Парагвай, небольшая, нищая и отсталая страна, по сравнению с которой даже Боливия выглядит как Москва по сравнению с Урюпинском, два дня назад умудрился поставить на уши всю Латинскую Америку.
Сенат - верхняя палата парагвайского парламента - подавляющим большинством голосов (39 против 4) объявил импичмент президенту Фернандо Луго за "ненадлежащие исполнение обязанностей". Решение о проведении "политического суда" над президентом было принято парагвайскими законодателями накануне, на экстренном заседании, под покровом ночи.
К присяге приведён вице-президент Федерико Франко с тем, чтобы он исполнял функции главы государства до апреля 2013 года, когда должны пройти следующие выборы.
Фернандо Луго
Проведённый законодателями финт выглядит легитимным с точки зрения юридической формы . Однако практически все страны Южной Америки расценили это событие как государственный переворот и резко осудили. Многие из них в настоящий момент в знак протеста отозвали из Парагвая своих послов.
Поводом для отстранения президента Луго от должности стал случившийся 15 июня вооружённый конфликт между безземельными крестьянами и полицией, унёсший жизни 17 человек.
Истинная причина, как обычно, лежит глубже. В данном случае она очевидна: коренные политические разногласия между президентом и парламентом; неприятие законодательной властью намерений и действий главы государства. В России в 1993 году подобная коллизия закончилась пальбой из танковых орудий. Но победителем тогда вышел президент.
СПРАВКА:
Президент Парагвая избирается прямыми выборами на пятилетний срок и не может переизбираться на следующий. Парагвайский парламент (Конгресс) - двухпалатный. 45 сенаторов и 80 депутатов избираются населением на пятилетний срок, как и президент страны. В Сенат избирают по партийным спискам, а в Палату депутатов - от территорий: департаментов и столичного округа.
РАССТАНОВКА СИЛ:
По результатам последних парламентских и президентских выборов, состоявшихся в апреле 2008 года, в Палате депутатов Парагвая представлены 5 партий:
Национальная Республиканская Ассоциация (Колорадо) - 30 депутатов (правая партия)
Подлинная либерально-радикальная партия- 27 (левоцентристская)
Национальный Союз Этических Граждан - 15 (правая)
Любимое Отечество - 3 (правоцентристская)
Патриотический Альянс за Перемены - 2 (левая)
прочие - 3
Отстранённый президент Фернандо Луго выдвигался от левой партии Патриотический Альянс за Перемены (APC) и пришёл к власти под левыми лозунгами, главным из которых была аграрная реформа в пользу крестьян.
Итак, причина беспрецедентного события - раскол между левым президентом и консервативным парламентом Парагвая. А теперь - немного о самом Парагвае, стране, о которой почти никто ничего не знает.
Парагвай - география, население, ресурсы, политика
Республика Парагвай (так звучит официальное название) находится в центре Южной Америки. Граничит на юго-западе и юге с Аргентиной, на востоке и северо-востоке - с Бразилией, на северо-западе - с Боливией. Выхода к морю не имеет. В переводе с языка гуарани Парагвай означает «от великой реки» (имеется в виду река Парана).
По данным за 2009 год население Парагвая составляет 6,3 млн человек. Официальная религия - католицизм. Около 90% верующих католики, а 10% - протестанты (меннониты).
Самый большой город страны и её столица - Асунсьон. Официальные и широко использующиеся языки - гуарани и испанский. Основное население - метисы. В стране примерно поровну сельских и городских жителей.
Большая часть населения сосредоточена на востоке, в зоне субтропических лесов и равнинных плодородных земель.
52% работающего населения занято в сфере обслуживания; 31% - в сельском хозяйстве. Выращивается хлопчатник, соя, пшеница, кукуруза, сахарный тростник, тапиока, табак, овощи и фрукты. Развиты лесозаготовки, мясо-молочное животоводство, свиноводство и птицеводство.
