Посмотрел интервью Макаревича М.Козыреву на Дожде. Дождь признан в РФ нежелательным (что одобряю: враги* РФ хотя бы так отрегулированы), а Козырев с Макаревичем - иноагентами. Потому ссылок не даю. Дам картинку новой жены Макаревича с 2019 - израильской журналистки родом с Киева, которая родила Макаревичу сына в марте 2022 и ходит с пистолетом:
[Spoiler (click to open)] 1) Зачем пишу и зачем стал смотреть? [Spoiler (click to open)]Родители слушали Макаревича в Машине Времени очень активно, и я вырос на их песнях. Но как "вырос" - они не стали началом чего-то во мне, а стали лишь частью фона: да, различимой, но не более того. И для меня это интервью - больше способ закрыть тему Макаревича и не особо к ней возвращаться.
2) Досмотрел до 47:13 и поймал себя на мысли, что вот так и происходит сейчас смена засидевшихся поколений. [Spoiler (click to open)]
Отторжение к Пугачёвой - ко всему, что она делает, и тому, как она вообще мозолит глаза. Отторжение к политической позиции Макаревича, которым СМИ доставали - при том, что музыка перестала для меня существовать уже давно, уши не мозолила, и в этом плане отторжения не было. Отторжение ко всему этому формату - пережёвывания одного и того же десятилетия подряд - пока просто не выключил телевизор. Но всё равно это доставало через родичей, которые как минимум на Новый Год включали этот День Сурка с многократно пережёванными песнями о старом.
И, может быть, хорошо, что хотя бы так в русской культуре часть этого заплесневевшего болота выплеснули за границу. Стало ли лучше или хуже от этого в культурной жизни РФ? Возможно, уменьшилось разнообразие. Как я понимаю, проблема не только и не столько в Пугачёвой и Макаревиче, а в том, что рулят и эстрадой, и страной всё те же люди - потому нового и те, и другие ничего не воспринимают и нужны какие-то чрезвычайные обстоятельства, чтоб хоть кого-то впустили. Как впустили Дронова/Шамана на замену ещё одним старым пердунам - Газманову и Любэ. И всё. Больше я никого не знаю (но я и не вникаю).
С другой стороны - пропадает и вся остальная преемственность, а не только мейнстримная. Русский рок - слушают те, кто вырос на нём, а остальным он не интересен. Не знаю, насколько "альтернатива" 2000х сейчас слушается кем-то, кроме тех, кто на ней вырос - но есть шанс, что о ней молодёжь хотя бы в курсе, как я в курсе о Макаревиче - от своих родителей. Может быть, в какой-нибудь металлической тусовке волосатиков как-то более выстроена традиция от хардрока до современности (её выстраивали ещё в 1990х), и какую-нибудь Арию до сих пор слушают - и как классику жанра, и как тех, кто хоть что-то ещё делают. А если послушать какого-нибудь Фредгитариста - то окажется, что Ария по качеству музыки и исполнения была даже лучше своих вдохновителей - Айрон Мейден (тут я некомпетентен и доверяю Шильникову). Может быть, что-то такое есть в тусовке у панков, где песни Летова уже давно стали народными, а потому традиция будет хотя бы в этом сохраняться. Кстати, и от соврока/русрока остался Цой, которого перепевают под гитару.
И на Западе в США/Британии уже была похожая история в 1950х и в 60х, и 70х (да и потом тоже) - когда новое поколение выбирало новые музыкальные формы, хейтило старые, и полностью менялась музыкальная мода. Но у них значительно ёмче рынок и он не такой монополизированный, когда есть центровые - около Кремля и телевизора, а есть все остальные - сбоку припёки. Потому всё старьё на Западе сохранялось и какое-то движение там теплилось. Иногда даже как-то влияя на последующие поколения, хотя бы материалом для перепевок. В общем - я и моё поколение уже никуда не денутся от Макаревича и Пугачёвой - потому что мы их помним, даже если они вызывают отторжение. А вымрет о них память с нами самими. Так что, сейчас я только что подумал - что не стоит заморачиваться об этом: это чисто поколенческое явление, и у других поколений картина мира совсем другая. И, если новую музыку я могу воспринимать (не значит, что хочу), то уже какой-нибудь реп с хипхопом не перевариваю и не хочу переваривать. А именно им забили голову молодому поколению. А до следующей смены музыкальной моды и появления чего-то нового ещё надо дожить, и не факт, что она будет лучше, что это не будет что-то типа криков муэдзинов под арабское брынчание - потому что европейская молодёжь становится турецко-арабской, американская - там больше становится латиносов, а в РФ заселяют таджиков, дети которых и могут оказаться теми, кто повлияет на музыкальные вкусы. Если до этого все доживут мирно, без гражданский войн и прочей резни из-за замены населения.
