Оригинал взят у
raasta в
«Стенограмма» - спектакль о том, что России предстоит сделатьОригинал взят у
anet727 в
«Стенограмма» - спектакль о том, что России предстоит сделать Посмотрел спектакль С.Е.Кургиняна «Стенограмма» в московском театре «На досках». Спектакль сделан по материалам XV конференции ВКП(б), которая проходила в Москве в период со 2 декабря по 19 декабря 1927 года. На съезд собралось 1669 делегатов. Это были 17 дней, которые изменили Коммунистическую партию и в результате страну. Об этом и рассказал спектакль.
Небольшое вступление. Перед началом на сцену вышел сам режиссёр и обратил внимание собравшихся в зале, что тексты речей партийных деятелей того времени в спектакле приведены в том виде, в котором они записаны в стенограмме съезда. Совсем уж длинные речи были сокращены.
Также отмечу, что на сцене впервые выступали молодые члены общественной организации «Суть времени». Вместе с опытными актёрами театральной труппы они составили, на мой взгляд, великолепный творческий ансамбль. Сам Сергей Ервандович после спектакля сказал, что он добивался симфонии. Как мне кажется, не только в содержании спектакля, но и в игре разных поколений актёров ему удалось это показать.
Теперь о самом спектакле, о его содержании. О форме я специально не буду говорить, пусть тот, кому интересно, придёт и посмотрит сам. Мне форма показалась интересной.
В спектакле формальное содержание партийной конференции, выраженное в речах выступающих, было соединено с общим духом того времени, а также с духом тех, от кого зависела в тот момент судьба Коммунистической партии и всей страны. Несмотря на единство советского народа перед лицом внешних и внутренних опасностей, экономика и индустриальное производство в стране испытывало большие трудности. Уже остро стоял вопрос о том, строить ли социализм в отдельно взятой стране или ждать наступления мировой революции.
Коммунистические движения в других странах оказались слабы, и не могли поддержать СССР как авангард революции. Об этом на съезде заявила Клара Цеткин (Анна Кудинова). Она сказала, что в России даже демонстрации грандиозны и отличаются от тех, которые проходят в Западной Европе. Цеткин сказала, что в России народные массы непоколебимо верят в стальное единство ленинских рядов. И что это даёт им силу идти вперёд и преодолевать любые трудности. Она напомнила собравшимся, что западный мир, по прошествии десяти лет с момента Октябрьской революции, снова думает о блокаде и о войне.
На сцену, как на съезде, по очереди выходили лидеры Коммунистической партии и лидеры оппозиции: Сталин (Юрий Бардахчиев), Зиновьев (Юрий Высоков), Каменев (Евгений Прокошев), Троцкий (Эдуард Крюков). И если здоровые силы показали, что они всецело преданы общему делу партии, готовы взвалить на свои плечи - и в первую очередь на плечи Сталина!, я не шучу - непомерную ношу строительства нового государства, то оппозиция продемонстрировала приверженность своим сиюминутным политическим интересам и слабость духа.
Актёрам удалось показать, что уже в то время в партии присутствовал дух конъюнктуры и стяжательства, откуда впоследствии вырастет жирующая советская номенклатура. Дух термидорианского переворота, случившегося в СССР в конце XX века, уже тогда был растворён в недрах партии. Читая строгие тексты стенограммы конференции и мысленно прокручивая в памяти последние годы СССР до наших дней, становится понятно, что советский диссидент Борис Кагарлицкий врал, когда говорил о том, что это Сталин устроил термидор. Хрущёв, Брежнев, Андропов и их команды неуклонно шли к термидорианскому перевороту. Горбачёвская перестройка оформила его окончательно.
Как-то едва уловимо события той далёкой конференции перекликаются с сегодняшним днём: внутрипартийные интриги против Сталина, и внутрипартийные интриги против Путина; ванны и уборные в выступлении тов.Караева и современные сортиры г-на Ракитова; страсть по кофточке переводчицы тов.Нюриной и страсть по джинсам и колбасе наших родителей.
Возникает ощущение, что со времени смерти (сегодня говорят, что убийства) Сталина наша народ никак не может вырваться из порочного круга какой-то материальной зацикленности на себе и перейти на новую ступень теперь уже духовного развития человека, где человек человеку будет и друг, и товарищ, и брат. И не случайно со сцены прозвучало стихотворение «Скифы», где передана мощь русского духа, его широта для друзей и неумолимость для врагов.
Россия - Сфинкс. Ликуя и скорбя,
И обливаясь чёрной кровью,
Она глядит, глядит, глядит в тебя
И с ненавистью, и с любовью!...
Моя Родина и мой народ смотрели со сцены мне в душу, и слёзы текли из глаз, и звуки колокола хлестали меня по щекам, словно товарищи хотели пробудить меня ото сна, потому что вокруг - война. «Я ненавижу вас за то, что вы такие, какие вы есть: безвольные, продажные, тупые, жадные!». «Я люблю вас за то, что без вас не было бы меня, но я не хочу быть таким, как вы!».
Результат той конференции мы с вами знаем. Страна выиграла войну с фашизмом, отстроила заново разрушенные города и сёла, первая вышла в космос и стала путеводной звездой для всех борющихся за освобождение от гнёта народов мира. И рухнула, потому что народ, успокоенный, заснул.
Я посмотрел серьёзный спектакль. Если такой спектакль не пробудит ото сна, то я даже не знаю, что будет лучше: жить или умереть. Нам нужно продержаться до той поры, пока не подрастут новые поколения русских людей, не могущих спать, когда идёт война.
В поисках других отзывов я наткнулся на
статью литературоведа и колумниста Регнума Дмитрия Тёткина. Он сделал интересное предположение о том, в чём же заключается личный интерес Кургиняна. Ведь известно, что вход на его спектакли бесплатный, а бесплатный сыр бывает только сами знаете где. «Как заарканить совесть?», - задаётся вопросом Тёткин. И сам себе отвечает: «Но я давно боюсь предельных вопросов. Кто еще верит в лозунги и призывы? Всякая ли власть от Бога? И есть ли вообще… Но остановимся. Не надо лишних тревог». Прямо как в «Ревизоре» Гоголя: «Сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы. Право, этаких я никогда не видывал: черные, неестественной величины! пришли, понюхали - и пошли прочь.»