знаменитая парагвайская соя
В промышленности занято 17% работающих жителей страны. Производится цемент, сахар, напитки, текстиль, лесоматериалы. Благодаря мощным гидроэлектростанциям на Паране, из которых одна находится в совместном владении с Бразилией, а другая - с Аргентиной, Парагвай является одним из крупнейших производителей электроэнергии в регионе. Большая часть электроэнергии идёт на экспорт - в те же Аргентину и Бразилию.
В целом же Парагвай - аграрная страна, специализирующаяся на поставках сои и говядины на мировой рынок.
Это одна из самых бедных стран Южной Америки. 52% её населения живёт ниже уровня бедности.
Безотносительно к теме поста, просто для сведения отмечу, что в Парагвае проживает порядка 10 - 15 тысяч русских. Основная их часть - потомки белогвардейцев, покинувших Родину после Гражданской войны, и приспешников Гитлера - после Великой Отечественной. В основном они неплохо устроены, и их роль в жизни страны довольно значительна.
У Советского Союза дипломатических отношений с Парагваем не было, и вплоть до распада СССР въезд в сердце Южной Америки был заказан для любого "совьетико".
Экскурс в недавнее прошлое
Чтобы окончательно не растечься мыслью по древу, не стану углубляться в историю, хотя в истории Парагвая многое способно поразить воображение. Достаточно упомянуть войну 1864-1870 гг. с Бразилией, Аргентиной и Уругваем, поддержанных Англией и Францией. На той войне погибло - вдумайтесь в цифру - более 80 процентов населения страны!
Я же свой очень краткий исторический очерк начну с генерала Альфредо Стресснера, диктатора, правившего Парагваем 35 лет, с 1954 по 1989 год. Периодически в стране проходили "типа выборы", но единственной партией была правая Партия Колорадо (как это ни забавно, переводится её название "красная партия"), а Стресснер "демократически" переизбирался на пост президента 8 раз, подогнав под эти вечные перевыборы конституцию.
Диктатура диктатуре рознь, иной диктатор достоин похвалы и подражания. Но Стресснер (наполовину немец по крови) был не "наш сукин сын", а американский. То есть диктатор со знаком минус. Его официальной внешнеполитической доктриной был антикоммунизм.
Стресснер (слева) и Франко (справа) - 1973 г., Мадрид
Тот факт, что в Парагвае при Стресснере спокойно дожили свой век десятки тысяч нацистских преступников, включая такие экземпляры, как шеф гестапо Мюллер, врач-убийца Менгеле и, как считается, правая рука фюрера Борман, - уже говорит сам за себя.
Уровень безработицы в правление Стресснера не опускался ниже 40 процентов. Средняя продолжительность жизни едва превышала 50 лет. Детская смертность была одной из самых высоких в Западном полушарии. Около половины населения не умело читать и писать. Медицинское обслуживание, за исключением столицы и крупных городов, практически отсутствовало. Наиболее процветающими "отраслями экономики" государства, насквозь пронизанного круговой порукой и коррупцией, были контрабанда и торговля наркотиками.
В 1989 году Стресснера всё-таки свергли. Военный переворот провернули не левые, а правые. Ворон ворону глаз не выклюет, так что свергнутый диктатор сохранил жизнь, свободу и состояние. Преспокойно и безбедно он прожил ещё 17 лет в столице Бразилии - и никакой тебе Гааги!
Новая парагвайская конституция, принятая в 1992 году, закрепила основные демократические нормы, однако "родимые пятна стресснеровщины" до сих пор дают о себе знать.
Долгое время правительственный аппарат находился под сильным влиянием Партии Колорадо, так как большинство государственных служащих, в том числе судей, полицейских офицеров, администраторов различного ранга и учителей, сохранили положение, которое занимали до переворота.