3) 58 минута - ну хотя бы не "народ плохой". "Плохие" у Макаревича поколения. А сам он - Дартаньян в Белом Пальто. [Spoiler (click to open)]
М.Козырев: - Почему эти вот какие-то точечные изменения [в худшую, по мнению Макаревича, сторону], о которых ты говоришь почему они каждый раз падали на благодатную почву. Почему каждый раз когда какое-то количество людей пыталось протестовать против чего-то, закона нового-там, подставы на выборах - их оказывалось в то время ничтожно малое количество всё-таки. у меня такое ощущение что какая-то была прямо вот это была почва, которая жаждала таких семян.
Макаревич: - Ну мы сейчас придём к популярному утверждению уже, обрыдлому, что "народ такой". К: - что ты по этому поводу думаешь? М: Я по этому поводу думаю вот что. [И дальше много букв ни о чём]
Да, пусть Макаревич тут открестился от идеи "плохой народ", но не дошёл до идеи, что он сам хоть за что-то в ответе - что сейчас он наконец получил то, что и должен был получить - израильскую жену, сына, гражданство, историческую родину, и пора бы отвязаться от России, от которой его ограждала толпа поклонников, а потому он позволял себе не вникать и думать поперёк мнению людей.
И так, что же не нравится Макаревичу из того, что произошло? В советское время была масса унижений и вранья, но по базовым идеям с детства внушались правильные мысли: мы за мир, слабому надо помогать. А потом, в 1990е (те самые, которые полчаса назад Козырев объявил временем Свободы и Макаревич с этим согласился) - стали выходить телепередачи, что "слабого - толкни". А потом соцопросы показали, что самые популярные профессии - "браток" (бандит) и валютная проститутка.
Я: Вообще-то до таких передач, насколько я помню. И людей на это толкнул хаос того, что Макаревич и Козырев назвали "Свободой". А никак не передачи. Людей лишили средств к существованию. Потому на фоне нищеты обычных профессий, которые "свободе" были не нужны, быть бандитом и проститукой оказалось чрезвычайно выгодным. И многие людей не пошли туда, где так выгодно. Но за десятилетие "свободы" устоялся этот перекошенный моральный стереотип, когда богема мнит себя свободной и творит, что хочет, а в стране выгодно быть быть бандитом и проституткой - и это богему никак не колышет, и вспоминает она об этом лет через 20. А теперь Макаревич не знает как разговаривать с людьми, которые выросли на этом, и не имеет желания с ними разговаривать. Т.е. не хотел Макаревич объявлять "народ плохой", но именно к этому и пришёл: что "плохие" поколения, которые выросли в 1990е, и он с ними даже не желает разговаривать.
Дальше Козырев ссылается на пример украинских майданов, которые якобы что-то меняли. Почему в РФ не так? Ну да - так меняли, что после каждого изменения становилось хуже. "Хуже" это моё мнение, но у Макаревича с Козыревым может быть иное мнение: что от майданов "Украина" расцвела и заколосилась, стала вести адекватную внешнюю и внутреннюю политику, добилась мира внутри и снаружи, многообразия мнений и т.п. Или этого не случилось исключительно из-за Путина? Т.е. украинский террор и тоталитаризм, нетерпимость к чужому мнению, к русскому языку, война против Донбасса, провоцирование войны с РФ - это не сознательная политика киевской власти, а "само собой насралось", "Путин виноват"?
