Я помню, что обещала выложить окончание по Ван Гогу. Оно у меня даже готово, так что все будет. Сегодня мой пост будет посвящен Одилону Редону ибо так сошлись звезды. Сошлись они в свое время из-за моего любимого символиста Врубеля, который привел меня в свою очередь на лекцию по символистам в ГТГ. Текст не мой, а компиляция тех материалов, доступных в интернете, которые я сохраняла в свое время в отдельном файлике. Так что мои только связки между разрозненными кусками.
Древнегреческим словом символ изначально называли монету, разделенную надвое. Два человека, у которых было по половине этой монеты, при встрече могли узнать друг друга, сложив обе части между собой. Однако с течением времени, символ из простого опознавательного знака превратился в одно из самых сложных, емких и глубоких понятий
мировой культуры искусства и философии.Символизм первобытно присущ искусству. Художественное сознание различает
в вещи внутренний смысл и внешнюю оболочку, в которой просвечивает смысл потайной сущности. В этом понимании "символизм" содержится где угодно. Например, египетская пирамида - символ вечности и нетленности. Христос, что он был распят на кресте, - символ страданий и искупительной жертвы.
Одилон Редон (фр. Odilon Redon; 20 апреля 1840, Бордо - 6 июля 1916, Париж) - французский живописец, график, декоратор, один из основателей символизма и «Общества независимых художников» .
Творчество Редона разделяется на два периода: «чёрный» и «цветной». (с) wiki
Одилон очень необычный и самобытный художник. Впервые я его увидела года два назад. Это была случайная картинка, выпавшая по запросу "символисты" в яндекс картинках. Я потянула за эту ниточку и запуталась с головой. Это художник снов и галлюцинаций. Но не таких, как у сюрреалистов, а чувственных что ли...
Редон предостерег каждого, кто попытается его понять и осознать путем разума. В своем дневнике «Себе самому» Редон высказал мысли, которые характеризуют его рисунки, но в равной степени могут быть отнесены и к творчеству мастера в целом: «Мои рисунки внушают, а не определяют себя. Они ничего не детерминируют. Они отсылают нас, так же как и музыка, в двойственный мир неопределимого». Главная идея этих мыслей - о бессилии точного, однозначного выражения, и в конечном итоге - о бессилии слова перед глубиной высших смыслов. И она сразу погружает в эпицентр проблематики о сути символизма и модели символического мышления, представленной в творчестве Редона.
Эльзас
Родился художник в Бордо 20 апреля 1840 года в семейном поместье Пейербальд в семье предпринимателя. Здесь он был оставлен на попечении кормилицы до одиннадцати лет. Предполагают, что мальчик страдал припадками «падучей» и родители намеренно прятали его от глаз знакомых.
Престарелый ангел
В 1857 году Редон пытался поступить в парижскую школу изящных искусств, но провалился на первом же экзамене. С 1855 года учился в Бордо у местного художника-романтика Станислава Горена, который обучил его технике акварели. Здесь же, через три года состоялся его дебют на ежегодной выставке Общества любителей искусств были показаны две картины. Приблизительно в это же время старший брат художника вводит его в кружок молодых интеллектуалов. Общение с ботаником А. Клаво, работа с микроскопом открыли перед Редоном новую неведомую область микроорганизмов, причудливых, бесконечно разнообразных органических форм, пробудили фантазию молодого художника. Внешняя оболочка предметов заколебалась и предстала перед ним как видимость, за которой скрывался загадочный таинственный мир.
Здесь, в 1863 году Одилон Редон познакомился с Рудольфом Бреденом, гравером-«протосимволистом», испытав глубокое воздействие его творчества и решив стать графиком. Восторженный ученик Бредена - Редон - писал о своем учителе ("Самому себе"): "Человек, жаждущий одиночества, который бежит куда глаза глядят под бесприютным небом, не ведая родины, испытав все треволнения, всю безнадежность вечного изгойства, - вот что находим мы здесь повсюду... Иногда это бегство целой семьи, легиона, армии, народа, бегство подальше от цивилизованного человечества". Знакомство с гравером А. Бреденом оказало большое влияние не только на творчество, но и на формирование личности Редона. Под
руководством Бредена художник осваивает различные приемы графического искусства: рисунок углем, литографию и др. Так же литографии учился у Анри Фантен-Латура. Благодаря своим новым товарищам Редон познакомился с поэзией Шарля Бодлера, произведшей на него сильное впечатление.С 1867 начинает вести дневник под названием «Себе самому», в котором изложил свои взгляды на искусство и творчество (окончил его в 1915 году).
На следующий год Редон отправился в Париж и поступил в Школу изящных искусств к Жану Леону Жерому. Неудовлетворенный взаимным непониманием, Редон покидает его.
Крылатый Старик с длинной белой бородой, Музей Орсе, Париж.
