ВВС КНР - являются самыми крупными военно-воздушными силами в Азии и третьи по размеру во всем мире, приблизительно 400 тысяч военнослужащих и более чем 2800 летательных средств, включая беспилотники. Среди всех военнослужащих 210 тыс. человек относятся к войскам ПВО.
[Округа...] ВВС распределены по 7-ми округам Китая:
Шеньянский округ - три ИАД (истребители "J-7E", "J-7B", "J-8B/F", "J-8H"), одна ШАД (штурмовик "Q-5") и отдельный разведывательный полк, оснащенный самолетами "JZ-8";
Пекинский округ ВВС - истребители "J-7В", "J-8A" и "J-11", один штурмовик "Q-5", два УЦ, оснащенные истребителями "Су-30МКК", "Су-27", "J-7B", "J-7Е", "J-8А", "J-8B", "J-10";
Ланьчжоуский округ - две ИАД ("J-6", "J-7В" и "J-7E/G"), одна БАД (бомбардировщики "H-6"), два УЦ (полка) и разведывательный полк, оснащенный самолетами "Ан-30" и "Y-8";
Цзинаньский округ - одна ШАД ("Q-5") и две ИАД ("J-6", "J-7В", "J-8B", "Су-27" и "J-11");
Нанцзиньский округ - четыре ИАД ("J-7B", "J-7E", "J-7C/D", "J-8В", "J-8D/F", "Су-27", "Су-30МКК", "J-10" и "J-11"), одна БАД (бомбардировщики "H-6" и самолеты РЭБ "Y-8EW"), одна ИБАД (истребители-бомбардировщики "JH-7A" и штурмовики "Q-5");
Гуанчжоуский округ - четыре истребителя ("J-6", "J-7B", "J-7E", "J-8В", "J-8D", "J-11", "Су-27" и "Су-30МКК"), одна смешанная группа (истребители "J-8D", бомбардировщики "H-6" и заправщики "H-6"), одна АТД (транспортные самолеты "Ил-76МД", "Y-7", "Y-8" и "Ан-24") и один авиатранспортный полк ("Y-5" и "Ан-24");
Чендуский округ - две ИАД ("J-6", "J-7B", "J-10", "J-11" и "Су-27") и одна АТД (транспортная авиация "Y-7" и "Y-8");
Стоит отметить, что большинство китайских самолетов построены на основе российской авиации:
Чэнду J-7 - китайский многоцелевой истребитель, представляющий собой копию МиГ-21.
Модификации: [Spoiler (click to open)]J-7 - копия советского МиГ-21Ф-13 J-7I - первая модификация, отличалась усиленным пушечным вооружением и отсутствием УРВВ J-7II - копия советской Р-3С. J-7IIA - истребитель получил модернизированную кабину пилота с усиленным остеклением, новое катапультное кресло, двигатель Liming WP-7BM , а также западную авионику. J-7IIH (J-7H) - представляет собой версию J-7IIA для нанесения ударов по наземным целям. Принят на вооружение ВВС КНР в 1985 году. J-7IIМ - оснащен британской авионикой и новым китайским катапультным креслом HTY-4. Расширилась номенклатура вооружения. J-7III (J-7C) - истребитель получил новую БРЛС с модернизированной системой управления оружием, новый двигатель WP-13 (с увеличенной тягой до 6620 кгс), дополнительный топливный бак, крыло с четырьмя точками подвески, фонарь кабины с крышкой, откидывающейся на бок и новое катапультное кресло Тип-4, обеспечивающее возможность покидания машины на малой скорости и нулевой высоте. Вместо двух 30-мм пушек было установлено одну двухствольную 23-мм пушку (копию советской ГШ-23Л). На вооружение ВВС КНР поступила в 1993 году. J-7IIIA (J-7D) - получил БРЛС JL-7A и более мощный двигатель WP-13FI. J-7E - улучшены взлетно-посадочные и летные характеристики истребителя за счёт нового крыла и усовершенствованного двигателя WP-7F с тягой 4400 кгс (6500 кгс на форсаже). В состав вооружения включена новая УРВВ PL-8. J-7G - совершил свой первый полёт в 2002 году. Истребитель получил новую СУО на основе БРЛС KLJ-6E Lieying китайского производства. Поступил на вооружение ВВС КНР в 2004 году.