Главные Политические партии Парагвая
Национальная республиканская ассоциация, известная под названием Партия Колорадо (исп. Partido Colorado, досл. Красная партия) - старейшая политическая партия в Парагвае.
С момента своего создания в 1887 по 1946 год, т.е. порядка 60 лет была правящей партией, а во время диктатуры Стресснера с 1947 по 1962 год - единственной разрешённой политической силой. Она играла роль организационной основы, на которую опирался режим Стресснера. Все государственные служащие, учителя, армейские и полицейские офицеры были обязаны состоять её членами.
В 1959 году внутри партии оформилось оппозиционное Стресснеру течение, получившее название Народное движение «Колорадо». Движение было исключено из партии, его члены подвергались гонениям и репрессиям вплоть до падения диктатуры.
Партия Колорадо насчитывает более 900 тысяч членов.
Основной оппозиционной силой в стране в настоящее время является «Подлинная либерально-радикальная партия» (ПЛРП). Её численность составляет более 600 тыс. человек. (Данные по численности обеих партий даны по состоянию на конец 90-х годов, ничего новее не нашлось - Л.Т.).
К Подлинной либерально-радикальной партии принадлежит и вице-президент, превратившийся в одночасье в президента Парагвая - 49-летний Федерико Франко. Именно поддержка ПЛРП во многом обеспечила победу Луго на выборах в 2008 году (далее по принципу Тараса Бульбы: я тебя породил, я тебя и убью).
Земля - крестьянам? Фиг вам!
Теперь, пожалуй, имеет смысл рассказать подробнее о непосредственном поводе для импичмента, сполна использованном законодателями.
Всё началось с того, что более сотни семей "кампесинос-синтэррос" (безземельных крестьян) самовольно захватили частную территорию в 380 км от Асуньсьона. Мотивировали тем, что 30 лет назад их выселили отсюда по приказу Альфредо Стреснера. Диктатор раздавал крестьянские земли своим сторонникам, среди которых был и нынешний владелец латифундии. Суд, куда обратился землевладелец, не внял доводам ответчиков и предписал им освободить занимаемые территории.
Когда же на место явились полицейские, (общим число 320 при поддержке вертолётов), чтобы выдворить крестьян по постановлению суда, те напали на стражей порядка с оружием в руках. В завязавшейся перестрелке погибли шесть полицейских и 11 крестьян. Более 100 человек получили ранения, 20 из них находятся в тяжелом состоянии.
После этого правительство ввело в район конфликта армию, однако удалось ли таким образом выгнать крестьян, неизвестно. По последним сведениям, синтэррос заявили, что не сдадутся и не уйдут с земли. которую считают своей...
Со стороны случившееся может показаться действительно шокирующим. На самом же деле подобные ситуации - налёты кампесинос-синтэррос на имения и захваты земли - для Парагвая скорее типичны, нежели экстраординарны.
После свержения Стресснера в 1989 году безземельные крестьяне неоднократно прибегали к самовольному захвату крупных, часто пустующих ферм, пытаясь вынудить правительство провести аграрные реформы. В большинстве случаев кампесинос-синтэррос выдворяла полиция. Нередко это приводило к кровопролитию.
Мало того, в стране действуют и партизаны-леворадикалы. Парагвайская Сельская Армия, закрепившаяся в горных и лесистых районах страны, захватывает заложников с целью получения выкупа, проводит экспроприации.
В отличие от соседней Боливии, тоже бедной страны, но обладающей огромными запасами углеводородов и минеральных ресурсов, где развиты нефтегазовая, горно-добывающая и металлургическая отрасли, Парагвай, как говорилось выше, - страна преимущественно аграрная. Земельный вопрос, актуальный для большинства латиноамериканских стран, для Парагвая сверхактуален и архиважен.
Не менее 80% сельскохозяйственных земель в стране находится в руках менее 1% населения - в собственности крупных землевладельцев-латифундистов. В то же время до 300 тысяч сельских жителей вообще не имеют своей земли.