Будучи болезненно мнительным человеком, Редон долгое время не мог найти своё место в искусстве, не верил, что может создать что-то стоящее. В 1868 году, например, когда картину Редона «Роланд у Ронсеваля» приняла комиссия парижского Салона, автор в последний момент испугался суда критики и забрал свою работу.
Переломным в жизни художника стал 1870 год. Художник записался добровольцем в действующую армию (шла франко-прусская война) и, к удивлению домашних и друзей, проявил себя смелым и стойким воином. Для Франции война окончилась унизительным миром, но Редону она придала уверенности в своих силах. Однако и после этого его не оставляли мрачные видения.
В марте 1874 года умер отец Редона, и это стало для художника сильным потрясением, хотя он так никогда и не смог изжить свою обиду на него за «бездомные» детские годы. Вместе с тем, смерть отца позволила Редону полностью посвятить себя искусству. В тридцать лет художник навсегда покинул Бордо и переехал в Париж, где знакомится со Стефаном Малларме. Художник погрузился в стихию духовных поисков интеллектуальной элиты, стараясь найти близкие своему мироощущению темы и образы. Он обратился к поэзии и музыке. Много часов он проводит в Лувре, копируя картины Эжена Делакруа.
Беатрис 1885
В 1880 году художник женился на Камилле Фальт (1852-1923), креолке из французской колонии Реюньон. Этот брак оказался на редкость счастливым, хотя супругам пришлось пережить большое горе - в шестимесячном возрасте
умер их первенец. Художник был так подавлен, что некоторое время не мог работать. В 1889 году у него родился второй сын. Его появление на свет помогло Редону излечиться от тоски..
Женщина с полевыми цветами. 1890/1900. Эрмитаж.
Вот это его Безмолвие очень мне моего любимого Врубеля напоминает
С 1890 Редон все чаще обращается к живописи маслом, пастели, экспериментирует с цветом. Для этого этапа творчества характерна многоцветная красочная гамма и иная тематика: бабочки, цветы, женщины на фоне яркого пейзажа. В 1899 году Дюран-Рюэль организует выставку молодых художников под названием «В честь Редона», на которой были представлены работы пастелью. Однако после 1900 года он всё заметнее отдаёт предпочтение краскам, 2 апреля 1906 года он писал своему другу Бонже: "В масляной фактуре есть что-то колдовское: она подчиняет тебя, удерживает у мольберта, с каждым днём всё мучительнее, всё сильнее."
Les Yeux Клоса (Closed Eyes) 1890 Музей Орсэ, Париж
В 1890-е Редон все чаще обращается к живописи маслом, пастели. Эти работы передают внутренний мир человека (Закрытые глаза, 1890, Париж, музей Орсе). Над мрачной пустыней воды возвышается женская голова, ее губы плотно сомкнуты, глаза закрыты - она полностью погружена в мир своей души, который уподобляется здесь водным глубинам. Художник средствами живописи пытается передать, казалось бы, "неизображаемое", невидимое глазом - тягостный диалог человека со своей душой.
«Моя оригинальность, - писал Редон в книге «Себе самому. Дневник (1867-1915)», - состоит в том, что я заставляю существа неправдоподобные жить по человеческим законам правдоподобия, стараясь всегда, когда это возможно, подчинить невидимый мир логике видимого мира». В этот же период художник создает полные религиозного мистицизма картины «Сердце Иисусово» и «Христос в терновом венце».
Композиция пастели «Христос Святого Сердца» (около 1895 г.) навеяна средневековой живописью Нидерландов. Фигура Христа излучает тёплое золотистое сияние. Его глаза закрыты, а взор обращён внутрь, к сердцу, изливающему мерцающий свет. (простите, крупнее не нашла)
Глубокая духовная сосредоточенность воплощена и в образе Будды. Пространство, в котором он находится, лишено глубины. Фигура Будды сдвинута к левому краю композиции. Из размытых, неясных красочных пятен возникают то цветы, то дерево, то облака.
Le Bouddha (Будда) c. 1905 Музей Орсэ, Париж
Несмотря на то, что творчество Редона совпало по времени с расцветом импрессионизма, оно абсолютно самобытно отлично от него. Его картины по форме и содержанию близки к экспрессионизму и сюрреализму, хотя этих художественных направлений в то время ещё не существовало. Поэтому многие художники считают Редон а предвестником ирреализма в живописи и искусства, обращённого к психике человека.
Blue профиль, 1892, Британский музей, Лондон
«Я отказался плыть на корабле импрессионистов, они представлялись мне слишком недалекими. Все, что превосходит предмет, что высвечивает или расширяет его и относится к сфере тайны, волнующей неопределенности и восхитительной тревоги перед ней, все это полностью было от них закрыто. Они бежали в испуге от всего, что служит основой для символа, от всего неожиданного, неясного, не поддающегося определению, что таится в нашем искусстве и придает ему долю загадочности. Истинные паразиты предмета, они культивировали искусство исключительно в пределах визуального поля и в каком-то смысле закрыли от него то, что выходит за эти рамки и что способно озарить светом духовности самые скромные опыты,даже черно-белые рисунки. Я имею в виду излучение, овладевающее нашим духом и ускользающее от какого-либо анализа».
