В. С. ГОЛЕНИЩЕВ: ОСНОВНЫЕ ВЕХИ БИОГРАФИИ

Dec 27, 2006 14:36

Головина В.А. В.С. Голенищев: основные вехи биографии. // ВДИ. 2006. 4. СС. 170 - 173.



В этом году исполнилось 150 лет со дня рождения выдающегося российского востоковеда В.С. Голенищева. Голенищев - не только первый отечественный египтолог, с именем которого связано появление профессиональной египтологии в России. Он принадлежит великой когорте основателей мировой египтологии второй половины XIX -первой половины XX в., труды которых заложили основу ее современного развития.

В.С. Голенищев родился 17 января 1856 г. в Санкт-Петербурге. Согласно официальным документам - в семье купца I гильдии и потомственного почетного гражданина СВ. Голенищева. Последний, приехав в Санкт-Петербург бедняком, стремительно обогатился и оставил после себя «крезовское» наследство. От него В.С. Голенищев унаследовал и до 1908 г. (до разорения) владел значительной недвижимостью в Петербурге и огромным капиталом.

В.С. Голенищев получил хорошее домашнее воспитание. Учитель-швейцарец рано зародил в нем интерес к востоковедению, в особенности - к египтологии. Окончив с отличием гимназию, он поступил в 1875 г. в Санкт-Петербургский университет на Восточный факультет. По причине отсутствия на факультете преподавателей древнеегипетского языка начал изучать родственные ему языки - арабский и древнееврейский. Был учеником выдающегося профессора-арабиста В.Р. Розена. Древнеегипетский и коптский языки Голенищев изучил самостоятельно. Закончил обучение (в 1879 г.) со степенью кандидата восточных языков. Кроме древнеегипетского и древнееврейского знал аккадский язык, впоследствии - урартский, ассирийский, не говоря уже о латыни, греческом и западноевропейских языках. Арабским владел блестяще.

Научная деятельность В.С. Голенищева началась уже в студенческие годы. В 1876 г., будучи студентом второго курса, он выступил на Ш Международном конгрессе ориенталистов в Санкт-Петербурге с блестящим докладом об иератическом папирусе, обнаруженном им в запасниках Эрмитажа. На нем содержались два знаменитых ныне произведения - «Поучение Мерикара» и «Пророчество Неферти». В 1877 г. (в 21 год) он опубликовал другой шедевр - так называемую «стелу Меттерниха» (подаренную австрийскому канцлеру египетским пашой Мухаммедом Али) с древнеегипетским магическим текстом.

Едва закончив университет, в 1881 г. Голенищев также в собрании папирусов Эрмитажа нашел и издал в транскрипции еще один прославленный шедевр - историю о приключениях древнеегипетского мореплавателя, попавшего на чудесный остров, где жил добрый Змей (так называемая «Сказка о потерпевшем кораблекрушение»). Его доклад об этой находке на V Конгрессе ориенталистов стал еще одной сенсацией.

С 1879 г. В.С. Голенищев начал ездить в Египет. Считается, что он был там не менее 60 раз (в действительности, видимо, меньше), проводя в этой стране позже значительную часть года. Он объездил всю страну, посетил все важнейшие в археологическом плане места. В.С. Голенищев обнаружил, скопировал и тем самым ввел в научный обиход много важных древнеегипетских надписей и изображений. Важнейшим результатом поездок в Египет стала его знаменитая коллекция древностей (см. ниже) - блестящее, одно из самых больших в мире и самое большое профессиональное частное собрание древнеегипетских древностей.

По окончании университета В.С. Голенищев был по специальному представлению определен сверх штата в Императорский Эрмитаж для систематизации и составления каталога хранящихся в нем египетских древностей (задача, которую он полностью выполнил). С 1886 г. он состоял в должности хранителя Эрмитажа по Отделению древностей, заведуя Собранием Египетских и Ассирийских памятников. Однако вскоре (в 1899 г.) в связи с личным желанием, вызванным семейными обстоятельствами и частыми поездками в Египет, В.С. Голенищев официально оставил эту должность, но продолжал оставаться тесно связанным с музеем. Одновременно он был причислен к Министерству Императорского двора «без содержания с откомандированием для занятий к Эрмитажу».

В 1908 г. Голенищев оказался разорен (см. ниже) и был вынужден продать свою коллекцию государству. Вскоре он уехал из России за границу, во Францию. В 1912 г. он приезжал на родину на открытие Музея изящных искусств имени императора Александра III (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина), где была размещена его коллекция. С 1916 г. события Первой мировой войны практически прервали его связь с ГМИИ и Эрмитажем.

Вторую половину свей долгой жизни В.С. Голенищев жил большей частью во Франции (в Ницце) и Египте (в Каире). В 1923-1928 гг. он был профессором Каирского университета, где заложил основу академического изучения египтологии и, таким образом, стал воспитателем первого поколения национальных египетских египтологов. Он также сотрудничал с Каирским музеем, принимая участие в работе над одним из томов его сводного Каталога.

В 1929 г. В.С. Голенищев вышел в отставку, чтобы полностью посвятить себя главному труду своей жизни - разработке синтаксиса древнеегипетского языка. К сожалению, этот огромный труд (как и некоторые другие) остался неопубликованным.

В.С. Голенищев умер 9 августа 1947 г. в Ницце. Известно, что он тихо заснул в своем кресле, склонившись над листом с древнеегипетскими иероглифами. Похоронен в Ницце.

