Мистер Обещалкин Владимир Владимирович (он же Аллах Дающий Чеченам, он же Путин) любит ради пиара постучать кулачком по столу и сказать что-нибудь грозное про "замочим в сортире" или про ворогов американцев. Но на самом деле те, кого он обещал замочить, купаются не в дерьме, а в миллиардах из бюджета и катаются по всей стране с оружием, похищая и убивая людей. Так и с американцами все его грозные речи - такая же лапша на уши доверчивых граждан. То, что не сделал в своё время Ельцин, сделал "большой патриот" Путин - уничтожил ракеты. После чего американцы легко и просто вышли из договора по ПРО. Это была очень большая "победа" внешней политики американского агента Путина.
Ну и стоит понимать, что Путин создал в РФии безумную систему коррупции, которая после его фальшивой "победы" на "выборах" вошла в крутое пике и откаты теперь составляют 70-90% от выделяемых средств. Т.е. никакие разработки и построение чего-то нового и технологичного невозможно в принципе. И даже сам Путин не в состоянии управлять этой своей "Вертикалью" воров и жуликов. Да и не нужно ему этого. Он уже совсем старенький и выжил из ума. Сейчас идёт подковёрная борьба за то, чтоб стать его наследником.
=====
http://dedeg0r.livejournal.com/108659.htmlЕльцин супротив Путина - дитё несмышленое
dedeg0r, April 23rd, 17:31
Ржал до слез. Читаю
новость: "Московский институт теплотехники начал опытно-конструкторские работы по созданию боевых железнодорожных ракетных комплексов. Советский БЖРК был снят с вооружения в 2005 году в связи с положениями договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ), подписанного в январе 1993 года президентами США и РФ Джорджем Бушем и Борисом Ельциным. [0]
Ну чо, пипл, схаваем? Путиноиды сейчас эту новость в блогах начнут пиарить - вона как, злой Ельцин все развалил, а добрый Путин создает. И никто не задаст себе простой вопрос: а как так случилось, что договор Ельцин подписал в 1993-м, а после этого БЖРК несли боевое дежурство до середины жирных нулевых, до расцвета путинского величия?
Ну чо, расскажу.
15 апреля 2000 года "Утро.ру" писало: "Избранный президентом РФ Владимир Путин выступил в пятницу в Госдуме перед голосованием по вопросу ратификации Договора СНВ-2 и документов по ПРО. Он заявил, что ратификация Договора отвечает национальным интересам России. По его мнению, ратификация Договора сохраняет "ядерный щит" России и создает ситуацию, при которой наши ядерные силы будут способны в любой момент уничтожить противника в любом месте, даже если России придется воевать с несколькими ядерными державами". [1]
4 мая "Первый канал" радовался: "Избранный президент России Владимир Путин подписал федеральный закон "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении стратегических наступательных вооружений", принятый Государственной Думой 14 апреля и одобренный Советом Федерации 19 апреля". [2]
Ясно? Нет? Ельцинская подпись ничего не стоила - договор нужно было ратифицировать, чтобы уничтожить "ядерный зонтик России". И именно Путин это сделал. Причем, он не только закорючку на бумажку ляпнул, он активно лоббировал ратификацию.
"Независимая газета" за 15 апреля 2000-го подробно рассказала, как Путин проталкивал уничтожение ядерных сил в общем и БЖРК в частности: "Вчера перед депутатами появился новый участник дебатов вокруг Договора СНВ-2. Это был российский президент Владимир Путин, пожелавший лично присутствовать при дебатах... В своей речи Владимир Путин последовательно опроверг все аргументы противников ратификации Договора СНВ-2, хотя, кстати, и признал за таковыми право на собственное мнение, которое он, впрочем, считает ошибочным... Ратификация Договора СНВ-2 оказалась возможной благодаря как настойчивости Путина, так и работе, проделанной министрами Сергеевым и Ивановым". [3]
ВВС сообщало 11 апреля: "Государственная Дума России в ее нынешнем составе - принципиально иная. Во-первых, уже не такая "красная", как предшествующая. Во-вторых, поддающаяся управлению со стороны главы государства. А Владимир Путин, фактически принявший бразды правления Россией в последний день минувшего года, уже в своем Новогоднем обращении среди внешнеполитических приоритетов страны упомянул скорейшую ратификацию Договора СНВ-2". [4]
А теперь - цитата из Виктора Илюхина, который как-то внезапно умер [6] сразу после сказанного: "Начну с заявления директора Московского института теплотехники Юрия Соломонова, разработчика ракетных комплексов «Тополь-М», о том, что Россия утратила более 200 технологий по изготовлению баллистических ракет, что существенно подрывает обороноспособность нашей страны.
