В прошлом году
фонд "Luwian Studies" получил документы из наследства
Джеймса Мелларта (1925-2012) - известного британского археолога, прославившегося своими исследованиями в Чатал-Хююке, а также обвинениями в фальсификациях и торговле древностями.
И вот 28 февраля фонд
сообщил первую информацию: изучение документов показало, что на протяжении последних 35 лет своей жизни Мелларт занимался подделкой археологических находок. Копия уникальной лувийской надписи, упоминающей Трою и нашествие "народов моря", снятая Жоржем Перро в 1878 г. в Бейкёе в Турции оказалась сделанной самим Меллартом (долгое время уверявшим, что не знает лувийского). О том, что это фальшивка,
многие говорили еще в октябре, когда пошли новости о прочтении текста. Ну а теперь похоже, что изготовил её лично Мелларт.
А вот другие свидетельства выявленных подделок не удивляют. Речь идёт о знаменитых "несохранившихся" фресках из Чатал-Хююка. Тех самых, которые Мелларт обнародовал в 1980-е гг. в виде своих "реконструкций" и оригиналов которых никто не видел и которые, мол, даже сфотографировать их не успели - они сразу же рассыпались в пыль. Теперь же были обнаружены шиферные пластинки с набросками многих из этих таинственных фресок. Особенно много там изображений "Великой богини" и т.п.
Кстати, среди фресок Мелларта было знаменитое якобы изображение якобы извержения якобы вулкана. В PLOS One несколько лет назад аж
целую междисциплинарную статью опубликовали, посвященную этому феномену. Но вроде там какие-то исходные фото всё-таки были, так что это не подделка, а слишком буйная фантазия.
На днях эту новость
опубликовали на Live Science и оттуда пошла волна по разным СМИ. По-русски довольно прилично
написано на N+1. Боюсь, что в этом контексте нам много придётся услышать не просто "учОные скрывают", а "учОные фальсифицируют". Особенно в Рунете с его высокой концентрацией малограмотных недоумков.
Так вот, предвосхищая эти вопли, научное сообщество еще в конце 1980-х - начале 1990-х гг. дало оценку меллартовским внезапным "открытиям". Процитирую лишь Карла Ламберг-Карловски из Гарварда: "нет абсолютно никаких объективных причин полагать, что эти "новые" росписи из Чатал-Хююка существуют" (Lamberg-Karlоvsky, Carl C. 1992. "Constructing" the Past. The Review of Archaeology 13(1): 37-40). А в книге "The Lie Became Great: The Forgery of Ancient Near Eastern Cultures" (2000) Оскара Мускареллы различные "находки" Мелларта приводятся в качестве образцовых примеров фальшивок.
Похоже, что попав под запрет ведения полевых работ в Турции после мутной афёры с "доракским сокровищем", Мелларт так заскучал, что у него потихоньку начала съезжать крыша. Сначала он стал видеть на фотографиях то, чего нет, а потом пошло-поехало. Опять-таки, не могу не процитировать Ламберга-Карловски "некогда компетентный учёный и самый важный археологический памятник оказались серьёзно дискредитированы". А уж какой вред нанесён археологии...