О МУЗЫКЕ НЕБЕСНОЙ И ЗЕМНОЙ. Часть 1

Jun 20, 2007 18:44

В фильме это передано с помощью исключительного звукового ряда - соло на саксофоне.
В романе Л.Улицкой - молодого человека, саксофониста, музыка возвращает из посмертия ( Read more... )

Улицкая, музыка

Leave a comment

Comments 8

portovenere June 21 2007, 09:48:48 UTC
Как это верно. Вообще, я думаю, что музыка - навысшее из искусств (вряд ли вообще искусство, - нечто большее). Алфавит: согласные, гласные, их цвет, из звучание - можно сыграть даже телефонный номер (попробуйте озвучить, если есть пианино). Язык - это музыка, голос обладает тембром, как муз.инструмент, человек может ассоциироваться с мелодией или песней, отдельные периоды жизни, здания, места... Кажется, Бодлер когда-то сказал, что если вы не знаете, как отделить настоящее произведение искусства от ненастоящего (речь шла о живописи), - отойдите подальше от картины и, если вы услышите музыку, то это несомненно настощее произведение. Как это верно. Я теперь очень часто слышу разную музыку в себе (такой период - книг не читаю, только слушаю музыку). Она звучит по утрам и потом, целый день. А иногда я начинаю напевать мелодию, которая связана у меня с определенным человеком и вдруг этот человек мне звонит или пишет, а мы могли не видеться долгое время. Чудны дела твои, МУЗЫКА ( ... )

Reply

manon_gabrielle June 21 2007, 17:55:26 UTC
Вы нас балуете похвалами, спасибо =). Мне всегда казалось, что музыка, то пространство, где двойственность нашей, человеческой, природы проявляется с особенной, ослепительной ясностью. Наша истинная (я в это твердо верю) природа, природа "образа и подобия ...", скрыта почти все время под корой, панцирем ... чем-то, что разрушает Музыка, рожденная из СЕРДЦА - средоточия личности (так считают многие мыслители и св.отцы). И тогда неважно - из сердца Моцарта она излилась или из сердца уличного какого-нибудь саксофониста.

Но сейчас нас окружает другая музыка. Странная, одновременно и рассудочная (ее пишут как коды, комбинируя приемы) и грубо-чувственная. Как бы от головы и от … низа, МИМО сердца. Она - только возбуждает, как выпивка или наркота, она - для этого и нужна, собственно. Она, конечно, развращает, опустошает. И она, конечно, так же ВСЕСИЛЬНА, как и настоящая. ПОЧТИ так же, - ведь и это музыка …

Reply


portovenere June 21 2007, 18:40:23 UTC
Да, но ведь если "мимо сердца", то тогда душе это не грозит. Душа умеет защищаться. Уличный шум неприятен и мы закрываем окно. Так и душа - сворачивается в кокон и становится неприступной, не впускает в себя не-искусство, если мы говорим об определенной уровне развития.
...А у скрипача на фотографии морщины как струны...

Reply

manon_gabrielle June 21 2007, 19:20:19 UTC
Да, но мы говорим не о попсе - она безопасна - о настоящем роке,"альтернативе",который втягивает прежде всего очень молодых людей, очень искренних ПОНАЧАЛУ,иногда очень талантливых, конечно, малоразвитых, но ведь на это и рассчитано ... Чтобы навсегда лишить душу "мелодии и тишины"...

А взамен - сначала шум - "великий, действенный, громкий, выражение жестокости и силы"(см."Письма Баламута"), а потом - пустота ... возможно, навсегда.

Reply


portovenere June 21 2007, 22:16:43 UTC
Я тоже не попсу имела в виду. Просто мне кажется, что душа научается распознавать подлиннную музыку. И не позволяет себе создавать музыку, о которой Вы говорите. Так поэт или художник не может себе позволить расслабиться (а иногда ведь так хочется!) и написать плохое стихотворение или картину. Т.е. его душа не согласна на подобное опрощение или на сделку. Но для этого нужно вспомнить наш старый разговор где-то давно в комментах о форме. Если душа держит форму, тогда никакие соблазны не страшны, тода у тебя есть страховка и ты не упадешь. И тогда не будет перевертышей: шум будет шумом, а гармония - гармонией. Мало того, есть красота дисгармонии. Но это не то же самое, что непонятный набор звуков. Шенберг или Берг - они ведь трудились в поте лица своего. Я думаю, что именно распущенность: личности, души, - создает шум, совершает насилие над гармонией и разрушает жизнь. Не специально, а наоборот, под девизом: "Я же хотел как лучше", но взял да и разрушил, распустил тугой узел формы, не доглядел за собой и все: черт выпрыгнул из табакерки ( ... )

Reply

manon_gabrielle June 22 2007, 04:36:10 UTC
"Душа научается распознавать подлинную музыку ...",- прежде всего музыку жизни. Да, это касается ФОРМЫ,конечно. Но так же надо вспомнить, возможно, Дмитрия Карамазова про идеал Мадонны и идеал содомский. Мы же знаем: что красивое,то и хорошее. И даже хуже, прямо как у него. Ты ЗНАЕШЬ, ЧТО ПОДЛИННО КРАСИВО, а нравится, тянет - к другому. "Здесь - поле битвы ..." и т.д.

Но Вы очень правы - здесь и душевная распущенность, внутренний подлый шум, Ницше какой-нибудь жалкий, жажда славы ("Я-звезда!").
А "мелодия и тишина" есть и в финале 9-ой симфонии, - ведь речь идет не о силе звука.

Reply

Шум - это бегство и универсальный заменитель. portovenere July 5 2007, 22:09:25 UTC
Один известный композитор С. А. Губайдулина как-то призналась, что пишет свою музыку, переводя "неземное" звучание окружающего мира на язык, доступный челевеческому слуху, и подвластный воспроизведению на существующих инструментами. Но, что интересно, говорила она не о реальных звуках: шуршании листвы, поскриповании сучьев...(София Асгатовна "пишет" тексты, гуляя по лесу); но внутренних звуках, которые вполне, как она уверяла, осязаемы и доступны каждому - стоит только вслушаться, - существующих за шумом мира.
...Вслушайся в тишину и - она зазвучит - об этом тут уже, по-моему, говорилось.

Надо признаться: сначала слова С.А. показались несколько...лукавыми.
Но сейчас - почти с полной уверенностью - композитор была права.

Reply

Re: Шум - это бегство и универсальный заменитель. manon_gabrielle July 5 2007, 23:35:02 UTC
Напомним: у Льюиса физический шум - метафора шума иного - духовного.

Мы относимся с почтением к творчеству С.А.Губайдулиной, всегда им интересовались. Сейчас не назвать произведений, но полностью согласны - в ее АТОНАЛЬНОЙ музыке есть это звучание иногда странных, непривычных внутренних звуков "существующих за шумом мира", есть глубина и та высокая осмысленность, которая достижима только одним - глубокой душевной (духовной)сосредоточенностью композитора, творца музыки.

Reply


Leave a comment

Up