Родина Тракена. Королевский конный завод.

May 24, 2013 22:13



Итак Ясная поляна. В до наши времена - Тракенен (по-русски, что-то типа лес у болота). История поселения на всех сайтах в сети, ему посвященных, начинается с 1732 года, когда Фридрих Вильгельм I основал здесь конный завод. Ну, кое-где написано, что было-таки имение Тракенен, но кто, что и как... Поэтому  будем считать, что именно кони и лошади вдохнули жизнь в эти края.

Впечатление посёлок производит, конечно, странное. Что сразу бросается в глаза - кладбище, полчища ворон, от крика которых можно, наверное, оглохнуть рано или поздно, разрушенные постройки конезавода, лишь на выезде можно встретить немного симпатичных домиков. Всё это на Центральной улицы, которую проехать можно за пять минут.
Первый наш выход в местные люди, был вечером, когда мы вернулись из Роминтенской пущи.
Гостевой дом стоит в самом центре посёлка, поэтому всё интересное у нас было буквально через дорогу.
Первым делом мы пошли... в магазин за соком. Я так поняла, что тут всего два магазина, первый - классический совковый работал до 8-ми вечера, по крайней мере вывеска и замок на двери отдавали советским детством :) Второй - из современных, работал чуть ли не до 12 ночи, имел адекватный набор продуктов и вполне приемлемые цены.
Магазины разделяет здание




Я люблю деревни -  не важно, что происходит в мире, кто в очередной раз пришёл к власти, какова цена на нефть - тут всё сохраняется как было, мне порой кажется, что вот это "как было" тут лелеют и берегут :)

Купив сок, отправились смотреть братскую могилу советских воинов, где захоронено 2580 человек. Хоть фотоаппарат и был с собой, фото я не делала. Забавно, я знаю, что в этих братских могилах нет ни одного моего родственника, но каждый раз попадая на подобные захоронения в любом городе я ищу "свои" фамилии. Иной раз нахожу однофамильцев...
Постояли на автомобильном мостике.


Обернулись, поняли, что мостик этот не простой, а с задвижками


Интересно, а они ещё работают? Говорят, что шлюз закрывали и купали в пруду тракенов.


Пройдя совсем немного мы пришли в замку Ландшмессеров. Кто такие - я не в курсе. Видимо в детстве я перечитала сказок и приключений, потому как в моём понимании замок - это как минимум как на заставке у Диснея, а дворец - хотя бы Тадж Махал, что ли. А это - усадьба, хорошая, добротная усадьба. Но  если говорят, что замок, пусть будет... Давайте лучше про конезавод.


В 13 веке в Пруссии существовала местная порода лошадей, небольших, мышастой масти, неприхотливых, крепких. Знатоки называют их "швайками". Эти лошади понравились тевтонским рыцарям, которые переехали сюда на ПМЖ, и орден организовал несколько конных заводов.  Впоследствии  "швайки", улучшенные высококровными жеребцами из Тракенена, и лег в основу восточно-прусской породы лошадей тракененского происхождения.
В 1727 году Фридрих Вильгельм I решает собрать воедино разбросанные по всей Пруссии конные заводы.


Строили конезавод, осушали болотистую землю шесть лет. В 1732 году все лошади королевских конных заводов Пруссии были собраны в «Королевском конном заводе Тракенен». В первом конском составе Тракенена было 1101 голова. Жеребцы, поступившие в завод, были разного происхождения: литовские, польские, потомки татарских и, конечно, восточные.


