Оригинал взят у
felix_edmund в
Памяти Основателя. От жителей атомных городов В последнее время в печати и в электронных СМИ всё чаще находит отражение тема возвращения доброго имени Лаврентию Павловичу Берии - выдающемуся государственному деятелю сталинской эпохи. Касался данного вопроса в своих прошлых публикациях и автор этих строк. Говорилось это в контексте сохранения нашего городского архитектурного наследия, но так как затронута подлинно Большая История, считаю, что пришла пора высказаться более обстоятельно.
Редко кто из государственных мужей был столь внезапно и столь тотально, буквально с ног до головы, залит грязью, как Лаврентий Берия. Вчерашние соратники не просто злодейски убили своего политического конкурента, походя уничтожив всё его ближайшее окружение - примеров тому несть числа. Нет, была устроена дикая вакханалия, превратившая честного коммуниста-труженика и талантливейшего руководителя в средоточие всех мерзчайших ужасов, настоящего демона во плоти. Прошли десятилетия, сменилось множество лидеров партии и президентов уже «новой» страны, а бездумная мантра «Берия - враг народа» так и не сходит с уст деятелей в спектре от либералов Немцова и Медведева до Зюганова с его КПРФ.
Разбирать реальные и мнимые грехи Лаврентия Павловича оставим господам журналистам и политикам (чем они с большим или меньшим азартом заняты уже более полувека), нам же важно вспомнить о действительно грандиозных свершениях, подвигах, сделанных миллионами людей, наших отцов и дедов, под руководством этого человека. Здесь хватит работы на годы многим специалистам-исследователям. И историкам, и юристам, и военным, и работникам спецслужб, и экономистам, и агротехникам, и транспортникам, и ядерным физикам... Невиданный подъём экономики и уровня жизни в Закавказье в годы Первых Пятилеток. Восстановление законности в системе Внутренних Дел после свирепой «ежовщины» 1937-38-х годов. Создание Пограничных Войск и войск НКВД с высочайшей боеспособностью, проявившейся с первых дней Войны. Организация гигантских масштабов эвакуации промышленных предприятий перед наступавшим врагом и их развёртывание в тылу. Оборона Кавказа. Налаживание стратегической разведки и контрразведки в самые сложные годы. Титанический труд в Государственном Комитете Обороны, где Берия курировал целый «куст» Наркоматов, отвечая за выпуск важнейших видов военной продукции, в том числе танков и авиации. Руководство так называемым Спецкомитетом - созданным с нуля громадным научно-производственным комплексом, обеспечившим создание ядерного оружия, атомной энергетики, овладение всей совокупностью знаний, технологий, мощностей, позволяющее нашей стране существовать и фигурировать в ранге мировых держав... Это лишь главные вехи, и то - не все.
Охватить столь грандиозную панораму свершений невозможно не то что в газетной статье, но и в книжном томе. Позволю себе коснуться лишь одной небольшой, но, как мне думается, ключевой грани деятельности Лаврентия Павловича - строительства.
* * *
Изучая историю и практику советской архитектуры, я множество раз ловил себя на мысли, что за таким масштабным явлением, как сталинский Большой Стиль не могло не скрываться некоей мощной высокопоставленной фигуры, организующей всё это великолепное созвездие талантливых зодчих в единый поток.
Концепция застройки - "Новая Москва", с видом на Кремль, будущий Дворец Советов, стадион "Лужники", здание МГУ.
Сам Вождь при всей его гениальности и безупречном вкусе явно не имел ни сил, ни времени, ни профессионализма для подобной работы. Чувствовалась рука мастера (и полномочия человека из самого верхнего эшелона). Но кто? В более зрелом возрасте, при знакомстве с соответствующей литературой ответ пришёл сам собой - Берия. «Кровавый палач», «изувер», «политический авантюрист», «разложившийся сластолюбец»... ничего не забыл?... Оболганный и оклеветанный Народный Комиссар, Маршал Советского Союза, Герой Социалистического Труда.