Макаревич считает, что в РФ всё плохо, что страна не освоена и не обустроена, и всё время что-то захватывает (употребил местоимение "мы" - "мы захватываем"). Ну так отдай обратно, что ТЫ захватываешь. Лично я ничего не захватываю, а я считаю, что русская земля должна быть в России, вне зависимости от её нынешней принадлежности постсоветским бантустанами типа "Украины" или РФ. Другой вопрос, что "Украина" сейчас наиболее негативно себя ведёт к русским людям и вообще к русской идентичности, уже хотя бы поэтому её в принципе не должно быть, не должно стать раньше остальных бантустанов
Далее - про Мир Розовых Пони, когда власть сменится. Макаревич заявляет, что не будет судить других людей. Ну хотя бы так. Нашёл себе новую родину - Израиль - и живи теперь с ним. Про атаку Хамас в интервью ничего нет, т.к. записывалось это до неё и Макаревич надеялся на пистолет жены.
*) Враги [Spoiler (click to open)]N - по моему определению: кто словом и делом добивается военного поражения N. Я употребляю тут это слово в этом смысле и не спорю с теми, кто употребляет слово в других местах в других значениях.
Является ли Макаревич и М.Козырев врагами РФ - не выяснял или уже не помню. Может да, может нет. А вот Дождь - однозначно враги РФ, т.к. занимаются вражеской пропагандой для того, чтоб добиться поражения РФ.
+3) На всякий случай напоминаю своё отношение к деятелям шоубиза, вроде Макаревича и любого другого по части их слов по общественно-политической тематике: оно не сильно отличается от мнения клоуна в цирке. [Spoiler (click to open)]
"Поэт в России больше, чем поэт" - был только в головах советской интеллигенции, подъедавшей крошки с барского стола номенклатуры и чувствовавшей себя пупом земли. А при царях какой-нибудь Пушкин-Лермонтов-Толстой были дворянами и именно этим определялся их статус "больше, чем поэт/писатель". Большевики уничтожили сословную составляющую общественного статуса, оставив лишь фактор известности, пиара, который был как раз у тех, кто "продавал себя" - светил лицом и текстами - спортсмены, литераторы, певцы и музыканты и пр.
С тех пор особо ничего не поменялось в плане репутации в обществе: Госдума забита такими известными клоунами, вся важность которых - их личная известность по предыдущей работе. Но их туда набирают как наживка для проведения тех, кто не способен вести предвыборную кампанию и кого просто закидают помидорами. Но при этом все эти клоуны как политики и госдеятели - пустой балласт: политически стерильны и используются там просто для нажимания кнопок как им прикажут.
И те, кто никуда не попали, вроде Макаревича - нет смысла даже реагировать на их заявления по общественно-политической теме. Вы же не ходите в цирк, чтоб узнать мнение клоунов по этим темам? Это не специалисты, а всего лишь такие же обыватели как и вы, лишь ставшие широко известными из-за особенностей своей работы.
Можно ли тут что-то сделать, чтоб повысить уровень дискуссий и репутаций в Восточной Европэ? По идее - да: тот балласт, который понасажали в Думу дёргать по их прямым обязанностям, добиваясь от них выполнения хотя бы каких-то представительских, депутатских функций. И этим формировать в обществе понимание, что депутат, кого избираешь - он должен будет тебя представлять и именно за это его стоит выбирать, а не потому, что он тебе лишь шапочно известен. Будет запрос - начнёт появляться и предложение. Не прям сразу, а эволюционно - т.е. лет через -дцать.
+4) После атаки Хамас и ответа Израиля, Макаревичу приходится читать политинформацию для жителей Средней Азии: [Spoiler (click to open)] === https://t.me/yurasumy/11254 Мир сегодня с "Юрий Подоляка", [30.10.2023 13:54] Приключения "русских" инноагентов: снижение кормовой базы
Русские инноагенты, которые интенсивно поливали помоями свою Родину, и продолжали кормиться на русскоговорящей аудитории вне страны, получили значимый финансовый удар. Многие из них по привычке (а кто и в следствие проживания в нем) поддержали Израиль в связи с событиями вокруг Газы.
И вот теперь они столкнулись с тем, чего раньше не было - кто-то угрожает организатором их туров по среднеазиатским бывшим союзным республикам.
И тут лично мне интересно, насколько эта его риторика увещевания и объяснений для тех, кто угрожает организаторам концертов в Средней Азии - насколько это будет отличаться от мнения по погрому в Дагестане - т.е. в РФ, где никаких концертов Макаревичу не дадут сделать.