Либерально настроенные граждане постоянны пытаются тыкать нам в сторону Грузии, приговаривая при этом - посмотрите как там хорошо, почему у нас не так. Я долго собирал экономические выкладки, спорил, доказывал. Совсем недавно нашел статью Андрея Епифанцева где ситуация в экономике Джорджии собрана в кучу. У меня она в сокращении, целиком по ссылке.
Реформы в Грузии
Анализ грузинских реформ. Применимы ли они в России?
Наткнется ли Грузия на земную ось?
«Истинно говорю вам - 4 мая 1925 года Земля налетит на небесную ось!» говорила кухарка профессора Преображенского из эпического фильма «Собачье сердце». Судя по мнению придворных российских аналитиков, результат великолепных грузинских реформ будет примерно подобным. Так ли это?
Если вдумчиво разбираться в ситуации с грузинскими реформами, то их реальный результат становится похож на красивую рекламную картинку примерно также как канал похож на канализацию.
Говоря о фантастических успехах грузинской экономики, сами грузины в основном используют рейтинги экономической свободы, цифры увеличения ВВП и бюджета, данные об освещенности улиц, постоянного наличия газа, ну и, конечно, стандартную фразу «Аунасполициянеберетвзяток». Как говорил персонаж Этуша в легендарном фильме «Кавказская пленница», «это все, конечно, хорошо, это все правильно, да…», но это мало что говорит о реальном положении дел в этой стране. Рейтинги - это прекрасная штука, но зарплату ими не выдают. А ВВП - очень важный показатель, но сам по себе он мало о чем говорит - если я завтра наберу по уши долгов, то мой личный ВВП невероятным образом вырастет, но уже послезавтра я буду должен отдать еще больше. Гораздо важнее не строчки рейтингов и не голые цифры ВВП, а понимание за счет чего прирост произошел, какова структура этого показателя, каковы долговые обязательства страны и как это все сказалось на уровне благосостояния ее граждан.
Блестящие рейтинги, которыми так любят кичиться грузинские власти, касаются не эффективности экономики, не уровня экономического развития страны или благосостояния ее граждан, а вещей тоже важных, но которые, тем не менее, не могут являться самоцелью, например, свободы предпринимательства. На поверку же экономическая ситуация в Грузии, мягко говоря, очень далека от совершенства.
В противовес всей глубине грузинских реформ и восторженным оценкам западных экономистов, по реальным показателям Грузия остается самой бедной из трех стран закавказского региона и одной из самых бедных стран постсоветского пространства. С Азербайджаном ее сравнивать трудно из-за наличия у того нефтяного фактора, а вот с Арменией можно. Грузинские эксперты любят поучать Армению, рассуждать о том, что экономика этой страны находится в упадке, который они связывают во многом с тем, что Армения ориентируется не на прогрессивные Запад и США, как Грузия, а на имперскую Россию.
В принципе, по отношению к Армении, сравнение экономики Грузии обратно противоположно ее сравнению с Азербайджаном. Здесь Грузия находится в несравнимо, в нереально более благоприятном положении просто по определению. Армения находится в блокаде, а Грузия обладает единственным в регионе транспортным коридором, Армения располагается в не самом благоприятном климатическом и географическом поясе, а Грузия - наоборот и к тому же имеет обширный выход к морю, Армения не получает массовых инвестиций и займов, а Грузия купается в деньгах, Армения не ведет широкомасштабных реформ, а Грузия является в них мировым лидером. Население Армении - 3,2 млн человек, а Грузии - на 1,3 млн больше, что тоже понятным образом сказывается на разнице в уровне ВВП.
И вот при всем этом, грузинская экономика сопоставима с армянской, а по каким-то показателям от нее отстает. Оценочный ВВП Грузии в 2010 году составляет 11.7 млрд долл, а Армении - 8,9 млрд долл, при этом уровень ВВП на душу населения (что показывает благосостояние граждан) в Армении составляет 5 тыс. долл., а в Грузии - 4,4 тыс. долл, что на постсоветском пространстве является четвертым показателем с конца. По данным МВФ в бывшем СССР хуже, чем в Грузии люди живут только в Молдавии, Узбекистане и Таджикистане.