По государственной программе вооружений в России на 2007-2015 годы должно быть закуплено 17 межконтинентальных баллистических ракет «Тополь-М». На вооружении российской армии будет находиться 68 МБР «Тополь-М» в шахтных пусковых установках, а также 69 МБР того же типа, но в мобильном варианте. Однако к этому времени будут кратно превышены гарантийные сроки боевой эксплуатации всех без исключения МБР, зафиксированных в СССР на момент подписания Договора о стратегических наступательных вооружениях (СНВ-1, 1991 г.), и они будут сняты с боевого дежурства.
Таким образом к 31 декабря 2015 года у нас останется 147 сухопутных МБР с 351 ядерным зарядом.
Еще хуже обстоят дела в морской ядерной триаде. В 1991 году России от СССР перешло 55 атомных подводных лодок стратегического назначения, и все они к 2015 году будут сняты с боевого дежурства. Трагично то, что с 1990 года по 2007 г. в России не было построено ни одной атомной подводной лодки стратегического назначения.
Высокой боевой устойчивостью обладал мобильный железнодорожный комплекс РТ-23, ракета которого оснащалась не одной боевой частью, как «Тополь», а 10 БЧ. При этом в походном положении комплекс имел внешний вид обычного вагона-рефрижератора, поэтому обнаружить его средствами наблюдения было невозможно. Симптоматично, что руководство США совершенно спокойно относится к наличию в РВСН комплексов «Тополь», однако настойчиво добивалось от руководства России ликвидации РТ-23. В 1990-е годы это требование США выполнено не было, все комплексы РТ-23 остались в составе РВСН. И только по указанию В.Путина они в течение 3-х лет были выведены из боевого состава и уничтожены. Самые современные, самые лучшие, что достались России от СССР. Им нет в мире аналогов.
Сейчас на вооружении ВВС России находятся только 13 стратегических бомбардировщиков Ту-160 и 63 бомбардировщика Ту-95МС. Все они советского производства и давно исчерпали технические сроки эксплуатации". [5]
Хотите моих комментариев? Нате: хавайте, пиплы. Ругайте Ельцина и хвалите Путина - это новый тренд.
=====
Восстановленные ссылки:
[0]
http://ria.ru/defense_safety/20130423/934029183.htmlРоссия воссоздает боевые железнодорожные ракетные комплексы
РИА Новости, 09:00 23.04.2013 (обновлено: 09:28 23.04.2013)
[1]
http://www.utro.ru/articles/politics/2000/04/14/200004140336111154.shtmlРЕШЕНА СУДЬБА ДОГОВОРОВ СНВ-2 И ПРО (1972)
Отдел информации, 15 апреля, 15:00
Yтро 22 АВГУСТА 2000 ВЫПУСК #162 (233)
[2]
http://www.1tv.ru/news/print/117478Первый канал 22:32 Четверг, 04 мая 2000
Раздел: Новости
Владимир Путин подписал закон о ратификации договора СНВ-2
[3]
Исходную статью на сайте Новой газеты не нашёл. Только перепечатку админом на её форуме. Так что дату публикации 15 апреля 2000 не проверил.
http://www.ng.ru/forum/forum3/topic59623/admin, 13:39 07.03.2013 #1
Дума одобрила договор СНВ-2
[4]
http://www.bbc.co.uk/russian/0411_2.shtmlBBC Russian, Лондон,11 апреля, 6:45 GMT, 10:45 МСК
СНВ2: история вопроса
Владимир Ардаев, Москва
[5]
http://adygkprf.ru/news/view/66адыгейское республиканское отделение коммунистическая партия российской федерации
Выступление Главного обвинителя В.Илюхина на процессе военного трибунала Общероссийского офицерского собрания по делу о противоправной и разрушительной деятельности В.Путина
2011-02-19 12:05 В.И. Илюхин
[6]
http://ru.wikipedia.org/wiki/Илюхин,_Виктор_ИвановичИлюхин, Виктор Иванович
Виктор Иванович Илюхин (1 марта 1949, Сосновка, Пензенская область - 19 марта 2011, Кратово, Московская область)
Смерть
=====
Смешная аргументация Путина: "По словам В.Путина, если Россия не ратифицирует СНВ-2, это создаст дополнительные возможности для выхода США из Договора по ПРО." Ну вот они и вышли из этого договора, после того, как Путин всё уничтожил. Обещалкин может врать только народу, которого лишил всякой дееспособности, а никак не американцам.
