О происхождении Мадридского кодекса майя или "Сверхъестественное" по-юкатански, часть 4

Aug 24, 2020 20:14

После некоторого перерыва, вызванного выездом в приокские боры, вернемся к нашему рассказу о героицких кузенах Педро и Грегорио и происхождении Мадридского кодекса.

В феврале 1608 г. неутомимый Педро Санчес де Агиляр решил направить свои стопы на восток, в сторону залива Асунсьон. Об этой операции подробно сообщается в свидетельствах, собранных в начале декабря 1608 года, когда викарий, видимо, утомленный юкатанским климатом, запросил отдыха, ссылаясь на плохое здоровье. В операции, помимо мальчуков Винчестеров кузенов де Агиляров, вновь принимали участие наши старые знакомые коллаборационисты дон Хуан Чан и его сын дон Франсиско Чан (ставший к этому времени индейским правителем Кехака).

Экспедиция дошла до моря и захватила в деревнях около 100 индейцев. К величайшему возмущению викария более 30 из них были вообще некрещеными (в основном 14-15-летние подростки, но были и 20-25-летние взрослые мужчины). Хранящийся в Главной архиве Индий список показывает, что группа этих «новых христиан» состояла из 25 семейных пар, 17 холостых юношей и девушек и 29 детей. Их всех вернули в Чансеноте в марте и поселили в отдельном квартале под контролем собственного алькальда, которым был назначен Мартин Ц’уль. Имена, кстати, показывают, что при крещении испанцы не заморачивались - преобладают Мартины, Хуаны, Педро, Франсиско, Диего среди мужчин (при этом вообще нет Карлосов) и Ана, Мария, Каталина, Франсиска и Луиса среди женщин. Но есть и редкие примеры: мне очень понравилась Эльвира Ой, жена Франсиско Чима.




Список майя, захваченных в лесах в походе к заливу Асунсьон и поселенных в квартале в городе Чансеноте (Главный Архив Индий, фонд Аудиенсии Мехико, дело 292)

Среди некрещеных оказался, как витиевато высказался дон Франсиско Чан, «жрец их ритуалов и идолопоклонств, звавшийся Начипот», то есть На Чи Пот (так называемое «материнское имя» у майя в XVI в. включало имена линиджей отца и матери). Жреца окрестили Сильвестром, и похоже, что он вскоре скончался, так как показания Чанов в ответе на 10 вопрос сообщают, что «он умер христианином».



Свидетельство дона Хуана Чана о заслугах Педро Санчеса де Агиляра от 5 декабря 1608 г., страница 5 (Главный Архив Индий, фонд Аудиенсии Мехико, дело 292)

По информации Джона Чучьяка у На Чи Пота был конфискован еще один кодекс (хотя в имеющихся у меня копиях документов из Архива Индий о нем не упоминается). Но при этом заметим, что помощник нашего неутомимого доктора Куйтун, спаливший все майяское языческое подполье, пойман так и не был.

На Пасху 1608 г., пришедшуюся на 6 апреля, в городе Тисимин наступил звездный час Педро Санчеса де Агиляра - аутодафе, почти как у Ланды. В церкви была организована большая служба, на которой, очевидно, присутствовал сам губернатор Юкатана маршал дон Карлос Луна-и-Арельяно, находившийся в инспекционной поездке по востоку провинции.



Собор волхвов бывшего францисканского монастыря в Тисимине, где проповедовал Педро Санчес де Агиляр (Википедия)

Как сообщают свидетели, викарий произнес длинную и пышную речь на юкатекском майя, обращенную к собравшимся (точнее, согнанным) индейцам, а потом публично велел им уничтожить идолов, изъятых во время экспедиций в Кехак и Чансеноте. Идолы эти выглядели примерно так



Постклассическая курильница в виде божества из Майяпана (ANT.260321 Digital Image: Yale Peabody Museum of Natural History: photo by Div. of Anthropology, Yale Peabody Museum, 2005 http://hdl.handle.net/10079/8931zqj)

Мексика, история, майя, эпиграфика, религия

Previous post Next post
Up