26 февраля я записывался на Постнауке. Получилось три сюжета, все три про майя. Первый сюжет - "Ранние государства". Любимая тема со времен первых статей и диссертации
( Read more... )
Говорить о единстве культуры при раздробленности и при этом не сказать ни слова о религии и, кажется, ни разу не произнести слово "жрец" - непостижимо. Безотносительно к майя, о которых я не знаю ничего.
Это была строгая критика. Теперь мягкая - вовсе не рвано и не сумбурно (ощущение рваности скорее от монтажа, видно, что многое вырезано), но вот громкость прыгает в очень широких пределах. Впрочем, это и звукооператору минус - иногда стоит включать компрессор-лимитер.
Но если не считать этих мелких недочетов - то очень интересно и volens nolens возникают параллели со Средневековьем на Восточно-Европейской равнине.
Спасибо за комментарий! Как раз то, что нужно - взгляд со стороны. Поскольку часто не замечаешь то, что тебе кажется очевидным ))
Про религию я не говорю, поскольку будет отдельный сюжет про царскую власть и природу ее легитимности.
Что же касается "жрецов", то да, я практически не использую этот термин. Я полагаю, что у майя в классический период жречества не существовало. Основные функции общения со сверхъестественным выполняли царь, его родичи и другие носители власти, а среди общинников центральную роль играл культ предков, посему нужды в отдельной иерархии религиозных специалистов не было. То есть таковые в принципе были, но важной роли не играли. Жречество как отдельная социальная группа со своей собственной организацией, иерархией и т.д. появляется в постклассический период, после кризиса классического общества. Но Вы, безусловно, правы, что это нужно было проговорить, а я этот важный момент упустил.
Вот и мне не понятно, как у них тогда мог существовать общий престижный письменный язык наподобие средневековой латыни и откуда он вообще взялся. А так, с почином. Я считаю, на Постнауке Мезоамерики должно быть больше и лучше и вас там точно не хватало.
Дмитрий так часто моргает, что голова начинает побаливать.
В будущем лучше сузить тему. Появление государства, особенности верховной власти, роль женщины в общественных отношениях - это все очень разные проблемы, которые в 14-минутном ролике сливаются в несколько мутную субстанцию.
Обидеть, сразу говорю, не хочу. Поскольку о майя знаю мало, мне всё интересно, несмотря на недочеты.
Это была строгая критика. Теперь мягкая - вовсе не рвано и не сумбурно (ощущение рваности скорее от монтажа, видно, что многое вырезано), но вот громкость прыгает в очень широких пределах. Впрочем, это и звукооператору минус - иногда стоит включать компрессор-лимитер.
Но если не считать этих мелких недочетов - то очень интересно и volens nolens возникают параллели со Средневековьем на Восточно-Европейской равнине.
Reply
Про религию я не говорю, поскольку будет отдельный сюжет про царскую власть и природу ее легитимности.
Что же касается "жрецов", то да, я практически не использую этот термин. Я полагаю, что у майя в классический период жречества не существовало. Основные функции общения со сверхъестественным выполняли царь, его родичи и другие носители власти, а среди общинников центральную роль играл культ предков, посему нужды в отдельной иерархии религиозных специалистов не было. То есть таковые в принципе были, но важной роли не играли. Жречество как отдельная социальная группа со своей собственной организацией, иерархией и т.д. появляется в постклассический период, после кризиса классического общества. Но Вы, безусловно, правы, что это нужно было проговорить, а я этот важный момент упустил.
(У меня была статья, где эта тема затрагивалась, но с тех пор появилось некоторое количество новых данных, так что хочу ( ... )
Reply
Reply
А так, с почином. Я считаю, на Постнауке Мезоамерики должно быть больше и лучше и вас там точно не хватало.
Reply
В будущем лучше сузить тему. Появление государства, особенности верховной власти, роль женщины в общественных отношениях - это все очень разные проблемы, которые в 14-минутном ролике сливаются в несколько мутную субстанцию.
Обидеть, сразу говорю, не хочу. Поскольку о майя знаю мало, мне всё интересно, несмотря на недочеты.
Reply
Reply
Leave a comment