На этом сюрпризы не кончаются. Наряду с блестящими рейтингами свободы предпринимательства существуют и иные рейтинги, о которых в Грузии, как правило, не знают, а если знают, то предпочитают молчать. Одним из них, например, является рейтинг недееспособных государств мира (Failed States), отражающий способность (и неспособность) властей контролировать целостность территории, а также демографическую, политическую и экономическую ситуацию. Согласно этому рейтингу, по состоянию на 2010 год такая передовая и всюду правильная Грузия находится в «красной зоне», что соответствует критическому уровню и занимает 37 место в мире, далеко отстав от всех остальных стран СНГ, не имеющих улиц имени Буша и таких выдающихся руководителей как Михаил Саакашвили, из постсоветских стран соседствуя лишь с Таджикистаном, занимающим 36 место.
Почему так получается?
Очень важной частью ответа на этот вопрос является понимание того, что экономическое чудо Грузии, все ее реформы основываются на притоке иностранного капитала и им так или иначе оплачены. При этом, говоря об экономике Грузии, «злые голоса» утверждают, что она живет за счет кредитов и грантов. В том, что касается пятилетки 2003-2008 гг. так считать нельзя - в этот период их доля в бюджете Грузии составила около 3-5%. То есть, тогда Саакашвили реформировал Грузию в массе своей не на подаренные, либо занятые деньги.
Начиная с 2008 года, структура грузинского капитала меняется - после Пятидневной войны Грузия начала осваивать 4,5 млрд долларов, выделенных ей международным сообществом, как стране, пострадавшей от войны с Россией. 2,5 млрд долл из этих денег пришли в форме займа, а 2 млрд долл были выделены как грант. Если принять во внимание эти средства и добавить к ним 500 млн долл, занятых на международных рынках, то получится что около 20% ВВП Грузии действительно были заемными деньгами, либо подарком.
Для понимания насколько велико это соотношение, можно представить, что если бы Россия в 2009 году заняла или получила в подарок сумму, равную 20% ВВП, то это составило бы 425 млрд долл, что более чем в 10 раз превышает весь государственный внешний долг нашей страны и равно более чем 8 военным бюджетам! Это совершенно сумасшедшие деньги, свалившиеся с неба, на которые очень легко и хорошо можно отреформировать и экономику, и социальную сферу, и милицию, и много что еще, даже не будучи таким великим управленцем, как Саакашвили. Получив 20% ВВП «от дяди» грузины потратили их на реформы и теперь пытаются выдать их за продукт отказа от тоталитаризма, движения к демократии и собственный экономический гений.
В абсолютном значении основной приток денег, на которые все новейшее время покупались передовые и невероятно демократические грузинские реформы, был получен от приватизации госсобственности и от иностранных инвестиций - факторов, для которых, собственно, и был создан прекрасный бизнес-климат. Каждый из этих показателей в конкретный год мог достигать от 7-8% до 20% ВВП. Это тоже совершенно фантастические средства и именно они, вкупе с грантами и кредитами, стали той самой бездонной денежной ямой, откуда великий финансовый гений - Михаил Саакашвили - черпал средства на образцовые социальные реформы, подъем зарплат, вооружение армии, войну в Осетии и пиар невероятных успехов демократических преобразований в Грузии.
За время правления Михаила Саакашвили была проведена практически тотальная приватизация и распроданы практически все мало-мальски значимые активы государства, созданные предыдущими поколениями грузин и советских людей в целом, включая почти все стратегические, и вдобавок были сделаны огромные долги.
Давайте взглянем на один важный показатель - на чистую международную инвестиционную позицию, составляющую разницу между внешними финансовыми активами страны и ее обязательствами и показывающую кем является страна - чистым кредитором, либо чистым должником. Так вот, на конец II квартала 2010 года чистая инвестиционная позиция Грузии составила не много ни мало минус 11,4 млрд долл. Это и есть цена грузинских реформ. То есть, фактически Саакашвили распродал Родину и залез в финансовую кабалу на 11 с половиной миллиардов долларов.
Но и этого еще мало для понимания ситуации в Грузии. Давайте более пристально посмотрим что происходит с долгом Грузии. Если до прихода Саакашвили к власти совокупный внешний долг Грузии (государственный долг и долг негосударственных компаний, банков, акционерных обществ и т.д.) составлял 1,8 млрд долл, то сейчас эта сумма, несмотря на все льготные условия грузинских займов, равняется астрономической для маленькой страны сумме 8,6 млрд долл, составляющей более 80% ВВП. Только за последние 3 года он вырос на 5,5 млрд. долл. Для сравнения: совокупный внешний долг Украины достиг 93% ВВП и эксперты считают, что Украина уже находится в фактическом дефолте; тот же показатель для Беларуси составил 46% ВВП и мы видим какие фантастические усилия предпринимает Батька Лукашенко, чтобы избежать банкротства.