Смешно так же и то, как Путин прятал депутатов во время обсуждения и голосования. Интересно, что им там втирали за закрытыми и опечатанными дверями и проходами.
http://www.utro.ru/articles/politics/2000/04/14/200004140336111154.shtmlРЕШЕНА СУДЬБА ДОГОВОРОВ СНВ-2 И ПРО (1972)
Отдел информации, 15 апреля, 15:00
Yтро 22 АВГУСТА 2000 ВЫПУСК #162 (233)
Президент США Билл Клинтон поздравил руководство и народ России с ратификацией договора СНВ-2. В своем заявлении по поводу ратификации СНВ-2 американский лидер назвал это событие гигантским шагом к более безопасному будущему. Между тем американские СМИ сегодня распространили сообщения о намерении Б.Клинтона посетить Россию с официальным визитом в июне текущего года. Не исключено, что возможность и сроки визита американского президента в Москву будут обсуждаться в ходе предстоящей поездки в США министра иностранных дел России Игоря Иванова.
Государственная Дума в пятницу на закрытом пленарном заседании рассмотрела вопрос о ратификации Договора СНВ-2 и документов, связанных с Договором по ПРО от 1972 года. Впервые парламент провел обсуждение и ратификацию международных договоров без участия представителей СМИ.
Все примыкающие к залу заседаний помещения были опечатаны службой охраны, а в коридорах громко звучала музыка. Подобные меры предосторожности, по словам полномочного представителя президента в Госдуме Александра Котенкова, объяснялись тем, что для убеждения настроенных против утверждения Договора депутатов требовались "весомые секретные аргументы".
Напомним, что Договор СНВ-2, предусматривающий сокращение ядерных вооружений США и России до 3,5 тыс. единиц, подписанный в 1993 году, был внесен в Госдуму на ратификацию еще в 1995 году. Однако, левое большинство Госдумы прежнего созыва все это время тормозило рассмотрение вопроса о ратификации Договора. Между тем, Сенат США ратифицировал договор в январе 1996 года. В соответствии с Договором, Россия берет на себя обязательство уничтожить ракеты с разделяющимися головными частями. США взамен сокращает боезаряды на ракетах морского и наземного базирования.
Ранее в Думе прошли консультации по ратификации Договора. О своей готовности проголосовать "за" высказались фракции "Яблоко", "Единство", "Союз правых сил", "Отечество-Вся Россия", ЛДПР и депутатская группа "Народный депутат". Ожидается, что "против" выступят фракции КПРФ и аграрно-промышленная депутатская группа. Для ратификации Договора необходимо, как минимум, 266 голосов. В целом, по мнению парламентских наблюдателей, пока расклад голосов в нижней палате говорит о том, что Договор СНВ-2 будет ратифицирован.
В начале вчерашнего пленарного заседания Госдумы фракция КПРФ предприняла попытку снять с рассмотрения вопрос о ратификации Договора СНВ-2. Член Комитета по регламенту Николай Коломейцев сделал заявление, в котором обосновал мотивы необходимости снятия этого вопроса. По его мнению, для ратификации Договора СНВ-2 необходимы консультации с Белоруссией, которая является партнером России по Союзному государству, и с который РФ вступила в договор об едином оборонном пространстве. Однако, предложение депутата Н.Коломейцева не прошло. "За" проголосовало 134 парламентария, а "против" - 231.
Избранный президентом РФ Владимир Путин выступил в пятницу в Госдуме перед голосованием по вопросу ратификации Договора СНВ-2 и документов по ПРО. Он заявил, что ратификация Договора отвечает национальным интересам России. По его мнению, ратификация Договора сохраняет "ядерный щит" России и создает ситуацию, при которой наши ядерные силы будут способны в любой момент уничтожить противника в любом месте, даже если России придется воевать с несколькими ядерными державами.
По словам В.Путина, если Россия не ратифицирует СНВ-2, это создаст дополнительные возможности для выхода США из Договора по ПРО. По мнению В.Путина, ликвидация межконтинентальных баллистических ракет диктуется не Договором СНВ-2, а превышением сроков их эксплуатации. "Прежние возможности производственной кооперации в России утрачены из-за прекращения многих экономических связей с Украиной.