Конный завод хоть и был масштабен по задумке, на деле оказался средненьким. Сено плохое, фуража не хватало, денег на покупку жеребцов не было...
В 1739 году король подарил "Тракенен" своему сыну Фридриху, которого потом ещё Великим назовут (до этого он, правда, его смерти требовал, да суд не разрешил. Не знал видимо король, что можно сослаться на коллегу Ивана Грозного с его "Я тебя породил..." ).
Фридрих Великий ничего великого в развитие конезавода не внёс. Мало того, выжал из него всё, что можно было: забирал всех 4-ёх летних жеребцов, предназначенных для случки, лучших раздаривал или продавал. Покупку племенных жеребцов расценивал как пустую трату денег. Ничем Тракенен не могу угодить королю: денег мало, верховые из лошадей плохие, английские вон смирные и приятные, а эти... И даже то, что тракенские лошади не знали себе равных в упряжи, молодого короля раздражало. Он не мог смириться с этим и устраивал бесконечные соревнования с английскими,  мекленбургскими и даже русскими лошадьми. Но как бы не хотелось Фридриху II песчаную дорогу между Потсдамом и Берлином "тракены" преодолевали за два часа. На полчаса раньше остальных!
Казалось бы для конезавода хуже короля ничего не было. Было! Семилетняя война, и в особенности наши бравые казаки, которые разграбили Тракенен, захватив лучших лошадей.
Тракенен "спасла" Елизавета - она умерла :) Как мы помним по истории, её приемник Пётр III заключил с Пруссией мир.
Конезавод смог вздохнуть, тем более, что под своё правление его взял Йохан Фридрих фон Домгарт в 1757 году. И хоть у власти был всё ещё Фридрих Великий, Домгарт умудрялся, порой на свой страх и риск, проводить реформы на заводе. Так он первым предложил использовать  жеребцов из Тракенена для улучшения крестьянского коневодства.
Но расцвет Тракенена начался лишь после смерти короля, когда завод перешёл в собственность государства.
Фридрих Вильгельм II в отличие от предшественника не выкачивал деньги, на направлял доходы Тракененского завода на покупку производителей. А новый управляющий Карл фон Линденау фактически заложил основы государственного коннозаводства Пруссии. С помощью конного завода Тракенен было решено создать лучшую породу государства. Линденау лично выбраковал лошадей и распорядился использовать только чистокровных и арабских производителей. Живи и радуйся.
Но тут Наполеон со своими претензиями на европейское господство, будь он неладен! Началась эвакуация конных заводов Тракенен и Нойштадт. В январе 1806 года лошадей переправили в Россию, типа там сохранней. Но переход оказался тяжёлым, многие из животных, что дошли до России там и погибли.  Холод, голод, повальные болезни... После Тильзитского мира в Тракенен вернулось лишь 180 лошадей. Граф Линденау не мог пережить такого удара и подал в отставку, мотивируя тем, что экономике государства трудно будет содержать ещё и управляющего. Потом началась Отечественная 1812 года, французы пошли на Россию, прусские конезаводы опять начали спешную эвакуацию, но уже в Верхнюю Силезию. Домой лошадки вернулись лишь в 1813-ом.
Но не может же постоянно всё быть плохо, правильно, не может. У тракенов началась светлая полоса в жизни. Управляющим стал В. фон Бургсдорф, который заведовал хозяйством 28 лет. При Бургсдорфе был налажен строгий учет лошадей, что позволило в 1878 году издать первый том лошадей тракененской породы. Жеребятам, рожденным в заводе, стали давать клички, до этого лошадки ходили безымянные.
Сам конный завод разжился больницей, училищем, гостиницей, почтой, кирпичным заводом и стадом коров. Поля орошались, посевы люцерны и клевера давали хорошие урожаи. Даже у персонала была спецодежда - синий сюртук с медными пуговицами, полосатый черно-белый жилет, белые замшевые штаны, сапоги и фуражку, которую в праздничные дни заменяла высокая шапка с галуном. Образцовое хозяйство прям :)
В самом Тракенене находилось 189 лошадей, из них 18 жеребцов, 77 маток, а остальные - жеребята до четырехлетнего возраста. Кроме центральных были ещё вспомогательные конюшни.
Каждую осень в Тракенен для осмотра четырёхлеток прибывала комиссия в составе управляющего коннозаводством Пруссии, двух-трех директоров заводских конюшен, офицера кавалерии и члена иппологического общества. Около 40 лучших жеребцов распределялись по заводским конюшням, порядка 30 жеребцов уходило в королевские конюшни в Берлин. Не попавшие в две первые группы жеребцы, «лишние» кобылки, а также забракованные комиссией лошади, продавались на аукционе.
Началась Первая мировая. Не, на этот раз Тракенен не эвакуировали :) По условиям Версальского договора Германии было запрещено иметь кавалерию, и из 110 кавалерийских полков, комплектовавшихся восточно-прусскими лошадьми, осталось только 18. Пришлось переориентироваться на разведение лошадей для сельского хозяйства.
Управляющим в это время был уже Зигфрид фон Лендорф, который "усилил" породу. Он проуправлял конезаводом 9 лет, потом после конфликта минсельхозом его отправили в отставку, что многие считали большой ошибкой.
1931 год - конезавод Тракенен отвечает всем запросам времени. Триумфальным для Тракенена и всей Восточной Пруссии стал 1936 год. На XI Олимпиаде в Берлине первое и второе места в выездке завоевали восточно-прусские лошади Кронос и Абзинтх. Немецкие офицеры на восточно-прусских лошадях выиграли и командное золото в троеборье. Тракены пошли в конный спорт.
И как закон подлости началась что  - правильно - Вторая мировая. И в принципе, уже можно догадаться чем она для королевского конезавода "Тракенен" закончилась, раз я пишу сейчас про него.
Интересно, что если в предыдущие войны животных спешно эвакуировали, в  этот раз с эвакуацией более чем не торопились. Оттягивали как могли, чтобы не сеять панику. В августе 1944 бомбы падали уже совсем рядом, но лошади всё оставались в стойлах. Лишь в сентябре поступило распоряжение вывезти нескольких наиболее ценных производителей. Ернст Элерт, последний управляющий, сумел отправить на Запад 139 лошадей, среди которых были производители и жеребые кобылы. Приказ эвакуировать был дан 17 октября 1944 года. Десять табунов по 80 голов в каждом прошли короткой рысью от Тракенена до Георгенбурга за 6 часов. Там табуны были разделены и двигались в разных направлениях. Когда лошади попали в американскую оккупацию, которая сменилась английской, ни первые, ни вторые не додумались взять их себе. Элерту удалось убедить английского офицера выдать пропуск на вывоз из оккупационной зоны двух тракененских жеребцов, 28 маток и 6 жеребят. В 1947 году именно они были приобретены Тракененским союзом и встали  у истоков возрождения тракененской породы в Германии.
Что сделали советские власти - отправили тракенов в сальские степи в Росовскую область. К слову, сегодня тракенов разводят в России. В сентябре 1997-ого  Россия - Ассоциация Тракененского коневодства России - стала членом международного содружества коневодов и любителей тракененской лошади, которые объединяются под эгидой Такененского Союза Германии и получила право таврить своих лошадей семиконечным рогом лося с принятым для России символом - "К".
Говорят, что от Тракенена в Ясной поляне остался небольшой конезаводик, вот только  в 80-е годы его спьяну спалил сам управляющий. Моржет место тут какое, проклятое? Хотя сейчас конезавод восстановили и он развивается, опять же говорят, что его выкупила небезысвестная Елена Батурина.

