от физиса к номосу

May 20, 2008 10:47


      Эмиль Паин "От власти авторитета к власти нормы. Общество без традиций перед вызовами современности" (о демифологизации общественного сознания; механизмах межпоколенной передачи норм, стандартизированных образцов поведения, идей и ценностей; России как гиператомизированном обществе; неформальных объединениях как производителях социального капитала; отчужденнности от закона и подмене оного авторитетами и т.д.).
     Я бы подчеркнул тезис: "У нас много и справедливо говорят о таких задачах, как разделение властей, обеспечение не зависимого от исполнительной власти правосудия и т.п. Но при этом забывают об обществе как особом элементе политической системы. А я уверен, что расчет только на государственно-правовые изменения - такая же утопия, как и расчет реформаторов 90-х годов на костлявую руку рынка, которая сама выведет Россию на путь прогресса. Опыт тех же 90-х показывает, что без общественного надзора демократическая государственность быстро портится. А в перспективе она грозит перерасти и в диктатуру. Поэтому задача строительства общества не менее важна, чем задача строительства государства. А для интеллигенции это и есть главная задача".
     Субъектами модернизации постсоветских стран (буде появится реальный спрос на таковую, а не дежурная риторика) по определению не могут быть ни бизнес, ни власть.
     О двух вещах Паину следовало бы сказать больше: 1) о впечатляющих масштабах колонизации публичной жизни со стороны государства (адский рост сектора ГОНГО на фоне депрессии в стане независимых гражданских НПО, вынужденных инвестировать силы и энергию не столько на развитие, сколько на охрану периметра, самовоспроизводство и т.д.). Допускаю, среди поклонников сценария авторитарной модернизации немало "искренне желающих добра". Но... Избавляя людей от рисков, связанных со свободой, правящая элита получает не мотивированных на действие и рефлексирующих субъектов, а орды инфантильных подданных, наемников и тех, кого удалось взять в полон. Подобная публика для прорыва в будущее не годна. Она даже status quo крепит до поры до времени (ландскнехты разбегутся, как только перестанут платить; бароны - объявят о независимости и запрутся в замках; толпа - отдастся любому, кто посулит хлеба, зрелищ и стабильности); 2) употребление слова "традиция" в единственном числе - методологическое коварство: далеко не любая активированная традиция - трамплин в современность. Похоже, переоценки ценностей и эмансипации от хлама a la 1968 все же не избежать.
     А пока... Люди выстраивают частную жизнь. До асимметрии между общественной деятельностью и домашним хозяйствованием, в которой развернулся античный полис, еще доползти надо. "Частная жизнь" (пусть и без неприкосновенности) - уже достижение (негативная свобода). "Жить сейчас", фокстрот сиюминутности...

гражданское общество

Previous post Next post
Up