Для компенсации этих потерь понадобится не менее $62 млрд", - считает В.Путин. Cредства, сэкономленные благодаря ратификации Договора СНВ-2, можно будет направить на более современное перевооружение российской армии. "Сейчас России угрожает не ядерное оружие. Главная угроза России состоит в локальных конфликтах, и России нужно новое эффективное оружие именно для их подавления", - подчеркнул В.Путин.
В то же время, В.Путин ожидает от американской стороны ответных шагов по укреплению международной безопасности. Он отметил, что "дальнейшие шаги" по укреплению международной безопасности "должны делать наши партнеры по переговорам - американская сторона". Как подчеркнул глава государства, "в том-то весь и фокус сегодняшней ситуации, при которой мы, целиком и полностью сохраняя боеспособность и боеготовность, в политическом смысле приобретаем хороший ресурс для укрепления международной безопасности, продвижения прежних наших договоренностей". По словам В.Путина, "шайба на их стороне, и у нас появляется очень хороший дипломатический и политический маневр для продолжения дискуссии".
Депутаты Госдумы приняли законопроект "О ратификации документов в связи с Договором между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны от 26 мая 1972 г.". За ратификацию проголосовало - 413 депутатов, против - 8, воздержалось - 1.
Соглашения, подписанные в Нью-Йорке 26 сентября 1997 г., предусматривают комплекс мер, направленных на укрепление режима договора по ПРО и исключение возможности его обхода какой-либо из сторон. В частности, устанавливается запрет на создание, испытание и развертывание нестратегических систем ПРО - ракет-перехватчиков, космического базирования и компонентов, способных заменять такие ракеты.
Меморандум о правопреемстве в отношении договоров по ПРО закрепляет новый состав его участников. К России и США присоединяются Белоруссия, Казахстан и Украина как государства - правопреемники СССР. В соответствии с меморандумом, Россия сохраняет за собой право обладать районом размещения системы стратегической ПРО вокруг столицы в предусмотренных Договором масштабах, возможность использования испытательного полигона ПРО в Казахстане, а также радиолокационных станций системы предупреждения о ракетном нападении, оказавшихся после распада СССР на территории других государств.
В пакете документов ратифицировано также соглашение "О мерах укрепления доверия в отношении систем борьбы с баллистическими ракетами", определяющее порядок обмена между сторонами - участниками Договора информацией о планах по созданию противоракетных систем, их техническому испытанию и эксплуатации.
После этого депутаты Госдумы ратифицировали Договор между РФ и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2), подписанный 3 января 1993 г. За принятие законопроекта о ратификации проголосовало - 288 депутатов, против - 131, воздержалось - 4.
Договор предусматривает сокращение арсенала имеющихся на вооружении у США и России межконтинентальных баллистических ракет (МБР), а также ядерных ракет, базируемых на подводных лодках и тяжелых бомбардировщиках, до 3 тыс. 500 единиц боезарядов с каждой стороны.
Участники договора обязуются ликвидировать все шахтные пусковые установки МБР, за которыми числится более одного боезаряда, либо переоборудовать их в пусковые установки с одним боезарядом (Протокол о процедурах, регулирующих ликвидацию тяжелых МБР).
Кроме того, Дума ратифицировала Протокол к договору СНВ-2, подписанный в сентябре 1997 г., по которому срок сокращения ядерных вооружений продлевается на 5 лет - до 31 декабря 2007 г.
В принятом Думой законопроекте о ратификации оговаривается порядок вступления в силу договора и дается трактовка понятия "исключительные обстоятельства", при наступлении которых Россия может воспользоваться правом выхода из него. К таким обстоятельствам отнесено нарушение США договора по ПРО, изменение военной политики НАТО, возникновение угрозы экономической или экологической безопасности РФ.
В ст.5 фиксируются условия реализации договора СНВ-2 Россией, в числе которых главным является сохранение стратегических ядерных сил на уровне, необходимом для обеспечения национальной безопасности РФ.
Положения ст.9 увязывают вступление в силу договора СНВ-2 с завершением процедуры ратификации США пакета нью-йоркских договоренностей от 26 сентября 1997 г. по вопросам противоракетной обороны.