Восточные женщины (Женщина в красном), 1895-1900, Музей Орсе, Париж.
Портрет де-ла-Баронн Роберт де Domecy (1900) Музей Орсе, Париж
Также Редон увлекался декоративными сюжетами, он расписал столовую в замке Домеси в Бургундии, спальню госпожи Шоссон в Париже, а в 1910-1911 по заказу Гюстава Файе - библиотеку аббатсства Фонфруад в департаменте Од.
Художник обращался и к античным сюжетам.
Андромеда. 1912
Во втором периоде творчества Редон порвал с чёрными тонами (расскажу отдельным постом) и стал писать наполненные цветом картины с элементами идеализации антики и природы. В последние годы жизни художник освободился от своих сложных, болезненных видений. Широко известны его квадрига, парящая в цветных облаках, и абстрактные изображения медуз, моллюсков и других морских обитателей. Эти многослойные картины идеального мира оживают благодаря глубоким переливам красочного тумана.
Причины обращения художника к полихромной живописи искусствоведы объясняют по-разному. Одни говорят о том, что, взявшись за краски, мастер будто бы "примирился с реализмом". Эта версия выглядит не слишком убедительно, поскольку "цветные" картины Редона не менее фантастичны, чем его черно-белые работы. Другие полагают, что художник "устремился к ярким цветам как к потерянному раю". Перемену в стиле сам художник объясняет так: "Я понял, что постепенно разматываясь, лента жизни дарит нам не только печаль, но и радость. Если творчество художника - это песнь о его жизни, то, помимо печальных черно-белых нот, в ней должны звучать хотя бы отдельные красочные ноты радости".
Он также писал:
«Суггестивное искусство - это излучение различных пластических элементов: их сближения и комбинации порождают грезы, которые озаряют, одухотворяют произведение, будят мысль. Суггестивным искусством является волнующая душу музыка; таким искусством является и мое искусство благодаря комбинации различных элементов, которые я сближаю, и формам, преображенным вне какой-либо связи импрессионизме, открыто заявив в книге «Себе самому»: «Все с внешним, но все же в соответствии с определенной логикой».
Редон не раз обращается к излюбленному мотиву романтической живописи - морскому пейзажу. В отмеченные эмоциональным звучанием виды моря художник вносит элемент мистицизма. Таковы его картины, изображающие красную лодку. Лодка в христианской религии символ человеческой души, а также жизненного пути. Первоначально Редон изображает в лодке, несомой морскими волнами, святых жен, но постепенно фигуры людей морском пейзаже становятся меньше и незаметнее. Живописца интересует только море и лодка, оказавшаяся во власти стихии. В картине «Красная лодка на солнце» (частное собрание, Нидерланды) яркие солнечные лучи, охватившие все пространство неба и воды, пронизывают паруса баркаса. Золотистые тона, окрашивающие море, небо и паруса, свет, наполнивший зыбкий воздух,
силуэт солнечного диска, просвечивающий сквозь ткань паруса, - все подчеркивает мысль о духовном просветлении и устремленности к неведомым светлым далям горизонта.
Та же тема моря и красной лодки имеет несколько иное звучание в картине «Красная лодка» (1900, частное собрание, Париж), изображающей уже не спокойное светло-золотистое море, а волнующуюся темно-изумрудную морскую
стихию, ожидающую бури, которая вот-вот разразится
Быстро идущие в сторону лодки тучи, надвигающийся сумрак, вздымающиеся грозные волны вносят в души людей в лодке смятение и ужас перед предстоящими тяжелыми испытаниями.
Аврора, 1910
Материальное положение Редона, между тем, трудно было назвать завидным. Ему пришлось продать поместье в Пейербальд, где прошли его детские годы. Оно ушло почти за бесценок, и вырученная за него сумма не могла покрыть
всех долгов художника. Ища способ расплатиться с долгами, Редон начал писать цветочные натюрморты, которые пользовались популярностью и хорошо продавались.
Герань
Тут цветов еще целое лукошко
В 1906 году в галерее Дюран-Рюэля прошла выставка работ Редона и в том же году - в Осеннем Салоне. В 1913 работы художника выставлялись на Международной выставке в Нью-Йорке.
Скончался Одилон Редон в Париже 6 июля 1916 года, оставив большую коллекцию загадочных графических листов и живописных композиций. Маленький ключик к их пониманию Одилон Редон спрятал в дневнике, написав: «Заниматься живописью значит создавать красивую субстанцию, прибегая к особому, внутреннему чувству. Точно таким же образом природа создаёт алмаз, золото, сапфир... Это врождённый дар чувственности. Его нельзя приобрести».
Про черный период расскажу в следующем посте