Лаврентий Берия имел незаконченное высшее архитектурно-строительное образование (техникум плюс два с половиной курса института) и всю жизнь мечтал посвятить себя любимому делу. И, несмотря на то, что Партия упорно поручала ему работу на ниве государственной безопасности, сумел сделать необычайно много и на своём профессиональном поприще. В бытность свою главой партийной организации Грузии, им была осуществлена коренная реконструкция столицы республики. Появились водопровод и канализация; благоустроенный, утопающий в зелени проспект Руставели стал визитной карточкой нового, социалистического Тбилиси взамен грязных вонючих трущоб царского времени.
При реконструкции не было снесено ни одной церкви, так что даже сегодня если и есть на что посмотреть в грузинской столице - это старые храмы на кручах, да центральный проспект... Но прежде всего строились производственные предприятия, - за 9 лет под руководством Берии продукция промышленности увеличилась в 30 раз! Безо всяких «эффективных собственников» и иностранных инвестиций. В Азербайджане по его же инициативе был осуществлён фантастический по тем временам проект добычи нефти на шельфе Каспия.
Не была забыта социальная сфера. За две пятилетки Грузия (да и всё Закавказье) покрылась сетью школ и вузов, была ликвидирована массовая неграмотность, развёрнута подготовка специалистов. На черноморском побережье и в горах невиданными темпами строятся санатории для трудящихся всего Союза. К началу войны здесь создана мощнейшая база здравоохранения, где лечились и отдыхали сотни тысяч людей.
г.Гагра, санаторий "Амра".
После перевода в Москву и назначения на пост наркома внутренних дел, неуёмная строительная жилка проявилась и здесь. В системе НКВД им были реорганизованы и созданы специализированные строительные главки и подразделения, подобраны кадры. Трудом заключённых и вольных специалистов возводились важнейшие государственные объекты. Улучшались бытовые условия самих узников, резко сократилась смертность и выросла производительность труда. Добросовестные работники из осуждённых получали досрочное освобождение и денежные выплаты, а лагерные начальники, допускавшие беззакония и злоупотребления - сурово карались.
Пограничные войска НКВД-НКГБ перед войной полностью переоснащаются. Поступает новейшая техника и оружие. Налаживается телефонная и радиосвязь. Строятся укрепления, новые заставы, военные городки, дороги, масса спортивных сооружений и хозяйственных объектов. Войска буквально боготворили своего наркома.
Читая тексты, написанные Берией в разные годы, невольно завораживаешься нацеленностью этого человека на созидание, непрерывной работой мысли в направлении улучшения жизни, нетерпимостью, презрением ко всякого рода бездельникам, болтунам, зажравшимся паразитам.
Жилая высотка НВКД, дом в "Зарядье" или сталинская высотка №8.
Суровые военные годы заставили созидательный талант Лаврентия Павловича проявиться в несколько ином ракурсе: под его руководством, на заранее заведённых фундаментах, в феноменально короткие сроки разворачивают производство сотни заводов и фабрик, эвакуированных в восточные районы страны. Теперь Берия СТРОИТ танки, штурмовики, гаубицы, гвардейские миномёты... А ещё организует восстановление и строительство железнодорожных линий, мостов для снабжения наступающей армии и населения освобождённых районов.
В послевоенное время работы для строителей было непочатый край. Герой моего рассказа вновь и вновь убеждает Сталина направить его на строительный комплекс, но у вождя есть и другие планы: над разорённой страной вчерашний союзник - Америка - занёс ядерную дубину. Необходимо немедленно обеспечить оборону СССР. Лаврентий, архитектура архитектурой, а жизнь Родины - важнее!.. Одно из первых решений Берии на посту председателя Спецкомитета - создание собственной, отдельной системы строительных управлений, славная история которых неразрывно связана со всем Атомным Проектом от разработки урановых месторождений до возведения макетов зданий на опытных полях ядерных полигонов и детских садиков в закрытых городах «Атомной десятки».
Click to view
Интереснейший фильм о строительстве Железногорска и Горно-химического комбината в рамках создания советского атомного проекта.
Под его непосредственным началом рождались не только уникальные лаборатории, комбинаты, реакторы и, как итог, «специзделия», но и выбирались места новых городов, ложились на местность улицы и кварталы, бульвары и парки, разрабатывались генеральные планы, шёл отбор и создание новых типовых проектов жилья и соцкультбыта.
