ВРД. Виктор Иванович Рагозин - выдающийся технолог-изобретатель

Mar 30, 2016 18:05

Оригинал взят у ss69100 в ВРД. Виктор Иванович Рагозин - выдающийся технолог-изобретатель


Особенностью бакинской нефти было то, что после её прямой перегонки выход основного товарного продукта, керосина, составлял чуть более 30%, а оставшиеся "нефтяные отбросы" попросту уничтожались, сливались в море или сжигались.

С этим не мог смириться талантливый изобретатель и предприниматель Виктор Иванович Рагозин (1833-1901), выпускник Московского университета.

В начале 1870-х годов он приступил к опытам по разложению нефтяных остатков (мазута) в лаборатории, организованной непосредственно в его квартире в Нижнем Новгороде.

Впоследствии он писал об этом так: "Заинтересовавшись русской нефтью, я принялся за изучение её отбросов, думал, что в утилизации их лежит корень всего дела, и стал фабрикантом смазочных масел из остатков, получаемых после выделки керосина, которые обыкновенно сжигались без всякой пользы".Он провёл успешные опыты по дробной перегонке нефтяных остатков под перегретым паром с выделением порций дистиллятов.


Весной 1874 г. Виктор Рагозин обратился с письмом к министру финансов России Михаилу Рейтерну, где обосновал необходимость проведения опытов по получению смазочных масел в заводских условиях с использованием нового типа оборудования.

Дело дошло до императора Александра II, и 6 ноября 1874 г. появилось "Высочайшее повеление о производстве опытов на вновь устраиваемых фотогеновых заводах" следующего содержания: "По всеподданнейшему докладу Министра финансов прошения Нижегородского купца Рагозина о разрешении ему с целью испытания нового способа выделки керосина, в особенности, смазочного масла из нефти, устроить временный фотогеновый завод, на котором перегонных кубов не было бы вовсе, а вместо них поставлены были бы особого рода камеры, в которых нефть разлагалась бы от действия жара".

В 1875 г. Виктор Рагозин построил в Нижнем Новгороде, на берегу Волги свой опытный завод. Здесь он окончательно отработал технологию получения смазочных масел из мазута с помощью перегретого пара. Вот как об этом сказано в книге профессора Конона Лисенко "Нефтяное производство" (1876 г.): "Завод Рагозина в Нижнем Новгороде - смазочных масел, первый из виденных мною заводов. Он… состоит из одного перегонного куба в 60 вёдер ёмкостью, в котором нефтяные остатки или бакинская тяжёлая нефть перегоняются при помощи перегретого пара. Куб с тремя шлемами и тремя змеевиками. Сначала отгоняется керосин, затем идут смазочные масла, продукты собираются в вёдра, сливаются в чаны, где отстаиваются, затем очищаются серной кислотой, слабым щелоком и ещё раз водой".

14 ноября 1875 г. профессор Санкт-Петербургского технологического института Федор Бейльштейн (1838-1906) дал положительное заключение по итогам исследования двух сортов "олеонафтов" - машинного и веретенного. Затем в течение нескольких месяцев были проведены успешные испытания масел в производственных условиях: в мастерских Санкт-Петербургского арсенала, на Колпинском заводе, в мастерских Общества Российских железных дорог и на механическом заводе Г. Клеля.

Таким образом, Виктор Рагозин совершил инновационный прорыв - превратил отходы керосинового производства в ценное сырьё для получения нового продукта, смазочных масел, названных им "олеонафты". В них остро нуждались отечественная промышленность, водный и железнодорожный транспорт.

Технология, отработанная на опытном производстве, дала все основания для расширения дела. И в небольшом уездном городке Балахне, находившемся в 34 км от Нижнего Новгорода, в конце 1878 г. Рагозин ввёл в эксплуатацию масляный завод, ставший вскоре главной промышленной достопримечательностью всей губернии.

Уже в первый год на нём было произведено около 100 тыс. пудов превосходных смазочных масел с использованием прогрессивной для того времени технологической схемы. Сначала мазут нагревали до 300 градусов Цельсия, затем через него пропускали перегретый водяной пар, который увлекал за собой масленые фракции в холодильное устройство, где они отделялись от воды. После чего следовала операция кислотно-щелочной обработки дистиллята.

И хотя многие из этих технологий не были новостью в мировой нефтепереработке, использование именно бакинского мазута, сочетание отдельных процессов и их режимов, аппаратное обеспечение, ассортимент получаемых масел, вдумчивое применение обстоятельных лабораторных исследований - всё это имело подлинно новаторский характер. Следует также добавить, что на Балахнинском заводе впервые в России была внедрена переработка "кислотных отбросов".

Новые смазочные материалы из Балахны быстро получили широкое признание у требовательного российского потребителя. А затем, весной 1878 г. Виктор Рагозин решил представить свои нефтяные масла на Всемирной выставке в Париж, где их ждал невероятный успех. Решением международного жюри русские "олеонафты" были удостоены золотой медали.

Ещё одной высокой оценкой качества продукции Балахнинского завода на европейском рынке стало присуждение ей осенью 1879 г. золотой медали авторитетной французской Национальной академии сельского хозяйства, промышленности и торговли (Academie Nationale Agricole Manufacturiere et Commerciale).

А в следующем году предприятие "Товарищества В. И. Рагозин Ко" достигло пика своего развития. В справочном издании "Указатель фабрик и заводов Европейской России с царством Польским и великим княжеством Финляндским" (1880 г.) приводятся следующие сведения о его работе в 1879 г.:"На заводе 22 перегонных аппарата и 14 паровых маши. Изготовлено минерального масла различных сортов и смазочных мазей, всего до 730 00 пудов. Произведено - на 1 800 000 руб. Рабочих - 369 человек".