Ситуация с долгом Грузии действительно очень тревожна. До настоящего момента Грузия пока не делала по нему серьезных выплат. В соответствии с условиями, на которых Тбилиси получал эти средства, основные выплаты как процентов, так и тела займов придутся на 2013-2014 годы. Уже в 2013 году Грузии предстоит выплатить немногим менее 1 млрд долл. Это огромная сумма для грузинского бюджета, составляющая около 10% ВВП или 25% грузинского бюджета. Она превышает все расходы на социалку вместе взятые, все инвестиции в экономику страны в 2009 году и примерно равна военному бюджету Грузии в тучные для Тбилиси 2006-2007 годы.
Объективности ради, стоит сказать, что объем внешнего долга тоже не совсем абсолютный показатель. Здесь важнее даже не сумма заимствований, а соизмеримость привлекаемых средств производимой в стране продукции и способности государства выплатить занимаемые деньги. По-русски, это называется «жить по средствам» и откуда взять деньги, чтобы расплатиться с долгами.
Откуда Грузия возьмет такие деньги решительно непонятно.
Взглянем на внешнеторговый баланс Грузии. Объем грузинского экспорта - менее 1,5 млрд долл ежегодно - это крайне мало по сравнению с совокупным внешним государственным долгом страны и чтобы его выплатить грузинским государственным и частным компаниям придется около шести лет все деньги, полученные от экспорта, направлять только на его погашение, без малейшего внутреннего потребления, что совершенно невозможно. Грузия в четыре раза больше импортирует товаров, чем экспортирует, что говорит о том, что с одной стороны у нее нет ничего, что было бы востребовано в мире и что она могла продать, а с другой, о том, что она ничего не производит для внутреннего потребления, а необходимые продукты и услуги просто импортирует, т.е. тупо проедает кредиты, гранты, деньги, полученные от приватизации и от инвестиций.
Образуется огромное отрицательное сальдо, которое, как пылесос высасывает из экономики валютные средства, продавливая курс лари, и чтобы удержать ситуацию государству нужны все новые и новые финансовые вливания, а их просто нет - приватизация закончена - последние штаны проданы, основной поток инвестиций тоже прошел и это подтверждается резким падением их объема - в 2010 году их получено в 4 раза меньше, чем в 2007. Еще год-полтора на остатках 4,5-миллиардного гранта и на новых небольших заимствованиях Грузия продержится, а там уже все, тупик. Модель экономики, основанная на продаже фамильного серебра и на иностранных кредитах, по определению конечна.
Вариантов развития событий не так много. Это или а) резкая девальвация лари, что будет означать жизнь по средствам с призовым бонусом в виде галопирующей инфляции, волны банкротств, потери сбережений, массовых увольнений… ну, вы помните… 1998 год, либо б) новые рекордные инвестиции, которые непонятно как придут в очевидных преддефолтных условиях, либо в) новые кредиты, и тогда это будет уже чистая финансовая пирамида, а Саакашвили будет не новым генералом Макартуром, а старым Сергеем Мавроди, либо в) новая беспрецедентная помощь от демократических друзей Грузии, после которой она попадет к ним в еще большее владение, либо г)… новая война, после которой пострадавшей от неспровоцированной и вероломной российской агрессии Грузии опять дадут 4 млрд долл.
C экономической точки зрения больше ничего не может быть. Все. Откатал Афоня вагонетку.
Природа грузинского экономического чуда совершенно понятна. Его просто не существует. За внешним лоском международных рейтингов, высокопарными речами грузинского президента и прекрасным пиаром, по части которого грузины являются непревзойденными мастерами, кроется банальная ситуация распродажи фамильного серебра, привлечения средств, перманентного выклянчивания займов или подарков у спонсоров и проедания полученных денег. Точка.
Что же стало причиной подобной ситуации и куда ушли все полученные деньги?
Главным здесь, на мой взгляд, является то, что все время чудотворных реформ и высоких рейтингов грузинское государство не вкладывало деньги в реальную экономику, которая позволила бы ей получать прибыль в будущих периодах. За редчайшим исключением, поступавшие огромные средства, шли в непроизводительную сферу - в финансовый сектор - для поддержки лари; на военные нужды - для подготовки вооруженного вторжения в Абхазию и Ю. Осетию; во внешний ремонт - покраску и подсветку фасадов, строительство дорог, фонтанов, памятников; на образцовые реформы МВД - помните высокие зарплаты полицейских и фразу «Аунасполициянеберетвзяток»?; на активный внешнеполитический пиар грузинских достижений, и на подобные цели. Деньги на эти нужды выделялись огромнейшие - расходы на армию занимали до 10% ВВП Грузии, на МВД - 2,5%, а на ремонт дорог из последнего большого гранта в 4,5 млрд. долл. было вообще потрачено 800 млн. долл.