Шэньян J-8 - одноместный истребитель-перехватчик, разработанный Авиастроительной корпорацией в г. Шэньян. Самолёт является дальнейшим развитием конструкции производившегося по лицензии МиГ-21, однако есть и отличия. Китайский истребитель больше по размерам и имеет два двигателя. Аэродинамическая схема самолёта напоминает истребитель МиГ-23 или F-4 с дельтавидным крылом Су-15.
Модификации: [Spoiler (click to open)]J-8 - Дневной истребитель, похожий на увеличенный МиГ-21. Самолёт был оснащён двумя ТРДФ WP-7A и радиодальномером SR-4. Вооружён истребитель был двумя 30 мм пушками Type 30-I по 200 снарядов на ствол и двумя ракетами «воздух-воздух» ближнего радиуса действия PL-2 с инфракрасным наведением. Выпущен ограниченной серией. J-8I - Первый полёт совершил 24 апреля 1981 года. Улучшенный всепогодный вариант с РЛС SL-7A (дальность действия 40 км), двухствольной 23 мм пушкой Type 23-III. Вариант J-8I с усовершенствованной авионикой. На самолёт установили новую РЛС, оптические датчики SL-8, картографический радар Type 204 и систему предупреждения Type 903. Истребитель получил также новые ИЛС и систему опознавания «свой-чужой». JZ-8 (J-8R) - Разведывательный вариант J-8I. J-8II (Finback-B) - Усовершенствованный J-8I с перепроектированной носовой частью фюзеляжа. Лобовой воздухозаборник был заменён конусообразной носовой частью с моноимпульсной РЛС SL-4A (Type 208) (дальность действия 40 км) и боковыми воздухозаборниками, аналогичными воздухозаборникам истребителя МиГ-23. В конце 70х Китай получил несколько МиГ-23 из Египта, таким образом складной подфюзеляжный киль и боковые воздухозаборники могли появится на J-8II с помощью реверс-инжиниринга. Китайские инженеры фактически повторили процесс разработки перехватчика Су-15 на базе меньшего по размерам самолёта Т-5. Экспериментальный самолёт МиГ-23ПД также имеет много общих черт с китайским J-8II. J-8II Блок 02 (J-8IIB) - Самолёт имел усовершенствованный радар SL-8A с дальностью действия 70 км. Истребитель получил улучшенные двигатели WP-13AII. Вооружение включало двухствольную 23 мм пушку Type 23-III (копия ГШ-23Л) и до четырёх ракет «воздух-воздух» PL-5 или PL-8. Peace Pearl J-8 (J-8II) - во время китайско-американского сотрудничества около 50 J-8II были отправлены в США для переоборуования. J-8IIACT (J-8II-BW2)- экспериментальный самолёт с ЭДСУ. J-8IID (J-8D) - модифицированный J-8B с системой дозаправки в воздухе и навигационной системой TACAN. J-8IIM (F-8IIM) - экспортная модификация с российской РЛС Жук-8II (дальность действия 70 км), вооружённая ракетами «воздух-воздух» Р-27Р1 (AA-10) и противокорабельными ракетами Х-31А (AS-17). J-8III (J-8C) - усовершенствованный J-8II с двумя ТРДФ WP-14. В отличие от предыдущей модификации J-8II модификация J-8C имел электронную дистанционную систему управления (ЭДСУ) и новый многофункциональны импульсный доплеровский радар, разработанный на базе израильской РЛС Elta EL/M 2035. Самолёт также получил цифровую систему управления огнём и новую кабину пилота, оборудованную многофункциональными дисплеями (МФД). Разработка модификации J-8C началась в 1991 году, первый полёт новый самолёт совершил в 1993. Несмотря на то, что эта программа имела высший приоритет, самолёт использовался для тестов разрабатываемого радара Type 1471 (KLJ-1) и авиационных систем, взаимодействующих с ЭДСУ. Начиная с этой версии истребители J-8II могут использовать подвесные контейнеры РЭБ BM/KG300G и KZ900, а также контейнеры с системами целеуказания и навигации Blue Sky и FILAT. J-8IIH (J-8H) - самолёт имеет новую кабину, оснащённую МФД, два двигателя WP-13B, РЛС Type 1471 (KLJ-1) (дальность действия 75 км). Истребитель может быть вооружён ракетами «воздух-воздух» средней дальности Р-27 (AA-10) и PL-11 и противорадиолокационной ракетой YJ-91. J-8IIF (J-8F) - самолёт оснащён двумя двигателями WP-13BII, системой дозаправки в воздухе и РЛС Type 1492.
