Мне кажется, что семейное чтение - это хороший повод проводить время с детьми. То есть, у современного родителя сейчас очень много времени уходит на зарабатывание денег, на всякое социальное и так далее. Для многих, скажем, деловых рациональных людей, очень важно, когда всё расписано в ежедневнике. "Вечером, перед сном, 30 мин. читать ребёнку". И вот эти 30 мин. он общается со своим ребёнком, каждый день. Когда есть обязательство, его удобнее выполнять. То есть, "семейное чтение", как мне кажется - не про чтение, а про семью.
Кстати еще о. >Доводилось ли вам "отстаивать" себя как читателя, читать вопреки запретам?
- вспомнилось про друга детства, вечная ему память (погиб...) У меня такого не было, как-то постоянно-ровный интерес, а вот он в определенный период заболел чтением, даже под одеялом по ночам с фонариком читал, что ему, ясно дело, запрещали. И "начитал", похоже, себе несколько минус-диоптрий, у меня-то, скажем, близорукость гораздо выше, но понятно почему, а у них в роду все отлично зрячие, а у Виктора, похоже, случился тот классический случай, которым всех неумеренно читающих детей пугают, несмотря на то, что обычно причины другие ;)
Мне родители книгами не увлекались, они были простыми деревенскими людьми. В школу я пошел, не умея ни писать, ни читать, но страшно мечтая об этом. Когда научился читать, я стал чуть ли не чемпионом Шепетовки по чтению. Я ходил каждую неделю в библиотеку им Н. Островского и брал там четыре книги на дом (больше в одни руки не давали). Незнайку на Луне и Волшебника Изумрудного города был вынужден прочитать в читальном зале. На дом не давали. Дефицит был! Родителям я благодарен за то, что они, будучи далекими от книг, вложили в меня простые человеческие истины. Книги просто эти истины укрепили и расширили мой кругозор.
Наверно, это было в классе четвертом... Учительница литературы вызывает меня к доске. Я перепугался - ведь домашнее задание у меня не выполнено. А училка говорит, что вот, мол, нам принесли данные из городской библиотеки. И давайте поздравим ученика Колю Воронцова, который за прошедший год прочитал больше всех книг. У него больше всех записей в читательском билете! Но надо признать, что в некоторых книжках, которые мне не нравились с первых глав, я только просматривал картинки...
в первом комментарии -"семейное чтение", как мне кажется - не про чтение, а про семью - да,да. именно так. думаю, что семейное чтение маленьким детям, это в первую очередь - эмоциональный душевный контакт с родителями. то есть, воспринимается ребенком именно так. для -постарше- может быть уже какой-то образовательный момент. но, думаю что школьники уже выбирают сами. главное, чтобы было из чего выбирать.
поддерживаю выделение в семейном чтении эмоциональной составляющей. и в контакте с родителями, и тех переживаний, которые случаются при прослушивании. мне нравилось, когда нам читали: с одной стороны это успокаивало, снижало тревогу (мама рядом), а с другой - это было очень увлекательно. у меня и сейчас такая же картинка - чтение и успокаивает, и увлекает:)
Думаю, что исключительно пассивным чтением сделать читателя из ребенка гарантии нет. Для того, чтоб не рассчитывать исключительно на счастливый случай, нужно совершить еще пару коварных шагов, чтоб подсадить ребенка на книги и какое-то стаховочное время держать на дозе
( ... )
кстати, да. от "Гуттаперчевого мальчика" - тоже впечатления были очень сильные. Обычно то, что вызывало сильные негативные или смутные эмоции, пугало, запутывало - обычно откладывалось. Но в этом случае - дочитала. и не уверена, но кажется тоже с боленьем и переживаниями.
Ага. Значит, во-первых - пример "среды", положительная мотивация, во-вторых - расширение границ общения. Ясненько. :)
Всё-таки как хорошо, что у человека бывает возможность свободного выбора свободного чтения!
А на что вы рассчитываете, читая своим детям? Вы заинтересованы в том, чтоб вам с детьми было интересно разговаривать, чтоб был общий культурный и духовный опыт? - или это не главное?