Если представить, что человек, вместо того, чтобы устраиваться на работу, выносит из дома родительские вещи, по уши залазит в долги и на полученные деньги покупает себе дорогое пальто, качает мышцы в фитнес-центре, обедает в шикарных ресторанах и при этом всем красочно рассказывает как он умеет жить, то, в общем-то, это и будет близкое сравнение с блестящими грузинскими реформами.
Производства в Грузии практически не существует. Взглянув на структуру внешнеторгового баланса Грузии, мы увидим, что грузины экспортируют в основном необработанное и низкообработанное сырье, железный лом, орехи, чуть-чуть вина (2-3% от объема экспорта), и автомобили, которые на поверку оказываются реэкспортом и представляют из себя отверточную сборку индийских внедорожников Mahindra. Импортируемые же товары состоят из всего ширпотреба, топлива, стройматериалов и, главное - продуктов! Парадокс, субтропическая и благодатная Грузия не может себя прокормить и на 60% зависит от экспорта продовольствия, в том числе и из России.
Подобная структура внешнеторгового оборота и настолько высокое отрицательное сальдо внешнеторгового баланса характерны для слаборазвитых африканских государств, выживающих почти исключительно за счет внешней помощи и как раз свидетельствует о том, что сама страна практически ни чего не производит. Кроме великолепных рейтингов, конечно же!
Мы привыкли ругать нашу власть за развал промышленности и за то, что заводы мало что производят, но в грузинском случае ситуация с Пикалево невозможна и Саакашвили туда приехать не может по определению потому, что ИХ Пикалево, в отличии от нашего, не стоит без деятельности, а уже распилен на металлолом и продан в Турцию, а на вырученные деньги по CNN показана реклама о выдающихся экономических успехах Грузии.
Далее. Следующий ряд факторов, которые очень важны для понимания ситуации в Грузии, взаимосвязан и поэтому воспринимать его нужно вместе. Это приватизация, инвестиции и создание инвестиционного климата.
Приватизация и привлечение инвестиций являются известным, опробованным и эффективным способом подъема экономики и выхода из кризиса. К нему активно прибегали и прибегают многие страны, включая саму Россию. Природа этого способа проста - есть по определению неэффективный собственник какого-либо актива - государство - при котором и предприятие простаивает, и страна прибыли не получает, значит необходимо продать этот актив частному предпринимателю, который а) заплатит за его покупку деньги, которые правительство направит на государственные нужды, в том числе, что очень важно, на создание реальной экономики, которая через несколько лет станет создавать продукты и приносить прибыль, б) вложит дополнительно немалые средства в его модернизацию и возврат к жизни, что тоже будет способствовать общему оживлению экономики, и в) начнет получать прибыль, с чего станет платить налоги и государство опять будет в плюсе. А если добавить к этому создание рабочих мест, инфраструктуры и т.д., то станет понятно, что это выгодный способ ведения дел.
Для того чтобы привлечь средства государство должно создать благоприятный инвестиционный климат - т.е. чтобы условия для бизнеса были бы лучше, чем в других странах и свободный капитал, уйдя откуда-то, пришел именно в эту страну. Список таких условий велик, перечислим лишь некоторые - правовая защищенность бизнеса и отсутствие для него законодательных ограничений, низкие налоги и высокая прибыльность, наличие рабочей силы и свобода обращения с ней и т.д.
Улучшая условия для бизнеса, государство тем самым ухудшает их для себя и своих граждан: уменьшили налоги - упали доходы бюджета, сняли законодательные ограничения - капитал утек из страны, продали весь бизнес иностранцам - стали от них зависимыми в политике и т.д. Существует даже специальный термин - «инвестиционная безопасность», который описывает подобные угрозы. Что интересно, именно инвестиционная безопасность была темой докторской диссертации главы администрации президента РФ Сергея Нарышкина.