Давайте сразу расскажу про "Рог лося" и многобуквенную часть на этом, пожалуй, завершим.


Такой же знак  есть на воротах конезавода и на крыше гостевого дома, где мы жили. Сразу скажу, пока не забыла: есть поверье, по которому когда луч солнца касается Рога лося на арке, нужно пройти через ворота замка и загадать желание :)
Семиконечный рог лося стали ставить лошадям верхового типа при Линденау. Почему вдруг рог лося? Потому что такие лоси обитали только в Пруссии. Кого не устраивает такая версия, пусть будет другая - лоси легко передвигаются даже по глубокому снегу и болотам, преодолевая препятствия высотой до двух метров. Селекционеры хотели создать для кавалерии лошадей, обладающих такими же качествами.
С 1815 года тавро «один семиконечный рог лося» стали ставить всем лошадям, рожденным в Тракенене, независимо от их типа.
Судьба Тракененского конного завода была тяжёлой, но при этом он имел огромное влияние на коневодство Восточной Пруссии. Тут я перефразирую старую пословицу "поскреби француза - татарина найдёшь" - посмотри родословную любой верховой лошади конца 19 века  и обнаружишь тракенских предков. Практически верховые восточно-прусские лошади были высококровными тракенами. С 1888 года восточно-прусским лошадям на левом бедре стали выжигать тавро «двойной семиконечный рог лося». После Второй мировой войны такое тавро в Германии стали ставить лошадям тракененской породы.

Вернёмся в дни сегодняшние.
А сегодня в замке школа. Она даже называетмся Замковская средняя общеобзовательная.



Ну и свой герой нашего времени.


Мимо пробегает ребятня, гладя на нас с мужем кричит что-то на немецком. В ответ получают наше "Привет!". "Я же говорил, что они - русские", - видимо кого-то из мальчишек мы явно разочаровали.
Бывшие конюшни. Теперь - школьный гараж





Как я понимаю по окнам - это должен быть школьный спортзал.




Опять Замковская средняя общеобразовательная школа.


На месте этого камня  в своё время стоял памятник Темпельхютеру.  Личность это хоть и историческая, но не человеческая, а лошадиная. Скульптурный портрет одного из известнейших жеребцов-производителей, основателя линии в тракененской породе украшал парадный подъезд главного здания конного завода. В 1945 году бронзовый Темпельхютер в качестве военного трофея был вывезен в Союз и  даже чуть не угодил в переплавку. Статуя по личному указанию Семёна Буденного была передана в Музей коневодства при Тимирязевской сельскохозяйственной академии. Долгие годы Темпельхютер встречал посетителей музея у крыльца, пока в начале девяностых не пострадал от вандалов. Статую восстанови, конечно.



А это дуб, посаженный 10 мая 1871 года управляющим, судя по всему Домгардтом, в честь победы во Франко-прусской войне 1870-1871 годов.


Поговаривают, что дуб это не простой. Типа его нужно обнять и загадать  желание :) Жаль, муж, когда обнимал, не знал этого. У дуба был персональный садовник.
Обошли школу с другой стороны. Вообще в замке помимо школы есть и музей. Но здесь та же история, что и со всеми другими музеями, в которые мы не попали.



Прошли мимо очередного одного школьного корпуса, но уже советской постройки.


Из достопримечательностей тут есть старое зернохранилище. Как было туда не зайти :)




Муж играет со мной в прятки :)










Не сложно догадаться, что зернохранилище - излюбленное место тусовок у молодежи.












На последок мы заехали ещё в одно место. Это, как можно судить по следам на дороге, действующая конюшня. Тока все двери были закрыты и никого вокруге не было :(




Вот как-то так.

историческое, кони, область, Ясная поляна, покатушки, Тракенен, картинки

Previous post Next post
Up