Атомград, Красноярск 26 или Железногорск, панорама "сталинской" застройки.
В воспоминаниях Бориса Глебовича Музрукова описывается интересный случай. При строительстве Челябинска-40 на берегу озера Иртяш была сделана красивая набережная. Изначально денег на неё не предусматривалось, но где-то удалось сэкономить и зодчие решили таким образом порадовать горожан.
Челябинск-40, Челябинск-65 ныне Озёрск, беседка на набережной и площадь в городе.
На Комбинат приехал Берия и, не ограничившись производством, принялся осматривать город. Местное руководство (за исключением самого Музрукова, хорошо знавшего вкусы шефа) затрепетало, ожидая суровой разборки за «нецелевое» расходование средств. Но «железный нарком», оценив профессиональным взглядом талант проектировщиков, напротив, тепло поблагодарил строителей за прекрасный подарок жителям. От себя добавлю, что если бы подобную идею позволили себе тогда не на уступах у огромного, почти до горизонта, Иртяша, а на болотине вдоль утлого Сатиса - дальнейшая судьба авторов нелепой затеи была бы печальна...
Вершиной творческого пути Лаврентия Павловича, как строителя, бесспорно, явилось созвездие высотных зданий в центральной части Москвы. Наряду с Кремлём они стали одними из главных её символов. Жилой дом на Котельнической, Здание МИДа, гостиница «Украина» и другие шедевры послевоенного зодчества, реализовавшие замыслы как самого Берии, так и плеяды гениальных архитекторов о придании Москве нового монументального облика столицы страны, спасшей мир от нацизма, маяка для всего прогрессивного человечества. Самое величественное из этих зданий - Главный корпус МГУ, непосредственно курировавшееся Берией, оставалось самым высоким в Европе до 1990-х годов.
Здание МГУ им. М.В. Ломоносова, один из вариантов.
Наш Город, конечно, не может похвастаться столь масштабными ансамблями, но, являясь одним из детищ этого выдающегося человека, несёт отпечаток его души, ума и таланта. Работая в солидных корпусах Первого завода, шагая по уютным, изящно вписанным в ландшафт улицам Старого района, собирая грибы на Кремешках, просто разглядывая спутниковую съёмку Сарова, охватившему «колючкой», щупальцами дорог и площадок неоглядные заповедные угодья - все мы невольно прикасаемся к наследию, оставленному нам Берией и его достойными сподвижниками.
* * *
Но наследники бывают разными. Одни без зазрения совести проматывают доставшееся им богатство, ни разу не вспомнив о людях, создававших его. Бесславный конец их - лишь вопрос времени. Другие всеми силами стараются сберечь память и приумножить достояние. У меня есть огромное желание, чтобы наше поколение, ещё заставшее живых титанов той великой эпохи, оказалось верным хранителем и продолжателем их дел. Идея установить мемориальную доску на одном из домов улицы Гагарина (бывшей ул. Берия), поддержанная в печати, должна быть осуществлена. Скажу шире. Гранитная плита, увековечивающая память одного из основателей Города - Л.П. Берии - лишь отправная точка для большой работы по восстановлению исторического сознания.
Необходимо плотное взаимодействие с молодёжью, школами. Создание Залов Славы, посвящённых создателям Института (как, к примеру, был Музруковский Зал в 80-х годах в школе № 12), на современном техническом уровне. Привлечение ещё находящихся в строю участников событий первых лет функционирования Объекта, документирование их бесценных свидетельств и воспоминаний. Всего, что долгие годы пропадало втуне то по причине излишней секретности, то из-за шельмования в угоду политической конъюнктуре. А после, вернув к жизни образы великих творцов и подвижников, можно будет говорить и об установке полноценных памятников всей героической когорте деятелей Атомного Проекта, и о собственно величии страны, восстановившей связь времён и осознавшей преемственность со своими славными предками.
Игорь Калашников, архитектор. Март 2015 г.
Источник. Приношу извинения автору замечательного текста, за самовольное оформление текста фотоматериалами, но пошёл на такую вольность т.к. считаю, что зрительные образы сильно дополняют значение слова.