Ходили с женой на "SiCKО" Майкла Мура (в любимый Tibur). После сеанса - к друзьям: Молгоше Сласка (археолог, этрусков копает, полячка) и Алессандро Менгали (театр.реж.). Они устроили спонтанный ужин (на террасе; дом - где была первая
Casa dei bambini Марии Монтессори, в
San Lorenzo). Сандро пару дней назад вернулся из автостопа по Грузии, Армении,Турции: чтобы излить перегруженную дорогой душу, обязался собственноручно сделать соус для пасты:).
На огонёк подтянулись соседи по подъезду: Николетта с Роберто (евангелисты вальденского толка, коммунисты, организаторы гуманитарных миссий в Сирии и Палестине и летних лагерей под Римом для детей из палестинских и израильских семей), портьер Джозеф (индус, верховный сплетник по району), женщина-филиппинка с третьего этажа (на день Двора их семья к общему столу выставляет что-то невообразимо вкусное! но запомнить оригинальное название блюда еще никому не удалось), Марчелла (актриса, потрясающе играла в последнем спектакле Сандро по мотивам фильмов, поэзии, публицистики Пазолини) и др.
В столь «глобально деревенских» компаниях обычно весело. Эдакий микро-ООН, но без церемоний. То Джозеф сцепится с Роберто по "догматам веры" (последний аргумент: выходец из штата Мадхья-Прадеш, добрый католик Джозеф щурит глаз на своего визави-протестанта: "Робби, не понимаю, кто из нас итальянец - я или ты?"; левый радикал Роберто возмущенно пыхает сигарой: «Какая связь?»), то мы с Молгошей начнем распутывать польско-российские культурные влияния…
Поводы и темы для «дебатов» всегда разные. Были и такие: обсуждали... этическое потребление или, как сказал бы Бодрийяр, "политэкономию знака" (знаковое, символическое потребление). То есть - взялись выяснять, кто и что покупает или не покупает по внеэкономическим (а идеологическим, мировоззренческим, моральным и т.д.) мотивам.
Оказалось, буквально у каждого есть своя стратегия: некоторые регулярно покупали кофе, мед, чай, приправы в расположенном неподалеку эко-солидарном кооперативе (соглашаясь платить на сколько-то центов больше, зная что "прибыль" пойдет на эко-проекты или к производителям из стран третьего мира, поставляющим продукты через альтернативные сети дистрибьюции). Практически никто (формально принадлежа к среднему классу и чуть выше) не покупал "брендовой одежды" (сознательно избегая бутики и фирменные магазины) и сопротивлялся так называемому "статусному потреблению" (когда профессия, уровень дохода, происхождение и т.п. диктуют стиль - интерьера, одежды, еды и напитков, гаджетов, культурных артефактов и др.). Были те, кто из принципа работал только на Макинтоше (но Linux в силу возрастной инерции не осилили). Все делали «ритуальные» покупки на ярмарках локальных ONG и ONLUS (гражданские, благотворительные, культурные ассоциации); из последних жестов подобного рода - заходы в палатки на фесте пенсионерского автономного социального центра, на piazza dell’Immacolata (фест длится неделю, по вечерам).
Я поразился: понятно, что San Lorenzo - район специфический (студенческий, богемный, «secondo Trastevere» etc.) - здесь три коротковолновых активистских радио; офисы нескольких партий с молодежью, гудящей допоздна; кинотеатр с приличной интеллектуальной программой, сквот Trenta Due, две анархистских либрерии и киноклуб, школа и спортивная площадка кавалеров Ордена Мальты, женский монастырь с кучей кружков для детей, сбором одежды для бедных и др.), но степень распространенности и значимости символического потребления (и отказа от оного) среди людей, вообще-то далеких от каких-либо активистских субкультур (антиглобалисты, защитники прав животных, экологи, синдакалисты и др.) все равно впечатляет.
Стал расспрашивать: почему Вы это делаете? какой смысл? и - неужели считаете, что таким образом Вы в состоянии что-либо изменить?
Ответы можно разбить по нескольким категориям (так воспроизвожу свою эстетическую, идеологическую и проч. идентичность, выражаю свое отношение к производителям и мн.др.), но подробности здесь не столь интересны (о переходе с «экономики товаров и услуг к экономике знака» кто только не писал). Любопытно другое: общее единодушие при ответе на вопрос об «эффективности» потребительских бойкотов или солидарных покупок. Одна женщина, бухгалтер, сказала, что ей не столь важно - меняет ли ее «этическое потребление» что-либо в окружающем мире (делает ли гуманнее, свободнее и т.д.); она делает это для себя, для своей чистой совести… Отсюда: и покупка радужного флага с надписью PACE (мир) у волонтеров ассоциации ARCI (в знак протеста против начала войны в Ираке весь город был ими увешан), и отказ брать колумбийские бананы del Monte (не помню почему), и пожертвования католической миссии Caritas (забота о бездомных, престарелых, беженцах и др.).
В связи со всем этим - вопрос френдам: скажите, Вы свое потребительское поведение подобным образом ориентируете? можете какие-то примеры привести: что и почему Вы принципиальным образом покупаете / не покупаете? Только подчеркиваю: речь идет именно об "идейном потреблении" (хотя понимаю, сколь трудно отличить его от "покупок вообще", т.к. современный человек покупает не вещи, а мифы-легенды о них, бренды и т.д.); с покупками по "цене/качеству" все более менее ясно. Были ли какие-то кампании потребительского бойкота или солидарных покупок (не только благотворительных), в которых Вы участвовали?