Лидер КПРФ Геннадий Зюганов назвал "исторической ошибкой" ратификацию в Государственной Думе Договора СНВ-2. По его словам, в ближайшие четыре месяца многие в этом убедятся. Г.Зюганов назвал это решение нижней палаты российского парламента "окончательным разрушением страны". "Сегодня Госдума доказала, что она не сделала выводов ни из Мальты, ни из Рейкьявика, ни из Беловежья", - подчеркнул лидер КПРФ. Говоря о позиции тех парламентариев, которые поддержали ратификацию, Г.Зюганов отметил, что они действовали, подчиняясь жесткой дисциплине. "Надеюсь, избиратели напомнят им, кто за них голосовал", - отметил Г.Зюганов.
В свою очередь, фракции "Единство", ОВР, СПС, "Яблоко" и группа "Народный депутат" практически солидарно выступили за ратификацию договора СНВ-2.
83 депутата фракции "Единство" проголосовали за его ратификацию, при этом никто не голосовал против и не воздерживался.
ОВР: 43 - за, 1 - воздержался;
СПС: 28 - за, 4 - не голосовал;
"Яблоко": 20 - за, 1 - не голосовал;
ЛДПР: 15 - за, 1 - не голосовал;
КПРФ: 2 - за, 82 - против, 4 не голосовали;
Агро-промышленная группа: 1 - за, 32 - против, 1 - воздержался и 1 не голосовал;
"Регионы России": 32 - за, 7 - против, 8 - не голосовало;
группа "Народный депутат": 57 - за, 1 - не голосовал.
Среди независимых депутатов 7 голосовало за ратификацию Договора СНВ-2, 3 - против, 2 - воздержалось, 7 - не голосовало.
Великобритания приветствовала ратификацию Государственной Думой РФ Договора СНВ-2. "Мы позитивно относимся к одобрению Госдумой американо-российского соглашения", - заявил официальный представитель Форин-оффиса в пятницу.
Ожидается официальное заявление британской стороны, связанное с успешным прохождением Договора СНВ-2 через нижнюю палату парламента России. Ратификация Госдумой Договора СНВ-2 создает "новую атмосферу конструктивизма" в ходе приближающегося визита избранного президентом России Владимира Путина в Великобританию.
Голосование показало, что в России произошла консолидация всех ветвей власти и страна способна принимать самые ответственные решения в интересах международной безопасности и стабильности. Ратификацией Россия продемонстрировала, что наступивший после распада СССР "смутный период" российской истории закончился и во главе страны находится сильный президент, опирающийся на мощную поддержку народа и демократического парламента, отмечают в Лондоне.
После ратификации Думой договора СНВ-2 Владимир Путин выступил со специальным заявлением. В нем говорится, что Россия готова сократить на взаимной основе число боезарядов до 1500. Для России, отмечается в заявлении, заключение договора СНВ-2 открывает возможность обеспечивать свою безопасность на паритетных началах. Ратификация договора СНВ-2 открывает путь к началу официальных переговоров о дальнейших сокращениях стратегических арсеналов России и США - в рамках договора СНВ-3. "При этом, - говорится в президентском заявлении, - мы готовы сократить наши стратегические наступательные вооружения, разумеется, на взаимной с США основе, до более низкого уровня, чем это было предусмотрено российско-американской договоренностью 1997 года в Хельсинки: до 1500 боезарядов вместо 2000-2500".
Япония также приветствовала ратификацию Государственной Думой РФ Договора СНВ-2. Об этом говорится в тексте заявления по данному вопросу министра иностранных дел Японии Иохэя Коно.
Госсекретарь США Мадлен Олбрайт приветствовала ратификацию российской стороной договора СНВ-2. Выступая перед журналистами, она назвала ратификацию "историческим шагом, который укрепит международную безопасность". М.Олбрайт отметила, что в США давно ждали ратификации СНВ-2 российской стороной и считают это наиболее важным событием современности. Глава американской дипломатии выразила надежду на продолжение переговоров о разоружении во время визита министра иностранных дел РФ Игоря Иванова, который, предположительно, состоится в конце апреля. Теперь, по ее мнению, созданы возможности для интенсификации переговоров о контроле за вооружением и, в частности, о поправках к договору по ПРО 1973 года, сообщает New York Times. Однако госпожа Олбрайт заметила, что вероятнее всего США не будут принимать во внимание призыв Москвы отказаться от создания американской национальной системы ПРО.
