Светильник Йоля
Наверное, мы не ошибемся сказав, что во многих религиях мира принцип "как на небе - так и на земле, а как на земле - так и на небесах" отражается в большинстве ритуальных традиций этих верований, когда веками человеческие умы захватывающие космические процессы или в мифах кроющиеся тайны древней мудрости проецировались на земном уровне с помощью религиозных обрядов через символы или определенные ритуальные действия. На своем земном уровне человек как бы моделировал определенное "на небесах" (или в какой либо иной мифологической среде) происходящее событие, веря, что такая модель "малой Вселенной" неразрывно связана с глобальными космическими процессами.
Вопросы в личку
Древние верили, что именно такие символически-религиозные ритуалы способны помочь человеку легче понять порядок вещей и событий вокруг него, своё место в водоворотах мироустройства, как и себя самого.
"Знаки и символы управляют мирами, а не слово и закон". Эти слова приписываются Конфуцию. Можно долго спорить по поводу их смысла, как и о том, что именно мог иметь в виду древний мыслитель, однако невозможно опровергнуть значение символов или неких символических действий в истории человечества.
Вполне вероятно, что самая древняя символика человечества по своей сути была религиозной, и даже символику нынешних "безбожных движений" можно выводить из тех же самых скрытых недр сакрального символизма, так как из-за разного восприятия мира, политического или какого-либо еще, сам мир, конечно же, не меняется.
В этом труде мы хотели бы пролить свет на один из мотивов солярной символики, который связан с так называемым Светильником Йоля и предполагаемым символически-ритуальным его значением в мировоззрении древних европейцев.
Светильник Йоля (нем. Julleuchter), еще иначе называемый Подсвечником Йоля или Лампой Йоля - это полая четырехстенная башенка, которая в Германии еще известна под названием Светильник-башня (нем. Turmleuchter). Стоит сразу же заметить, что все эти названия довольно условные, так как, увы, мы не знаем, как в древние времена назывался этот светильник, предназначенный для одной или нескольких свечей.
Йолем или Юлем (в разных германских языках Yule, Joel, Jul, Jol, Yuil) в германских краях назывались праздники, связанные с Зимним солнцестоянием. Позже в Европе этот праздник был адаптирован всё более усиливающимся христианством и стал так называемым Рождеством Христовым (в католической традиции), однако в наши дни по календарной традиции католическое Рождество празднуется спустя пару дней после астрономического Зимнего солнцестояния.
То, что в Европе солярные праздники праздновались в самые древнейшие времена подтверждается множеством археологических данных и наличием древних каменных комплексов солярно-религиозного культа как, например, Стоунхендж в Англии или Ньюгрэйндж в Ирландии. Множество древних языческих праздников Европы в той или иной степени были связаны с солнечной активностью, позицией Солнца в так называемом Колесе Года, влиянием ее на природу и человека.
Хотя обычно праздник Йоля ассоциируется с датой Зимнего солнцестояния, однако более точно было бы говорить о целом цикле связанных с Йолем предпраздничных и послепраздничных дней. Этот цикл начинался в первое воскресение декабря и длился до 6-ого января . Сам же Йоль начинали праздновать накануне Зимнего солнцестояния, после которого шла череда так называемых двенадцати священных дней , а им, как позже мы увидим, уделялось особое внимание в связанных со Светильником Йоля церемониях.
Давайте кратко остановимся на Йоле или, если говорить конкретнее, на самом важном его этапе - точке Зимнего солнцестояния и сакральном смысле этого момента, так как без четкого понимания этого события невозможно объяснить всех тех солярных мистерий в Годовом Колесе и связанных с ними обрядов, нашедших место в воображении древнего человека.
В Северном полушарии, проходя по своему годовому пути, Солнце как бы преодолевает четыре самые важные позиции или точки. Это Зимнее/Летнее солнцестояние и Весеннее/Осеннее равноденствие. Исследователь древнегерманского символического и духовного наследия Герман Вирт , как и другие его современники, полагал, что именно момент Зимнего солнцестояния может быть ключевым в пути Солнца по Годовому кругу, так как именно здесь свершается некое чудо и основной солярный поворот, когда после некого "перелома" Солнце из постепенного снижения переходит к постепенному возвышению. То есть, в древние времена верили, что именно в точке Зимнего солнцестояние "умирает" старое и рождается "новое" Солнце, что в рамках солярных религиозных систем могло бы означать и приход Нового года, который символически весьма похож на этапы человеческой жизни: рождение/юность/зрелость/старость/смерть. Это прекрасно отображается верой в вечное возвращение и в вере в неизбежное циклическое обновление Природы и Космоса. Именно на таких представлениях и было основано множество обрядов, связанных с солярным культом не только в Европе, но и во всем мире.