В реальной жизни, создание инвестиционного климата - это всегда долгий процесс и трудный компромисс между интересами бизнеса и долгосрочными интересами государства. Государство стремится привлечь капитал, но одновременно защищает свои интересы и права своих граждан, устанавливая бизнесу некие финансовые, административные и социальные границы. Великолепный и высокопрофессиональный пример подобной практики мы видели в 2008-2009-2010 году, когда Германия и США продавали предприятия General Motors и Opel, долго и очень трудно приходя к компромиссу с потенциальными инвесторами по налогам для бизнеса, по гарантиям не закрытия производства, не перенесения его из страны, по уровню зарплаты работников, по их социальным гарантиям и т.д.
Разница между этой картинкой и тем, что происходит в Грузии, огромна.
Стремясь максимально быстро получить большие деньги, в переговорах с бизнесом грузинские реформаторы провалились «ниже нижнего» - максимально опустили налоговую ставку, практически полностью отказались от законодательных ограничений для бизнеса, сделали работников бесправными в трудовых отношениях с работодателями и т.д. Вот откуда взялись великолепные строчки рейтингов свободы бизнеса в Грузии! Свобода бизнеса там уже действительно граничит с анархией, рейтинги не врут!
Но! Жить приходится не в рейтингах. Плата за создание самых лучших условий для бизнеса в нашей Галактике высока и неизбежна.
Во-первых, теперь в обозримом будущем Грузия обречена оставаться на низкой ставке налогообложения, а значит испытывать большие проблемы с наполнением бюджета и, следовательно, продолжать сидеть на игле иностранных кредитов и грантов. Стандартная тактика, когда страны создают благоприятный режим, понижая налоги, привлекая деньги и затем, постепенно, повышая налоговое бремя до среднерыночных показателей, в Грузии невозможна, т.к. законодательно бизнес ничем не ограничен и в случае ухудшения условий он просто снимется и уйдет.
Во-вторых, для рядовых грузин высокие рейтинги свободы бизнеса означают перманентную нищету и бесправие. Не надо иллюзий, инвестиции идут в Грузию не из-за отказа от наследия имперской России, не потому, что «грузины опускаются на колени только когда целуют пятикрестный флаг» и не потому, что она - «Родина вина, Родина свободы», а из-за высокой прибыльности, которая, в том числе обеспечивается низкой стоимостью рабочей силы и ее бесправным положением. Т.е., либо грузины теперь будут работать за копейки и собирать индийские внедорожники экономически будет более выгодно в Грузии, чем даже в стране - символе нищеты - Индии, либо бизнес уйдет из Грузии также быстро как он там и появился и наступит безработица.
Тупик! Хорошего выхода из сложившейся ситуации в каком-то обозримом периоде лично я не вижу. Интересно, понимают ли это сами грузины?
Подобным положением объясняется традиционный конфликт между высокими темпами роста ВВП, прекрасными рейтингами экономической свободы и низким уровнем доходов на душу населения, наряду с высокой безработицей в Грузии. Это взаимосвязанные понятия - одно является условием и следствием другого.
Кстати, высокий уровень безработицы также является одним из средств достижения благоприятного инвестиционного климата - сотрудники знают, что на улице стоит огромная толпа из желающих занять их место и поэтому не качают права и не требуют подъема заработной платы. Уровень безработицы в Грузии - стране, «испытывающей невероятный экономический подъем» - наивысший в регионе, официально он составляет около 17% и понемногу растет. Для сравнения, в Азербайджане безработица составляет 6%, в Армении - 7%, в России - тоже 7%. Но и 17% - это не что иное, как лукавая цифра, совершенно не отражающая реальное положение дел. Если мы примем во внимание категорию т.наз. «самозанятых» - т.е. сельское население, которое из-за развала сельского хозяйства фактически является безработными, но официально таковым не считается, то эта цифра приблизится к 40-50%. В частности, Эдуард Шеварднадзе считает, что реальная безработица в Грузии составляет около 50%.
Существует несколько других аспектов грузинской экономики, которые показывают, что грузинское экономическое чудо - это ничто иное, чем блеф и сиюминутный пиар. Их детальное рассмотрение не является целью этой статьи. Коротко остановлюсь лишь на паре из них.
Ликвидация антимонопольного ведомства была нужна для создания сверх-благоприятного климата для бизнеса и быстрого получения инвестиций. Но экономические законы не отменяются для Грузии, даже если она дружит с США и заявляет о том, что идет к демократии.
В нормальной экономике антимонопольный комитет является очень важным ведомством. Он обеспечивает равный доступ к активам для всех игроков на рынке, предотвращает его захват и монополизацию. Монополизация означает загнивание, отсутствие стимулов для развития, прекращение конкурентной борьбы, неоправданно высокие цены для потребителей, сращивание бизнеса и власти, коррупцию.