НАТО приветствует ратификацию Госдумой России договора СНВ-2, заявил в интервью телеканалу РТР официальный представитель Североатлантического альянса Джимми Шеа. Он выразил уверенность, что этот шаг позволит не только начать полную реализацию договора но и откроет путь к подготовке нового соглашения по сокращению стратегических вооружений СНВ-3. "Мы приветствуем ратификацию СНВ-2 еще и потому, что она продемонстрировала доброе сотрудничество и взаимопонимание, которое сегодня существует между президентом Путиным и Думой", - сказал представитель НАТО. "Прогресс не только в международных отношениях, но и во всех реформах зависит от сотрудничества между исполнительной и законодательной властью", - добавил он. По словам Д.Шеа, ратификация СНВ-2 - это "знак доброй воли со стороны России, знак того, что она готова сотрудничать с Западом, с НАТО, сокращать стратегические наступательные вооружения, повышать общую безопасность". Этот шаг, отметил представитель НАТО, свидетельствует о том, что новый президент России относится к Североатлантическому альянсу без враждебности. В связи с этим Д.Шеа напомнил, что еще перед ратификацией СНВ-2 именно Владимир Путин предложил генсеку НАТО Джорджу Робертсону "разморозить двусторонние отношения и продолжить равноправный диалог, выйдя за рамки Косово".
=====
http://www.1tv.ru/news/print/117478Первый канал 22:32 Четверг, 04 мая 2000
Раздел: Новости
Владимир Путин подписал закон о ратификации договора СНВ-2
Избранный президент России Владимир Путин подписал федеральный закон "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении стратегических наступательных вооружений", принятый Государственной Думой 14 апреля и одобренный Советом Федерации 19 апреля.
Глава государства подписал также федеральный закон "О ратификации документов в связи с Договором между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки об ограничении систем противоракетной обороны от 26 мая 1972 года", принятый Государственной Думой 14 апреля и одобренный Советом Федерации 19 апреля.
Как заявил Владимир Путин в связи с ратификацией Госдумой договора СНВ-2, он надеется, что "такой же конструктивный выбор сделают и США". Владимир Путин отметил также, что "ратификация договора СНВ-2 открывает путь к началу официальных переговоров о дальнейших сокращениях стратегических арсеналов России и США в рамках договора СНВ-3".
http://www.1tv.ru/news/social/117478=====
Исходную статью на сайте Новой газеты не нашёл. Только перепечатку админом на её форуме. Так что дату публикации 15 апреля 2000 не проверил.
http://www.ng.ru/forum/forum3/topic59623/admin, 13:39 07.03.2013 #1
Дума одобрила договор СНВ-2
Борис Ельцин и Джордж Буш подписали Договор СНВ-2 в январе 1993 года. Точку в процессе вступления его в силу депутаты Госдумы поставили лишь вчера.
Фото ИТАР-ТАСС
ДОГОВОР между Россией и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2) и связанные с ним документы, касающиеся договора между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны от 1972 года, были ратифицированы вчера в Государственной Думе подавляющим большинством голосов. Максимального результата, правда, добился только законопроект, связанный с ПРО, - за него проголосовали и думские левые, что позволило собрать в его поддержку 413 голосов. Сам Договор СНВ-2 получил большинство в 288 голосов - представители левых фракций почти единогласно высказались "против". Теперь очередь осуществить не менее победоносное голосование пришла и для верхней палаты российского парламента. Совет Федерации, как известно, собирается на свое очередное заседание 19 апреля.
Ратификация Договора СНВ-2 оказалась возможной благодаря как настойчивости Путина,
так и работе, проделанной министрами Сергеевым и Ивановым.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
Заседание нижней палаты, как это и планировалось, было проведено за закрытыми дверями, но тем не менее никакие традиции не были нарушены. Перед депутатами с сообщениями выступили министры иностранных дел и обороны, а также другие представители исполнительной власти и военные. Законодатели имели возможность задать вопросы, а затем и выступить. Они этим правом и воспользовались, растянув заседание часа на полтора для того, чтобы речи могли произнести лидеры всех девяти депутатских объединений. Как сообщили корреспонденту "НГ" некоторые участники вчерашнего пленарного заседания Государственной Думы, ничего нового произнесено, а соответственно, и услышано не было. Впрочем, это и неудивительно - в четверг на Охотном ряду проходили парламентские слушания, в которых участвовали все те же лица. Правда, вчера перед депутатами появился новый участник дебатов вокруг Договора СНВ-2. Это был российский президент Владимир Путин, пожелавший лично присутствовать при дебатах. Тем не менее стоит заметить, что и он не внес в процесс обсуждения каких-то новых нюансов, хотя, конечно, в устах президента даже обыкновенные банальности для ряда депутатов могли приобрести особый, больший, чем обычно, смысл. Судя по всему, так и получилось: хотя г-н Путин вряд ли переубедил значительное количество законодателей - кроме, может быть, двух коммунистов, проголосовавших "за", но именно его приезд, скорее всего, обеспечил максимально возможное депутатское присутствие.