Путь, пройденный от первых опытов Виктора Рагозина в домашней лаборатории в Нижнем Новгороде до сооружения Балахнинского завода и внедрения там эффективной технологии получения новых нефтяных масел, был сложен и тернист. Уникальный характер опытно-промышленного предприятия в значительной мере определил дальнейшую стратегию Виктора Рагозина. Вскоре он приступил к строительству нового завода вблизи села Константиново в Ярославской губернии.

Темпы его сооружения поразили промышленное сообщество: в марте 1879 г. был заложен первый фундамент под заводские корпуса, а в сентябре того же года уже была получена первая продукция. Во многом здесь сказался удачный выбор генерального подрядчика, которым стала "Строительная контора инженера А. В. Бари", где техническим директором работал выдающийся русский изобретатель, инженер-механик Владимир Шухов (1853-1939).

Ряд вспомогательных заводских технологических установок был спроектирован талантливым нижегородским изобретателем Василием Калашниковым (1849 -1908). В частности, он сконструировал уникальный паронагреватель, способный доводить температуру водяного пара до 400 градусов Цельсия. Кроме того, им был построен высокопроизводительный аппарат для перемешивания дистиллятов масел при очистке их серной кислотой.

В целом на Константиновском заводе Виктору Рагозину и его соратникам удалось решить большой круг научно-технических, организационных и экономических вопросов. Благодаря этому было создано комплексное, интегрированное, массовое промышленное производство смазочных масел. Применение высокопроизводительного оборудования в сочетании с эффективной технологией (перегонка с перегретым водяным паром, противоток холодного сырья и горячих нефтепродуктов, кислотно-щелочная очистка керосиновых и масляных дистиллятов) обеспечили заводу хорошие позиции. Он неуклонно наращивал объёмы выпуска продукции и расширял её ассортимент.

В первый год на заводе производилось четыре сорта смазочных масел: веретенное, машинное, вагонное зимнее и вагонное летнее. А затем появились и другие сорта: цилиндровое и соляровое. Кроме того, к значимым достижениям Виктора Рагозина можно также отнести новаторские методы рекламы, маркетинга и стимулирования спроса. В справочном издании "Указатель фабрик и заводов Европейской России с царством Польским и великим княжеством Финляндским" (1880 г.) приводятся следующие сведения о работе Константиновского завода за последние три месяца 1879 г.: "На заводе 10 паровых машин. Выделано до 570 000 пудов минерального масла различных сортов. Произведено - на 1 400 000 руб. Рабочих - 205 чел."

4 апреля 1880 г. император Александр II "высочайше" утвердил устав первой в России акционерной компании по выпуску нефтяных смазочных материалов - "Товарищества производства минеральных масел В. И. Рагозин и Ко". И вскоре она была удостоена самой высокой награды для российских предприятий - права помещать изображение государственного герба на своей продукции.

В 1881 г. на Константиновском заводе было создано пиролизное производство, включавшее в себя пять ретортных печей и антраценовый цех. Технологический процесс состоял в следующем: через чугунные реторты пропускали соляровое масло и получали "газовый деготь". Его разгонка давала бензол, толуол, промежуточное и нафталиновое масло, второе промежуточное масло и антраценовый погон. Оба вида промежуточных масел фильтровали через парусину, нафталиновое масло и антраценовый погон подвергали дополнительной очистке. Оставшийся в кубе пек шел для производства асфальтового лака.

В 1881 г. компания В. И. Рагозина за высокое качество своей продукции была удостоена сразу двух высоких международных наград: золотой медали отделения Промышленного искусства Римской Академии (Section des Arts Industriels) и золотой медали Европейского научного общества (Societe Scientifique Europeenne). Это укрепило уверенность руководства компании в правильности выбранного курса.

Ведущие российские учёные, инженеры и предприниматели относили Константиновский завод периода 1879-1883 гг. к числу лучших отечественных предприятий. Оно отличалось высоким уровнем техники и благоустройства, разнообразием ассортимента и прекрасным качеством выпускаемых нефтепродуктов.
[Добавим, что машинное масло Рагозина использовалось в течение двух лет на всех кораблях ВМФ Франции. - Прим. ss69100.]

В отечественную историю Виктор Рагозин вошёл как плодотворный изобретатель и талантливый организатор первого в России массового промышленного производства нефтяных смазочных масел. По его примеру в стране стали строится специализированные заводы, ориентированные на выпуск смазочных масел. Так, уже к началу 1880-х годов насчитывалось 19 предприятий, перерабатывавших бакинский мазут в смазочные масла.
Из статьи „Императив нефтеперегонного куба” канд. ист. наук  А. Матвейчука.

***Ещё в прошлом году сохранялась надежда, что некий предприниматель восстановит завод Рагозина под Ярославлем. Во всяком случае такие планы были, о чём нам любезно поведала ярославская писательница Г.В. Колесниченко, издавшая интереснейший 756-страничный труд „Братья Рагозины. Начало нефтяного дела России: Документальная биографическая повесть”. - СПб.: Альфарет, 2009. Но, похоже, реальность оказалась слишком суровой, и что-то не заладилось, а запланированный приезд на церемонию открытия пришлось, увы, отменить.

***Пояснение к заголовку: тег ВРД - Великие Русские Достижения.

Previous post Next post
Up