Шэньян J-11 - китайский многоцелевой истребитель, являющийся лицензионным вариантом советского истребителя Су-27. Базовый вариант J-11, собираемый из российских комплектующих, идентичен Су-27СК. Вариант J-11B использует планер Су-27СК, но оснащен китайской авионикой (электроника) и системами вооружения.
Модификации: [Spoiler (click to open)]J-11B - Самолет использует планер J-11 (Су-27СК), но отличается следующими особенностями: китайская многоцелевая РЛС управления оружием, способная отслеживать 6-8 целей и наводить ракеты на 4 из них одновременно; китайская цифровая система управления полетом; китайская копия российской оптико-электронной прицельной системы ОЭПС-27; инерциальная навигационная система; индикатор на лобовом стекле кабины и четыре жидкокристаллических многофункциональных дисплея J-11D - В апреле 2015 были произведены испытания модификации J-11D. Модель получила новую бортовую радиоэлектронику с более современного истребителя J-16 (ударной версии двухместного J-11BS). Самолет оснащен радаром с активной фазированной антенной решеткой, новой системой управления, а также новой системой дозаправки в воздухе. В конструкции планера широко применены композитные материалы. Машина будет вооружаться ракетами «воздух-воздух» типа PL-10 и PL-15.
Четыре самолета экспортируются из России: Су-27СК, Су-27УБК, Су30МКК, Су-30МК2.
Шэньян J-31 - истребитель пятого поколения (в эксплуатацию не введен). Построен "Шэньян" по образцу "Чэнду J-20" - китайский истребитель 4-го. В эксплуатацию истребитель поступит в 2017-2019 гг.
Чэнду J-10 - разработан и производится китайской компанией Chengdu Aircraft Industry Group (CAIG). Программа разработки самолёта была рассекречена 29 декабря 2006 года. В создании самолёта участвовали российские консультанты из ЦАГИ и ОКБ МиГ.
Модификации: [Spoiler (click to open)]J-10A - одноместный многоцелевой истребитель. J-10S - двухместный самолёт для решения задач обучения, РЭБ, наведения и целеуказания, а также для нанесения ударов по наземным целям. J-10B - модернизированный J-10A, оснащенный двигателем WS-10A, утопленным «малозаметным» воздухозаборником, бортовой радиолокационной станцией с АФАР и оптико-локационной станцией переднего обзора.
Несомненным плюсом китайской авиации является их стоимость: - J-7 - $6-9 млн. - J-8 ~ $12,5 млн - J-10 - $28 млн - J-11 - самый мощный из китайский истребителей. По стоимости не превышает цену Су-27.
Лётные характеристики: Максимальная скорость у земли: 1350 Максимальная скорость на высоте: 2120
- J-31 - стоимость не разглашается.
Сравнивая с Россией (по ВВС): [Spoiler (click to open)] Модернизирую и объединяя зарубежные технологии китайский ВПК начинает создавать достаточно оригинальные образцы: зенитный ракетно-пушечный комплекс Туре 95 , самоходки PLL-05 и PTL-02, БМП ZBD-05 и др. Но все таки это остается копиями. Хотя кое в чем Китай нас даже обошел - например, в беспилотниках и в стрелковом оружии.
Однако, постепенно ВВС Китай избавляется от зависимости от РФ. Да, ими приобритено большое количество российских самолетов Су-27 - 76 штук, из которых 40 модернезированных - Су-27УБ. Скопировав этот истребитель, они начали его безлицензионное производство назвав все это - J-11В с собственными двигателями, вооружением и авионикой. Причем, если в 1960-х копирование Китаем советских образцов было их заведомой примитивизацией, то J-11В, судя по имеющимся данным, практически ничем не хуже Су-27.
Основной недостаток китайской авиации - отсутствие нормальных штурмовиков и ударных вертолетов. Но при партнерстве с Россией это минус отпадает сам собой. Союз Москвы и Пекина в этом плане даёт обеим сторонам огромные плюсы.