Sep 05, 2011 11:37
вчера у сына на свадьбе Андрей Макаревич "повинился" что выступил на каком-то канале "как старый перд" против творчества группы Война, ну типа в искусстве всегда была и должна быть красота, при всем прочем. Про войну как-то скучно было в десятый раз обьяснять и я бухой прочитал ему и Стасу Намину лекцию о том как менялись, а точнее накапливались критерии оценки искусства от древней греции до наших дней. Все очень условно. но примерно так:
1. греки искали идеальное. Хороший художник приближался к изображению идеального, гармонии.
2. римляне копировали греков. Хороший художник очень точно копировал. Был искуссным ремесленником.
3. христианская церковь как основной заказчик - среди критериев появляется сакральность. Работы Караваджо отвергаются из-за отсутствия "искры божьей"
4. подобие реальности - сделайте как в жизни. в 8 веке появляется первая ложная перспектива. Хороший художник точно передает "все как в жизни". Портрет - как живой. А художник получает еще и задачу историка. Сохранить для истории. Вплодь до изобретения фотографии.
5. царство эстетики. сделайте красиво! это чисто буржуазный заказ. композиция, цветовые соотношения. Искусство ласкает глаз. Искусство украшает интерьеры. все заканчивается тем что эстетика превращается в науку. Живопись становится "королевой искусств".
6. импрессионисты уже как ученные изучают "реальность данную нам в ощущениях" но уже с большим упором на "ощущения" - исследуют скорее человеческое зрение, законы оптики, чем реальность. Художник "создает картину" а не "изображает на картине"
7. бунт личности. главное это я, художник, а не то что я изображаю. Самовыражение. Мир художника. Мир образов.
8. Новаторство. Практически вся эпоха модернизма. Создание новых языков как цель. Поиск границ искусства. Набеги на смежные зоны человеческой активности. Художник-политик, художник-социолог, философ.
9. игра с культурой. искусство прошлого представляется такой же полноценой сферой как и природа. Накопленный культурный багаж настолько велик что художник живет в нем как пейзажист живет в природе.
з.ы. ну очень примитивно с кучей исключений и накладок. Но смысл моей лекции в том, что сегодня художник сам выбирает какой из перечисленных практик служить и оценивать их надо исходя из этого.
з.ы. Например есть ученый языковед и есть ученый физик. Вы же не будете критиковать гениального физика за то что у него в одном предложении три граматических ошибки. Так же искать гармонии в работе группы Война не следует.