В своей речи Владимир Путин последовательно опроверг все аргументы противников ратификации Договора СНВ-2, хотя, кстати, и признал за таковыми право на собственное мнение, которое он, впрочем, считает ошибочным. Президент довольно жестко повторил специально для критиков документа, считающих, что он приведет к одностороннему ядерному разоружению России, те предупреждения для США, которые также содержатся в тексте СНВ-2. Он заявил, что в случае нарушения американцами положений Договора по ПРО от 1972 года российская сторона выйдет не только из лишь вчера ратифицированных соглашений, но также, возможно, и из других разоруженческих договоренностей, связанных и с ядерным оружием, и с другими вооружениями, а кроме того, вообще может начать самостоятельное, без оглядки на другие страны, строительство всей своей оборонной - и в том числе и ядерной - политики.
* * *
ВОПРОС ратификации Договора о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2) наконец решен. Налицо успех исполнительной власти - прежде всего МИДа, Министерства обороны, сотрудников кремлевской администрации, непосредственно занимавшихся данной проблемой. Однако главное состоит, естественно, не в этом. Сейчас основными вопросами, которые будут задавать друг другу эксперты, станут два следующих: насколько ратификация Договора СНВ-2 отвечает интересам России и что последует или может последовать за этим шагом как в контексте российско-американских отношений, так и в более широком контексте проблем стратегической стабильности.
Определенные наброски вариантов сценария были представлены в последнем номере приложения к "Независимой газете" "Дипкурьер НГ" в статье директора Института США и Канады РАН Сергея Рогова, полагающего, что ничего хорошего ратификация договора в кратчайшие сроки нам не сулит. "НГ" также рассказывала и об опасениях со стороны некоторых парламентских фракций, в частности КПРФ, которые, кстати, были в числе других со всей серьезностью рассмотрены на заседании Совета безопасности России. Однако существуют и другие точки зрения на развитие событий, которое последует после завершения всех формальностей, связанных с ратификацией Договора СНВ-2, и вступления его в силу.
По большому счету среди российского истеблишмента сложилось твердое большинство, признающее выгодность Договора СНВ-2 для Москвы. Очевидным и, пожалуй, самым большим плюсом является возможность сразу после вступления договора в силу начать официальные переговоры по новому, более радикальному сокращению ядерных арсеналов России и США в рамках Договора СНВ-3. Понятно, что уровень в 3-3,5 тысячи ядерных боеголовок, предлагаемый Договором СНВ-2 в качестве максимального, превышает возможности России, но значительно сокращает число ядерных боеголовок США. Параметры же Договора СНВ-3, согласованного еще в марте 1997 года президентами Борисом Ельциным и Биллом Клинтоном на встрече в Хельсинки, - 2-2,5 тысячи боеголовок. Это уже вплотную приближается к тому максимуму, который сегодня себе может позволить Россия. Главное, что американцы уже согласились вести диалог по этому вопросу. Более того, по данным "НГ", осенью прошлого года на достаточно высоком уровне Россия в предварительном порядке предлагала Соединенным Штатам подумать о возможности в будущем проведения консультаций по еще более радикальным сокращениям стратегических наступательных вооружений до 1-1,5 тысячи ядерных боеголовок. В этом случае паритет ядерных держав, по крайней мере численный, был бы восстановлен.
