АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР."МЕЛАНХОЛИЯ1"

Feb 21, 2006 19:29

КАТАЛОГ


Альбом: art gallary (репродукции)



Альбом: art gallary (репродукции)

Альбрехт Дюрер(1471-1528)|Меланхолия(1514)|Гравюра на меди | Кабинет музея искусств Карлсруэ

Изображена одиноко сидящая крылатая женская фигура в венке, которая олицетворяет творческий гений. На боку у нее связка ключей и кошелек, на коленях закрытая книга, в правой руке циркуль - символ геометрии Она в глубокой задумчивости смотрит вдаль. У ее ног спит собака, вокруг разбросаны строительные и измерительные инструменты, среди них - шар и многогранник, позади - жернов и лестница. На жернове амур с грифельной доской (или книгой), а на стене висят весы, песочные часы, колокол и магический квадрат. Вдали морской берег, радуга, звезда и летучая мышь, несущая надпись: «Меланхолия I».

Одна из интерпретаций:Звезда - Сатурн. Летучая мышь и собака - спутники Меланхолии. Венок из лютика и водяного кресса - лекарство. Окружающие предметы - атрибуты геометрии, измеряющей предметы на плоскости, в пространстве, во времени, определяющей вес и практически применяемой (инструменты плотника). Итак, «Меланхолия с атрибутами геометрии». Геометрия - одно из «7 свободных искусств». Во времена Дюрера ремесло и искусство нераздельны. Но почему:
1. Творящий гений приравнен к низшему темпераменту?
2. На основании чего слиты аллегории геометрии и меланхолии?
3. Что значит MELENCOLIA I?
Члены круга неоплатоников Марсилио Фичино обратили внимание на мысль Аристотеля «Все воистину выдающиеся люди, отличившиеся в философии или в политике, в поэзии или в искусстве - меланхолики». Фичино развил эту мысль в трактате «De Vita Triplici», хорошо известном. Из низшего темперамента меланхолия возвысилась в избранный . Неоплатоники слили аристотелевскую мысль с платоновским учением о «божественном неистовстве», и появилось новое понятие «меланхолической одержимости» - состояния, в котором творит гений.
Гуманисты восславили и Сатурн. Но Сатурн, не только Кронос, - бог времени - он и бог земледелия, земли, покровитель каменотесов и плотников. Отсюда - инструменты. Как бог земли он ведал обмером участков, то есть , собственно геометрией. В нюрнбергском календаре 1515г.: «Из искусств Сатурн означает геометрию».
MELENCOLIA I. В 1531г. Агриппа опубликовал книгу «De Occulta Philosophia». Но ее рукопись ходила уже в 1509-1510гг. Развивая Фичино, Агриппа создает свою теорию творящего гения. «Меланхолическая одержимость делает человека способным приблизиться к познанию и высшей истины». По Агриппе есть три степени познания: I -искусство; II - наука; III - теология.
Дюрер писал: « Что такое абсолютная красота я не знаю. Никто этого не знает, кроме Бога». И еще: «Ложь в нашем понятии и темнота в нашем разуме так укрепились, что даже идя ощупью, мы ошибаемся».
«Меланхолия» Дюрера в депрессии, ибо высшая истина ей недоступна.
Добавить ваши ...

В. Клеваев. «Лекции по истории искусства.Северное Возрождение.Альбрехт Дюрер».

"Меланхолия", северное Возрождение, лекции, германия, Дюрер

Previous post Next post
Up