В.С. Голенищев был человеком высочайшей культуры, огромных знаний и таланта. В научном мире он обладал высочайшим авторитетом, который основывался не только на его профессиональных знаниях, но и на личных качествах - благородстве, доброте, обаянии. Хорошо известна его щедрость - не только просто человеческая, но и «научная»: своими эпиграфическими и папирусными находками он всю жизнь бескорыстно делился с коллегами. Многие ныне классические работы выдающихся египтологов были основаны на найденном Голенищевым материале и посвящены ему с признательностью.

Благодаря своим знаниям, личным качествам, а также своей долгой и очень успешной собирательской деятельности В.С. Голенищев среди египтологов стал личностью легендарной. Поколения египтологов передают истории о знаменитом «голенищевском сундуке», который тот всегда возил с собой: там находились тысячи заполненных им карточек с древнеегипетскими словами и примерами их использований в текстах, что было особенно необходимо до завершения публикации Берлинского словаря. По воспоминаниям коллег, Голенищев был один из немногих египтологов, кто мог прочитать «с листа» древнеегипетский текст любой сложности.

Особое место в его жизни и деятельности занимало коллекционирование. Первый древнеегипетский памятник В.С. Голенищев приобрел еще 14-летним подростком. Впоследствии для этого блестящего эрудита с неограниченными средствами Египет дал огромные возможности для собирательства. В.С. Голенищев ими широко и со знанием дела воспользовался. За 30 лет он собрал замечательную коллекцию, насчитывающую около 6000 первосортных экспонатов - памятников древнеегипетской письменности и изобразительного искусства. Впоследствии она стала всемирно известной как голенищевская.

Коллекция вместила много уникальных памятников, приобретенных у антикваров в Египте. Среди них особенно следует выделить выдающиеся по своему содержанию древнеегипетские папирусы, в том числе - папирусы с «отчетом» египтянина Унамона о его путешествии в финикийский город Библ; с гимнами царским диадемам, математический папирус (один из двух известных ныне); редчайший египетский «ономастикой» (словник), остракон с частью знаменитого гимна в честь разлива Нила, а также ценнейшие коптские рукописи и клинописные таблички из раскопок Амарны. Без этих памятников письменности ныне трудно представить историю Древнего Египта.

Коллекция включила также первоклассные объекты древнеегипетского изобразительного искусства - статуи и статуэтки, рельефы, стелы, саркофаги и др. Многие из них являются шедеврами египетского и мирового искусства и уже давно стали хрестоматийными (к примеру, статуэтка жреца Аменхотепа и жрицы Раннаи, портрет фараона Аменемхета III и др.).

Собрание, которое насчитывало около 6000 памятников, образовало род домашнего музея, который был доступен для работы его коллег-египтологов. Свою коллекцию В.С. Голенищев активно пополнял около трех десятилетий, примерно до середины 10-х годов XX в. К сожалению, он не успел ее полностью систематизировать и написать каталог: в его планы вмешалась судьба.

В 1908 г. Голенищев внезапно оказался на грани разорения в результате деятельности (частично неумелой, частично авантюристической) своего управляющего и родственника (мужа его сестры). Необходимость рассчитаться с огромными долгами и обеспечить существование вынудило его продать свою коллекцию. Не желая отдавать ее за границу, Голенищев предложил свое собрание государству - за очень умеренную сумму, как единодушно отмечали все привлеченные эксперты. После длительных обсуждений в 1909 г. Государственная Дума приняла закон о приобретении в казну коллекции египетских и восточных древностей В.С. Голенищева «с помещением их в Музее изящных искусств имени императора Александра Ш на вечное хранение». Коллекция была перевезена в Москву в 1911 г. и размещена в специально для нее оформленном великолепном зале, где находится и поныне.

В.С. Голенищев, внесший колоссальный вклад в развитие мировой египтологии, не имел никаких российских академических степеней и званий. В тех редких случаях, где это было необходимо, он именовался «статским советником». Состоя «сверх штата», не получал от государства и жалованья. России же он сделал по крайней мере два огромных дара: свою библиотеку (из 600 томов) и, конечно же, свою бесценную египетскую коллекцию. Формально В.С. Голенищев продал коллекцию государству, однако оплата за нее была установлена в виде пожизненного ежегодного фиксированного дохода продавцу. Можно предполагать, что в виду последующих исторических событий она так и не была выплачена В.С. Голенищеву полностью.

Память о В.С. Голенищеве почтительно хранится его коллегами. Она жива в России, прежде всего в ГМИИ им. А.С. Пушкина - музее, который почти столетие бережно хранит и блестяще публикует объекты его бесценной коллекции. Она жива во Франции, где в Париже действует замечательный Центр египтологии его имени. И она, конечно же, несмотря на изменившийся мир, жива в Египте - как в Египетском музее в Каире, так и в Каирском университете.

Подтверждением этого является событие, имевшее место в этом году. В честь 150-летия со дня рождения «el-mo‛allem el-moskawi el-kebir» - «великого московитского ученого» (так, по свидетельству одного из учеников Голенищева, его называли египтяне) его мраморный бюст был установлен в Каире в особом для египтологов месте: мемориальном комплексе О. Мариэтта (основателя Египетской Службы древностей и первого национального музея) - в саду напротив Каирского музея. Подобной высочайшей чести удостоено всего не более полутора десятков самых выдающихся египтологов.
Previous post Next post
Up