Фернандо Луга, первый президент не из партии Колорадо за более чем полвека (да ещё и представитель левых!) пришел к власти под лозунгами социальной справедливости, борьбы с бедностью, создания новых рабочих мест, улучшения качества
медобслуживания, выкорчёвывания коррупции, и, конечно же, аграрной реформы в интересах крестьянства. Кроме того, Луго выступал против сохранения военной базы США на территории этой страны.
Но не имея ни поддержки у законодателей, ни денег в казне, необходимых для национализации земли путём выкупа, за 4 года он так и не смог провести обещанную реформу. Законодатели отодвинули решение вопроса о земле аж на 2023 год!
Помимо этого чиновники государственной компании, в задачи которой входит выделять земли безземельным, стали сами у себя, через подставных лиц, выкупать земли за государственные деньги с многократным завышением стоимости. (Замечу в скобках, что коррупция и кумовство, вообще характерные для стран Латинской Америки, в Парагвае просто зашкаливают).
Громкий коррупционный скандал подпортил имидж левого президента. Не слишком украсили его образ и некоторые не вовремя вскрывшиеся подробности личной жизни.
Многодетный святой отец
Пожалуй, самое примечательное в фигуре низвергнутого президента: для того, чтобы занять президентский пост ему пришлось сложить с себя сан. Долгие годы Луго был католическим епископом, известным под прозвищем "епископ для бедных". В 2005 году он сложил с себя сан и ушел в политику.
Президентом Фернандо Луго стал в 2008 году, сменив на этом посту лидера партии Колорадо Никанора Дуарте Фрутоса. В это время Луго было 57 лет. С тех пор как минимум три женщины подавали иски в суд о признании его отцом своих детей.
Весной 2009 года 26-летняя Розалита Вивиана Каррильо подала иск о признании президента отцом ее двухлетнего сына Гильермо Арминдо. Этого ребёнка Фернандо признал сразу, добровольно и согласился выплачивать его матери алименты. С учётом того, что мальчик был зачат и появился на свет прежде, чем папа Бенедикт XVI летом 2008 года разрешил его папу от обета безбрачия, политические оппоненты принялись стыдить Луго, призывая его уйти в отставку и не хайтаракумить высокий пост и Родину.
Но не на того напали. Правда, от всех остальных детей Фернандо усиленно открещивался, а женщины потом отозвали свои иски. Не исключено, что договорились с папашей приватно и полюбовно.
Вывод: женщин Луго явно умеет уговаривать лучше, чем законодателей, а дети удаются ему лучше, чем реформы.
Два года назад экс-президент пережил гораздо более драматический момент своей жизни. Летом 2010-го ему был поставлен страшный диагноз: "лимфома". Однако Луго удалось полностью излечиться от рака. Лечение он проходил в сирийско-ливанском госпитале Сан-Паулу в Бразилии. Согласно проведённым недавно тестам, лимфома полностью исчезла в результате химиотерапии.
Лула да Силва (справа) навещает Фернандо Луго в больнице Сан-Пауло
С выздоровлением президента Парагвая поздравил экс-президент Бразилии Лула Да Силва, лечивший рак горла в той же клинике.
Так просто это вам с рук не сойдёт!
Как говорилось выше, лидеры стран Южной Америки назвали импичмент президента Парагвая Фернандо Луго и его последующую отставку государственным переворотом.
Президент Аргентины Кристина Киршнер заявила, что ее государство не признает новых властей Парагвая. По ее словам, страны Южной Америки выработают совместный план действий в связи со сменой режима в Асунсьоне.
Президент Бразилии Дилма Руссефф сходу внесла предложение исключить Парагвай из Союза южноамериканских наций (УНАСУР).