Именно это происходит и уже в значительной степени произошло в Грузии. В условиях ограниченного внутреннего рынка сильные иностранные компании и местные правящие кланы, которые, собственно, сами убрали антимонопольный комитет и контролируют таможенные процедуры, монополизировали основные отрасли грузинской экономики. Так, как утверждается, цементный бизнес в стране принадлежит бывшему министру иностранных дел Геле Бежуашвили, не остались в стороне и многие другие настоящие и бывшие сильные мира сего. Как после этого можно говорить о Грузии как о стране с передовой рыночной экономикой и о стране без коррупции?
Победа над коррупцией является еще одним блефом грузинской власти. Лично я глубоко убежден, что в кавказских условиях победить коррупцию невозможно в принципе. Наличие сильной власти и очень серьезных антикоррупционных мер, действительно предпринятых правительством Михаила Саакашвили (за что ему честь и хвала!) привели к очень резкому сокращению традиционной, видимой части коррупции и к ее видоизменению. Коррупция в Грузии ушла наверх, став элитной (что признается теми же международными рейтингами), и изменилась внизу, частично легализовавшись и приняв формы введения новых платных услуг, проталкивания своих людей, приема подарков и т.д.
Кстати, непотизм - кумовство и предоставление протекции родственникам и нужным людям - специалисты называют в качестве одной из причин позорного бегства грузинской армии во время августовской войны. Когда военнослужащие стали получать втрое больше обычных граждан, престиж армейской службы поднялся и на нее стали пристраивать родственников и знакомых. Само по себе это резко снизило требования к подготовке солдат и уровень дисциплины. Надо знать грузинский менталитет - как дядя будет командовать любимым племянником - сыном сестрички Мананы? Что он будет с него требовать? Как наказывать? Пока работа заключалась в парадах под пятизвездными флагами в б/у-шной американской форме и в проверке документов у безоружных и запуганных иракских крестьян, дело шло, но едва на горизонте замаячила реальная опасность, как семейный бизнес внезапно дал трещину и все дяди и племянники побросали оружие и быстро убежали.
Сходные негативные черты имеет и знаменитый процесс ослабления государственного регулирования рынка - упразднение многих контролирующих органов, резкое уменьшение количества выдаваемых лицензий, действующих ГОСТов и т.д. Здесь, конечно, грузины перегнули палку.
При всем своем позитиве, на практике это привело не только к оживлению бизнес-среды, но и очень серьезному ухудшению ситуации в области контроля за качеством продуктов, за процессом строительства, за санитарно-гигиеническими нормами и т.д. Результат всего этого нам тоже известен - регулярно улетающие крыши «образцового» тбилисского аэропорта, обрушивающиеся из-за отсутствия технадзора здания и т.д.
Отдельно необходимо сказать о том во что процесс грузинской модернизации вылился в политической и в общественной сферах. Реформами можно руководить двумя путями - медленно и кропотливо отлаживать правильные механизмы, выстраивать систему, ставить ее под контроль гражданского общества, которое тоже нужно параллельно создавать - это беспроигрышный, но долгий путь, в то время как Саакашвили нужен был очень быстрый результат хотя бы потому, что кредит времени, отпущенный ему народом, был не безграничен. Но здесь ему повезло - Грузия - маленькая страна, в которой можно довольно быстро провести все реформы не в системном, а в ручном режиме. Что же делает Михаил Саакашвили? Он проводит авторитарную модернизацию и ради этого строит авторитарное полуполицейское государство.
В этом государстве практически вся власть принадлежит одному человеку - самому Михаилу Саакашвили. Членов правительства назначает он сам, парламентское большинство занимает его партия, оппозиция раздроблена и бездарна, почти все СМИ взяты под полным контролем, независимого суда де-факто не существует, вновь набранные и получающие в несколько раз больше обычных граждан, сотрудники правоохранительных органов очень лояльны Саакашвили и готовы бороться за него с собственным народом.
За красочной реформой МВД и за фразой «Аунасполициянеберетвзятки» скрывается то, что в современной Грузии это ведомство превратилось во всемогущий инструмент персональной власти, а сама Грузия в страну с очень жестким законодательством, где налоговый полицейский является царем и богом, мнение которого неоспариваемо в принципе, где ведется тотальное прослушивание телефонов, где количество заключенных за последние годы выросло в шесть раз и которая по количеству заключенных на душу населения занимает одно из самых высоких мест в Европе.
Источник
http://www.apn.ru/publications/article23547.htm