ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

Jul 06, 2011 17:18

И, наконец, вступительная лекция о Высоком Возрождении. Небольшая.

ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ (Конец XV в. - начало XVI в).
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЛЕКЦИЯ



Рафаэль Санти. Святое семейство.1505.Эрмитаж.СПб

Статья в Википедии. Там есть периодизация (спорная,конечно)

Мы с вами начинаем разговор о проблематике, связанной с искусством Высокого Возрождения. Это недолгий период - время самого конца XV века, по сути, двух первых десятилетий XVI столетия. Несколько дольше Высокое Возрождение задержалось в Венеции, до середины или, может быть, до конца 30-х гг., с точностью сказать трудно. Хотя для Тосканы и для Рима 1520 г. - достаточно определенная дата потому, что в 1515 г. умирает Леонардо, а в 1520 г. из жизни уходит Рафаэль. И, как мы с вами увидим, уже в творчестве позднего Леонардо, в творчестве Рафаэля, который умер совсем молодым, на 37-м году жизни, наблюдается некая усталость стиля.




Сандро Ботичелли.Рождение Венеры.1482-1486. Галерея Уфицци. Флоренция

Высокое Возрождение, по сути, не было искусственно прервано по какими-то внешним причинам, а неизбежно себя исчерпало. Советское искусствоведение почему-то не желало с этим смириться, искало внешних обстоятельств - ухудшение исторической и политической обстановки в Италии, угроза иноземного гнета, итальянские войны. Но ведь оно и началось в эпоху ухудшения, войн и походов. Как раз сам феномен Высокого Возрождения подтверждает, насколько не совпадают периоды социального расцвета и расцвета культуры. Это еще одно свидетельство того, что в благополучнейшем обществе при внешне, так сказать, стабильной ситуации, может быть полная культурная рутина и, с другой стороны, чрезвычайно активная культурная жизнь, высочайшие культурные завоевания могут быть связаны со временами кризисными, со временами в политическом и социальном отношении очень неустойчивыми, неблагоприятствующими, казалось бы, расцвету культуры. Здесь исторический материализм впадал в какую-то ужасную метафизику, пытаясь проследить законы соответствия.



Идеальный город. ок.1470. Национальная галерея Марке. Урбино.

Эпоха Высокого Возрождения - время исполнения надежд, время свершения тех обетований, тех обещаний, которые были даны в предыдущую эпоху. Разумеется, нельзя смотреть на Высокое Возрождение как на какой-то абсолютный пик ренессансных процессов, потому что, если смотреть так, то тогда приходится рассматривать весь XV в. только как некий подготовительный период, как черновик к тем явлениям, которые будут написаны начисто в это короткое время, занимающее всего лишь четверть столетия.
Каждая эпоха создает свои ценности, каждая эпоха создает свои непреходящие шедевры, и Боттичелли - ничем не хуже Рафаэля, а Пьеро делла Франческо нисколько не уступает Джорджоне. Я надеюсь, что мы с вами далеки от механистического понимания искусства как некоего прогресса, от среднего к хорошему, от хорошего к лучшему. Оказывается, что лучшее не может развиваться вечно. В культурологии XX в., на правах термина, появилось такое понятие как «ренессансный миф о человеке». Во многом эпоха Высокого Возрождения - это время расцвета этого мифа (все-таки мифа) об идеальном человеке, о человеке разумном, о человеке, стремящемся к дальнейшему совершенству по внутренним, побудительным мотивам, о человеке, который может достичь этого совершенства, пусть в отдаленнейшей временной перспективе, но тем не менее, все время заметно приближаясь к своему идеалу.



Леонардо да Винчи. Тайная вечеря.1498.Трапезная ц.Санта Мария делле Грацие, Милан

Само искусство Высокого Возрождения в совершенстве художественных решений во многом приблизилось к идеалу. Искусство не может вечно жить одним и тем же идеалом. Достигнув одной фазы, человеческая культура неизбежно тут же ставит перед собой некие иные задачи, тут же несколько меняет ракýрс рассмотрения проблемы человека, тут же несколько сдвигает оптику взгляда на природу человека, на природу мира, который его окружает, и - главное - на природу связей между человеком и миром.
Действительно, Высокое Возрождение - время, когда художники, определяющие уровень искусства, его стилистические проблемы, творят в некоем ощущении исторического оптимизма. Интеллектуальные герои Леонардо, совершенная гармония рафаэлиевских композиций, героика Микеланджело, еще не затронутая трагизмом, здоровая, прекрасная в своей раскованности чувственность молодого Тициана.
Все это, казалось бы, обещает новые, безграничные просторы для развития именно такого рода культуры, гуманистической в своей основе. Но парадокс заключается в том, что гуманизм как идейное течение, которое поддерживало Ренессанс в художественной культуре, к этой эпохе практически исчерпывает себя. Побеждает гуманистическое видение человека, и в то же время в 90-е гг. прекращают работать, а то и жить, крупнейшие гуманисты. А те, кто все еще продолжают свою общественную деятельность, такие как Маккиавелли, например, отличаются, скорей, трагическим, чем безоблачно ясным взглядом на природу человека и на будущее.



Микеланджело. Сотворение человека.Фрагмент росписи Сикстинской капеллы.Рим.

Еще и еще раз хочу предостеречь вас от абсолютизации Высокого Возрождения как некой безусловной вершины, когда все достигнуто, а потом идет спад. Потом просто следует другое. Не худшее и не лучшее, а просто - иное. И если вдуматься, Высокое Возрождение, скорее, завершает собой эпоху, чем открывает новые горизонты.

Вадим Клеваев. Лекции по истории искусства.К."Факт". 2008.

высокое Возрождение, лекции, италия

Previous post Next post
Up