Дилма Русефф в гневе опасна
Боливия не признает правительство, не наделенное мандатом народа, заявил Эво Моралес . Он подчеркнул, что Луго вел непримиримую борьбу с латифундистами страны и поплатился именно за это. По словам Моралеса, в истории с импичментом "чувствуется рука империализма и происки международных правых сил".
Уго Чавес пообещал, что его страна тоже не признает "бесполезное и незаконное правительство", оказавшееся у власти в Парагвае. В том же ключе выступили президент Эквадора Рафаэль Корреа и примкнувшие к нему главы Никарагуа и Доминиканской Республики.
Отрешение от власти президента Парагвая не нашло одобрения даже в Чили, у "пиночетиста" Себастьяна Пинейры. Импичмент Луго "не соответствовал элементарным требованиям, предъявляемым к подобным процедурам" , заявил министр иностранных дел Чили Альфредо Морено. Таким образом, в этом вопросе практически вся Южная Америка проявила единодушие.
Помимо дипломатических осложнений для Парагвая не исключено и применение к нему экономических санкций. В частности, Венесуэла может прекратить поставки нефти Парагваю, пока власть законно избранного главы государства не будет восстановлена.
Сам же Фернандо Луго проявляет удивительное спокойствие. Он заявил, что подчинится решению парламента, несмотря на нарушения, из-за которых его адвокаты даже не имели достаточно времени, чтобы подготовиться к защите. "Сегодня удар был нанесен не по Фернандо Луго, а по истории Парагвая и демократии, получившей глубокую рану. Однако я подчиняюсь решению конгресса, поскольку всегда руководствовался законом, хотя этот закон и подвергся искажению" - сказал отстранённый президент. А затем призвал граждан выражать своё отношение к произошедшему в мирной форме, чтобы они не привели к насилию.
Предостережения оказались кстати. Сразу после того, как было объявлено об импичменте, перед зданием парламента стали собираться возмущённые сторонники Луго. Полиция разогнала толпу демонстрантов с помощью слезоточивого газа и водомётов.
Вчера то ли вице, то ли президент Федерико Франко сначала, скроив суровую мину, заявил, что Парагвай сам разберётся со своими внутренними делами, а затем сделал успокаивающие заявления. Мол, Луго согласился на "увольнение по статье" добровольно, по-хорошему. И, по словам Франко, осуществляя президентские обязанности, он намерен опираться на помощь и авторитет экс-президента.
Федерико Франко
Судя по поведению свергнутого Луго, бывший епископ очень миролюбив и всегда действует по принципу "лишь бы не было войны". Но можно сказать и по-другому, грубее и прямее: кишка тонка.
Вот Чавес, которого с Луго роднит многое, даже проблемы со здоровьем, горазд не только баб тискать. В 2002 году, когда мятежники совершили переворот, отстранили его от власти, арестовали и буквально с ножом у горла требовали отречения от должности, он готов был умереть, но не выпустить власть из рук.
Уго Чавес, 2002 г.
Правда, брат Уго тогда чувствовал ободряющее "дыхание локомотива" - мощную и активную поддержку преобладающей части венесуэльцев.
Федерико, набравший на выборах лишь 41 % голосов избирателей, таким ресурсом не обладает.
Посмотрим, как дальше развернутся события в Парагвае, но что-то мне подсказывает, что отыграть назад и вернуть президента на место там не получится. Не Венесуэла. Не Чавес.
Вместо постскриптума
20 марта 2011 г. Заявление президента Парагвая Фернандо Луго по поводу боевых действий международной коалиции в Ливии:
"Насилие в любой форме не может быть оправдано. Я надеюсь, что возобладают здравый смысл, благоразумие, и, прежде всего, будет уважаться принцип самоопределения народов, которые являются хозяевами происходящих в их странах процессов".
Луго выразил сожаление в связи с резолюцией ООН, разрешающей применение силы в отношении режима Муамара Каддафи. Парагвайский МИД призвал "конфликтующие стороны" к поиску решения "мирным способом на основе диалога".