Ну основное-то - интерес был и удовлетворение любопытства: от мещанского - посмотреть в скважину себе подобных, до познавательного - как бывало там, где меня не бывало. Это еще тоже на начальном этапе. И независимость удовольствия тоже, никакое другое в моем детстве не было столь же доступным и универсальным, как книги.
Детям читаю(ла) из корыстных соображений, конечно же. Много выгоды при небольших усилиях. (тут был список выгод, который, возможно, выходит за рамки темы).
Видимо, читая детям исключительно в дошкольном детстве, на общность духовного и культурного опыта рассчитывать не приходится. Тем более, что у них уже другие книги, а если и те же иногда, то восприятие их ложится на совршенно иную реальность. Интересно разговаривать и интересно удивляться выводам и пониманию, а еще можно чужими руками жар загребать сказать и дать возможность сказать то, о чем в силу... эээ... ну не принято у нас сентиментальничать, короче :)
Comments 74
Reply
Reply
Reply
>Доводилось ли вам "отстаивать" себя как читателя, читать вопреки запретам?
- вспомнилось про друга детства, вечная ему память (погиб...) У меня такого не было, как-то постоянно-ровный интерес, а вот он в определенный период заболел чтением, даже под одеялом по ночам с фонариком читал, что ему, ясно дело, запрещали. И "начитал", похоже, себе несколько минус-диоптрий, у меня-то, скажем, близорукость гораздо выше, но понятно почему, а у них в роду все отлично зрячие, а у Виктора, похоже, случился тот классический случай, которым всех неумеренно читающих детей пугают, несмотря на то, что обычно причины другие ;)
Reply
Reply
>единственная причина -
Не понял, что причина чего?? Если всё же понял правильно - то, как уже говорил, думаю, что, может быть, и не это причина...
Reply
Родителям я благодарен за то, что они, будучи далекими от книг, вложили в меня простые человеческие истины. Книги просто эти истины укрепили и расширили мой кругозор.
Reply
А в библиотеке не было какого-нибудь "читательского актива"? Совсем не подразумевалось, что активных читателей можно как-то поощрять?
Reply
Учительница литературы вызывает меня к доске. Я перепугался - ведь домашнее задание у меня не выполнено. А училка говорит, что вот, мол, нам принесли данные из городской библиотеки. И давайте поздравим ученика Колю Воронцова, который за прошедший год прочитал больше всех книг. У него больше всех записей в читательском билете!
Но надо признать, что в некоторых книжках, которые мне не нравились с первых глав, я только просматривал картинки...
Reply
Reply
для -постарше- может быть уже какой-то образовательный момент. но, думаю что школьники уже выбирают сами. главное, чтобы было из чего выбирать.
Reply
у меня и сейчас такая же картинка - чтение и успокаивает, и увлекает:)
Reply
Чего вы мне теорию-то тут двигаете! Вы мне давайте личные воспоминания! Обобщать-то без вас умею! :)))
Reply
Reply
Reply
Обычно то, что вызывало сильные негативные или смутные эмоции, пугало, запутывало - обычно откладывалось. Но в этом случае - дочитала. и не уверена, но кажется тоже с боленьем и переживаниями.
Reply
Всё-таки как хорошо, что у человека бывает возможность свободного выбора свободного чтения!
А на что вы рассчитываете, читая своим детям? Вы заинтересованы в том, чтоб вам с детьми было интересно разговаривать, чтоб был общий культурный и духовный опыт? - или это не главное?
Reply
Детям читаю(ла) из корыстных соображений, конечно же. Много выгоды при небольших усилиях. (тут был список выгод, который, возможно, выходит за рамки темы).
Видимо, читая детям исключительно в дошкольном детстве, на общность духовного и культурного опыта рассчитывать не приходится. Тем более, что у них уже другие книги, а если и те же иногда, то восприятие их ложится на совршенно иную реальность. Интересно разговаривать и интересно удивляться выводам и пониманию, а еще можно чужими руками жар загребать сказать и дать возможность сказать то, о чем в силу... эээ... ну не принято у нас сентиментальничать, короче :)
Reply
Leave a comment