Но даже при этом в нынешней ситуации самым сложным в системе международных договоров, определяющих стратегическую стабильность, остается желание США создать пока ограниченную систему национальной противоракетной обороны, что входит в противоречие с основополагающим Договором по ограничению систем противоракетной обороны 1972 года (ПРО). Понятно, что, принимая решение о создании ограниченной НПРО, президент Билл Клинтон будет исходить, естественно, главным образом из соображений технической возможности и политической и военной необходимости. Последнее уже, собственно, определено. Проблемы сейчас у американцев возникают с испытаниями элементов будущей системы НПРО - последние прошли неудачно, а ранее приходилось переносить пуски в связи с неполадками, выявленными накануне. Так что, конечно, ключевым фактором станет успех или провал испытаний. Однако существует и масса иных, менее значимых по отдельности, но не факт, что в совокупности. Не стоит забывать, что повышение шансов кандидата от Демократической партии Альберта Гора на победу в президентской гонке даст возможность администрации тщательнее взвесить все "за" и "против" создания НПРО. Если есть возможность не спешить, американцы спешить не будут. Другое дело, конечно, республиканцы. Для них национальная система ПРО - фактически один из предвыборных лозунгов, не так заметный на фоне внутриполитических приоритетов, но все же. Однако и те и другие при объяснении своего окончательного решения по данному вопросу (неважно - положительного или отрицательного) ссылаться будут на то, ратифицировала ли Дума Договор СНВ-2 или нет. И в таком случае, ратифицировав Договор СНВ-2, мы помимо прочего получим возможность выбить у американцев лишний довод в пользу создания НПРО. Одновременно с плюсом в заочной полемике это усилит наши шансы и на переговорах о стратегической стабильности как с США, так и на многостороннем уровне. А ведь последовательная и твердая позиция российских дипломатов, постоянное обсуждение этих тем с союзниками США по НАТО привлекли внимание и этих союзников, и других государств к проблеме возможного слома Договора 1972 года. Причем подавляющее большинство стран, на переговорах с которыми этот аспект поднимался, занимают именно нашу сторону и даже начинают потихоньку вступать в полемику с американцами, используя уже наши аргументы.
Однако это не означает, что мы должны надеяться лишь на факторы, от нас не зависящие, то есть на везение. А потому вполне логично выглядят поправки, которыми депутаты сопроводили ратификационные документы. К слову, перевод резолюции сената США о ратификации Договора СНВ-2 занимает без малого 15 страниц, из которых 14 - разного рода оговорки, поправки, условия. Кстати, уже тогда, глядя на документ, принятый в сенате США 26 января 1996 года, можно было понять замысел американцев. Так, например, три из четырех подпунктов пункта B раздела "Характер сдерживания" едва ли не прямым текстом говорят о намерении изменить структуру ядерных сил: "...долгосрочное увековечивание сдерживания, основанного на взаимных и серьезных угрозах ядерного нападения (то, за счет чего мы пока и удерживаем стратегическую стабильность. - Д.Г.), было бы неуместным в стратегической обстановке, когда Соединенные Штаты и Российская Федерация стремятся от прошлых конфронтационных взаимоотношений...", "...требуются новые подходы к сдерживанию...", "...защита от баллистических ракет является существенно важной для новой стратегии сдерживания...". Что же касается оговорок, то наиболее показательными в плане намерений Вашингтона в резолюции сената являются следующие: "Соединенные Штаты резервируют за собой право в соответствии с законодательством возобновить подземные ядерные испытания, если это необходимо для поддержания уверенности в запасах ядерных боеприпасов" и "Соединенные Штаты резервируют за собой право ссылки на высшие национальные интересы для выхода из любой будущей договоренности в области контроля над вооружениями, предусматривающей ограничение подземных ядерных испытаний". Как известно, позже сенат отказался ратифицировать Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, подтвердив свой жесткий настрой.
А потому вполне нормальным и логичным выглядят дополнительные условия Думы. Кстати, внесены они были во многом по инициативе МИД РФ и Минобороны. Основными необходимыми условиями являются следующие. Во-первых, после ратификации сразу же начинаются полноценные переговоры (а не консультации, которые уже идут) по Договору СНВ-3. Во-вторых, Дума должна обусловить вступление в силу Договора СНВ-2 неразвертыванием НПРО США. То есть в случае нарушения этих условий для России договор теряет силу - мосты сожжены не будут.
Россия просчитывает и самый негативный вариант: то есть тот, при котором в любом случае Вашингтон решается на создание НПРО. Как заявляли уже и глава МИД Игорь Иванов, и представители военного ведомства, на это будет дан адекватный ответ. Главным образом речь идет не о тех же мерах - создании собственной ПРО, а об усилении как раз наступательных вооружений, поскольку это в несколько раз дешевле (хотя гонка вооружений сама по себе разорительна в любом случае, но ее-то мы и стараемся избежать всеми средствами, включая ратификацию СНВ-2). То есть Россия заявляет, что она оставляет за собой право принятия адекватных мер в случае нарушения Договора по ПРО.