссеров - инопланетяне. Вроде и сказки нравятся, но непонятно: а с чего Малышу плохо? Почему лисенок Людвиг семьей не понят? Зажрались эти шведы, ну, мы поправим. Молотком и зубилом.
(В Википедии, кстати, написана другая расхожая глупость про Карлсона - дескать, это воображаемый друг Малыша. Идиоты! Воображаемым другом его считали родители в первой книге, потому и собаку подарили. Там вся штука в том, что Карлсон - реальный, толстый и наглый, торт поедает. А Малыш всю книгу говорил правду.)
Из героев Линдгрен не повезло еще Пеппи. По ней зачем-то сняли фильм с Федей Стуковым и девочкой, которую, кажется, звали Света - она еще кривлялась, скакала и пела "Ой папочка-папулечка". Нет, девочка хорошая - это ж не она снимала фильм и писала сценарий.
У Линдгрен - милый уютный город, населенный хорошими и доброжелательными людьми, которые просто не могут понять, что Пеппи надо оставить в покое. Девочка, живет одна, в школу не ходит. Денег у нее много - ведь ограбят же, да и пытались ограбить. Пеппи настолько необычна, что взрослым действительно трудно ее понять.
Но они к ней добры - учительница вежливо разговаривает с ребенком, который висит вниз головой на березе и срывает урок всему классу. Мама Улы не обращает внимания на странные манеры Пеппи, даже противные дамы в гостиной не устраивают истерик. История о том, как хорошие люди не понимают хорошего человека, но при этом никто никому не хочет сломать жизнь.
В фильме Пеппи намного тусклее, а взрослые превращены в настоящие угребища. Когда Пеппи экзаменуют в школе, взрослым-то страшно становится. Еще б розги всем взрослым раздали, или в эсэсовскую форму вырядили. Ну вот на хрена? Драмы не хватало?
Расмус-бродяга не так контрастирует с тем, что написано в книжке, но доброты в фильме все равно мало. Ястребиха в книге - она как Фрекен Бок, просто неласковая, усталая. Иногда, "словно против воли" пытается приласкать ребенка - но нельзя, на всех сердца не хватит. Фильм - просто легкое зрелище с песенками. Вот песни хороши.
Привезу "Карлсона" и буду Кристе читать. Может, от мультика отвлечется.
А "Пеппи" ей только шведскую скачаем.