(no subject)

Nov 15, 2008 19:06


Я не хочу и не буду давать какие конкретно упражнения следует выполнять. Все эти горки, змейки, перпендикулярные и параллельные парковки с техникой их исполнения прекрасно описаны во множестве книг, вот хотя бы и во вполне себе не плохой New Jersey Driver’s manual. Так что считаем, что Ваша жена все-таки успешно получила права, т.е. она в курсе с какой стороны держаться за руль, умеет трогаться, поворачивать, останавливаться, и путает педали не чаще чем раз из трех. Нас интересует практическое применение этих навыков - или, другими словами, езда по реальной дороге. Всё что я хочу - это помочь организовать этот процесс так, что бы минимизировать разрывы сердца обучающего и слезы обучаемой.

Итак, Вы собрались учить жену ездить по городу, или самоподготовка.

Начните с себя. Еще до того как вы первый раз с дрожью в руке дадите драгоценной половине ключи от еще более драгоценной машины - подготовьте себя лично. Заранее. Это поможет избежать очень многих ошибок в процессе.

Не пытайтесь научить или (упаси господи) заставить Вашу жену ездить так, как ездите лично Вы. Даже если лично Вы идеал водителя. Это просто не возможно, у каждого человека всё равно складывается тот стиль вождения, который наиболее подходит лично ему. И ваша задача помочь найти такой Вашей жене, по возможности минимизировав (но не избежав) кучи ошибок.

Научиться ездить можно только ездя. Много. Долго. Готовьтесь отдать машину своей жене и превратиться в пассажира. Учитесь получать от этого удовольствие. Вас везут! Можно крутить башкой сколько хочешь, разглядывая проезжающие тачки и прогуливающихся девок (жена пока слишком занята вождением, что бы контролировать куда мы там смотрим). Кайф!

И, наконец, последнее. Вы должны себя настроить на то, что первое время любая ошибка, совершенная обучаемым - это Ваша ошибка. Не объяснили, не досмотрели, поставили слишком сложную задачу, неправильно себя повели.

Посидели. Подумали. Готовы? Поехали.

Стресс начинающего водителя, его причины и борьба с ним.
Сама по себе необходимость управлять этой большой рычащей железной штукой - это серьезный стресс. Стресс от неожиданной ответственности, стресс от необходимости выполнять множество непривычных действий, стресс от того, что всё, что происходит вокруг - неожиданно. Наша задача максимально упростить задачу начинающего водителя, минимизировав этот стресс.

Для начала давайте поймем причины.

Уровень первый. Управление машиной. Человек недавно сел за машину. Ему приходится осознанно контролировать каждое своё действие. Ему не понятны и неизвестны последствия каждого действия. При этом времени на исполнение действия, как правило, в обрез. Нужно время пока элементарный действия по управлению автомобилем не уйдут на уровень рефлексов и перестанут отвлекать от собственно вождения. Одно из удивительных открытий которое Вас ждет - это то, что Вы уже забыли на самом деле как делается большинство элементарных операций. Как повернуть точно по траектории? Как остановиться мягко и точно там, где мы хотим? Куда смотрят наши колеса в конкретный момент времени? Оооо… Это же так просто - но объяснить не получается.

Уровень второй. Дорожная обстановка. Человек до этого видел других участников движения как пешеход или (что еще хуже) как пассажир. Т.е. не вступал с ними в диалог, не задумывался над тем, как они себя ведут и почему так происходит. Поэтому действия окружающих для него неожиданны. Пройдет время пока в голове не сложатся основные шаблоны поведения окружающих на дороге и не установится тот самый молчаливый контакт, благодаря которому, поток, в целом, вполне логичен и предсказуем.

Уровень третий. Маршрут. Что бы достигнуть цели приходится двигаться по другим маршрутам, и отслеживать совсем другие контрольные точки. По сравнению с пешеходным движением отношения расстояние/время меняются, привычные правила перестают действовать. Ни одного, на самом деле, знакомого маршрута у начинающего водителя нет. Всё придётся учить с ноля.

Итак, начинающий водитель в панике, хочет он этого или нет, от того, что ему предстоит ехать неизвестно куда, неизвестно как, неизвестно в окружении кого, вот на этой хреновине, которой неизвестно как управлять. Поток информации, которую надо будет анализировать и количество решений, которые придётся принимать просто чудовищен, поэтому ваша задача минимизировать это.

Во-первых, никакого указания на ошибки, объяснения ошибок, критики, ругани, крика в момент движения. Не становитесь еще одним источником информации, который может вогнать Вашего начинающего водителя в окончательный ступор.

Во-вторых, уберите все дополнительные источники лишней информации - выключите музыку, телефоны, прекратите все отвлеченные разговоры. Ваш диалог с начинающим водителем во время вождения должен быть максимально простым и однозначным. Обязательно обговорите ключевую фразу которая означает команду, которую следует исполнять без раздумий. У нас это было две ключевых команды:
“тормоз, твою мать” и “газу, твою мать”. На самом деле этого достаточно. Команд для безусловного исполнения не должно быть много. На самом деле, я так понимаю, если на учебных машинах у инструктора только тормоз - то и первой команды должно быть достаточно.

В-третьих на первое время возьмите наблюдение за дорожной обстановкой полностью на себя. Объясню почему. Если в ближайшее время Вашей жене придётся ехать без Вас - то время, когда ехать еще можно будет поменять так, что бы никого не было - а вот машину и маршрут - вряд ли.

Не забывайте про этот стресс, весь начальный этап обучения вождению должен быть построен с оглядкой на это.

Еще один важный момент. Один из папиных уроков мне начинающему водителю заключался вот в чем: “видишь на дороге мужчину или собаку - сигналь, они побегут, видишь женщину или кошку - тормози, сигналить бесполезно - они начнут метаться”.. Это касается любой неожиданной ситуации - как только женщина не знает что делать - она не пытается придержаться именно одной линии - а начинает метаться. На дороге такие метания могут иметь последствия самые страшные. Так что задача в том, что бы Вашей жене всегда было известно, что делать.
Я на свою голову всего лишь однажды нарушил это правило - ответив вопросом на вопрос. Невинный обмен фразами “- Я же правильно еду? - А куда ты едешь?” привел к совершенно неожиданному перестроению в левый ряд под носом у неспешно обгоняющей нас машины. Больше я таких неоднозначных фраз не говорил.

thought, guide, cars, desc, family

Previous post Next post
Up