Leave a comment

Comments 40

occuserpens June 20 2008, 15:12:34 UTC
[Начиная с того, что никак не удается установить: кому именно адресована эта острая, с годами неувядающая нелюбовь? Диссиденты ведь не были рыцарским орденом с общим уставом, катакомбой "одной на всех", партией униженных и оскорбленных, субкультурным табором вроде Пустых Холмов...]

Да ко всем, кто напоминает иракского Чалаби: Буковский, Боннер, ....

Reply

marchenk June 20 2008, 15:18:20 UTC
Чалаби - это который Ахмад? Он-то какое отношение к Боннер и Буковскому имеет?

Reply

occuserpens June 20 2008, 15:24:33 UTC
Он самый - А.Чалаби, освободитель Ирака от баасистской диктатуры (тм)

Reply

marchenk June 20 2008, 15:47:09 UTC
А ассоциативная связь с Боннер и Буковским здесь каким боком?

Reply


global_evil June 20 2008, 15:23:34 UTC
Так понятно за что - за отсутствие конкретной политической позиции.

Reply

marchenk June 20 2008, 15:45:58 UTC
То есть? У кого? Там было полным полно людей как с четкой политической идентификацией, так и с полным и намеренным отсутствием оной (зато - с внятной эстетической, этической и проч. идентификацией).

Reply

global_evil June 20 2008, 16:31:53 UTC
У критиков четкая политическая (групповая) позиция есть.

Reply

marchenk June 20 2008, 16:39:57 UTC
Ну и молодцы. У некоторых объектов критики - тоже. У некоторых критиков - аллергия на политику как таковую и в особенности на тех, кто нагибает определиться со знаменами.
Алекс, Эрик Булатов или Илья Кабаков - диссиденты? Барабанов с его баптистами, анабаптистами и т.д. - диссидент? Гефтериты (люди круга М. Гефтера), щедровитяне, мамардашвильцы и т.д. - диссиденты? Рокеры и хиппари 70-ых?
Как случилось, что в массовом сознании весь диссент схлопнулся в личные репутации Новодворской и Ковалева? У них-то, кстати, с политической позицией (хоть с групповой, хоть с персональной) - все ок.

Reply


(The comment has been removed)

вот-вот, a_shen June 20 2008, 17:15:12 UTC
просто людям неприятно видеть, что есть другие, которые не такие трусы, и хочется как-то себе объяснить, почему они неправы...

Reply

marchenk June 21 2008, 06:38:46 UTC
ух... у Хасида такие монстры собрались... неописуемые... но их-то мотивация - не бином Ньютона: простые как простата.

Reply


cheeha June 20 2008, 17:15:20 UTC
По моему ощущению, агрессивная нелюбовь к диссидентам, особенно к тем, которых реально преследовали, это просто проявление ксенофобии. Ведь настоящий диссидент - это странный и непонятный человек, к которому многие не могут испытывать эмпатии потому, что просто не могут даже вообразить себя на его месте. Нормальный советский человек говорил о диссиденте "идиот какой-то! и чего ему не хватает?!" Нормальный, слегка фрондирующий интеллигент в совке относился к диссидентам хорошо, поскольку он с ними не пересекался и узнавал о них по би-би-си и прочим голосам. Когда этот интеллигент эмигрировал и встретил некоторых диссидентов живьём, он тут же их люто запрезирал и нередко разлагольствует о том, какие они все придурки. Терпимость к "своим" диссидентам обусловлена тем, что они воплощают важные для человека идеи, то есть, являются для него знаками, а не личностями ( ... )

Reply

marchenk June 23 2008, 01:31:03 UTC
То есть - за "нелюбовью к диссидентам" стоит обида на то, что они существуют в реальности, а не являются чистыми и бестелесными знаками? И в идеале - быть бы им нечто вроде субкоманданте Маркоса: символа без лица, но с именем.
Можно эту культурную матрицу, неизменно сносящую репутацию диссидентов в нишу "святой / юродивый", каким-то образом сдвинуть? Или - найти какой-то другой архетип, который более адекватно и позитивно передает суть диссидентства? В конце концов, большинство современных стран прошли через этап ломки традиционного общества и легитимацию принципиально иной модели сосуществования (где новизна, отличия, пассионарность, нестандартность мышления и образа жизни, активность и проч. воспринимается как социальная ценность, которая культивируется и т.д.).

Reply

cheeha June 23 2008, 03:03:41 UTC
Всё относительно, в т.ч. "адекватность" и "позитивность". Для меня, человека религиозного, "святой" и "юродивый" (Христа ради) - очень позитивно ( ... )

Reply


gavagay June 20 2008, 17:18:44 UTC
Ненависть к диссидентам - это ненависть к самому феномену инакомыслия, несогласия - независимо от сути. Рассказы про глобальный капитал и иррациональный кагал - лишь рационализации. Они просто слишком глупы, чтобы человек в них верил исключительно из рациональных соображений и, собственно, их почти никто и никогда не пытается подтвердить какими-то рациональными доказательствами.
С другой стороны... Я вот совершенно не согласен, например, с Солженицыным. Собственно, его олитические взгляды представляются мне не только глупыми, но и вполне омерзительными. Но я всегда буду его уважать - просто потому, что у него есть личное мнение, которое он не боялся высказывать и за которое не боялся страдать. Сама эта черта вызывает у меня инстинктивное уважение. А у некоторых она вызывает инстинктивную ненависть. Здесь и проходит водораздел.

Reply

gavagay June 20 2008, 17:19:50 UTC
интернациональный кагал, конечно.

Reply

marchenk June 24 2008, 02:49:51 UTC
Но, допустим, с фактами в руках "разоблачив" иррациональность чьих-либо стереотипов и оценок диссидентства, мы же не изменим самого отношения... Проблема с массовым восприятием или с восприятием "работников умственного труда" - это проблема "сейчас"; через "публично выражаемую аллергию на диссидентов" (демшизу, лузеров и т.д.) эти люди совершенно очевидно позиционируют себя в актуальном публичном пространстве, прессингуют в адрес "диссидентов сейчас" и т.д.
Инакомыслие в сфере эстетики (у тех же поэтов, художников и проч.) - в моде. Чего никоим образом нельзя сказать про публичную философию, социальную критику, политическую мысль и т.д.
Если образование, круг чтения-общения не воспитали инстинктивного уважения к Инакомыслию и это, увы, довольно распространенное явление, то... что с этим делать?

Reply

gavagay June 24 2008, 11:08:48 UTC
=это проблема "сейчас"=

А это проблема?

=Инакомыслие в сфере эстетики (у тех же поэтов, художников и проч.) - в моде=

Инакомыслие не бывает в моде никогда. Вот нонкомформизм как оборотная сторона конформизма ("назло другим буду не как они") в моде бывает.

Reply


Leave a comment

Up