В отличие от деда, или Что может потерять Армения при Пашиняне, помимо Арцаха... / окончание

Oct 16, 2020 17:21


Начало

Об НКО Сороса и США. С приходом к власти Никола Пашиняна в республике кардинальным образом возросло количество неправительственных организаций, финансируемых фондом Сороса и Демократической партией США. Основной целью этих организаций является слом кавказской ментальности, внесение разногласий между Москвой и Ереваном, а также внедрение западного образа мышления и «нетрадиционных» ценностей. Если говорить более широко, то вообще беспрецедентная активность США в Армении в последние годы президентства Барака Обамы привела к цветной революции 2018 года, в результате которой к власти пришел журналист Никол Пашинян.

Армения - стратегический союзник России в Закавказье, с которой нас связывают многовековые братские отношения. Но все это славное прошлое и союзнические отношения не стали препятствием реализации стандартного «бархатного революционного пакета», который прежде был осуществлен в Грузии, Украине и ряде других стран. Армянские СМИ отмечают, что в расширении американцами агентурной сети в республике им помогает ряд местных НПО, главным из которых является «Фонд Открытое Общество - Армения», проще Фонд Сороса.

Совсем недавно между руководителем Russia Today Маргаритой Симоньян и премьер-министром Армении Николом Пашиняном разгорелся скандал, главной темой которого стала деятельность пресловутого Сороса в Армении. Симоньян открыто озвучила претензии, которые скапливались в России с приходом к власти Пашиняна относительно засилья бывших активистов НКО в государственном аппарате и вреде, который они наносят армяно-российским отношениям. В частности, Симоньян отмечала: «Вы наводнили страну антироссийскими НКО, которые на вашей территории обучают молодежь, как свергать власть в России. Вы стали плацдармом антироссийских сил на Кавказе».

В ответ на выпад Симоньян, Пашинян в интервью российскому РБК отметил, что данные организации были созданы еще во время правления Роберта Кочаряна, которому Россия доверяла: «Считающиеся враждебными России НКО работают в Армении со времен правления президентов, в чьей лояльности в России никто не сомневался».

Ответ Роберта Кочаряна не заставил себя долго ждать: «Они были маргинальной организацией, не влияющей на какой-либо процесс, а сейчас они очень активизировались. Я удивился, что они так окрепли за последние годы. Вопрос не в самом Соросе, он стал понятием нарицательным. Но я вижу, что здесь происходит. Навязывание молодому поколению ценностей, из которых выкорчевывается та составляющая, которая является особенностью нашей идентичности - семья, вера. Проводятся разговоры о вечности или не вечности союзников, демонизация некоторых стран. Если это раньше делалось на уровне маргинальных, неправительственных организаций, но сейчас весь этот состав влился во власть. Я даже не знал, что в Армении есть офис Сороса. Происходило их ползучие проникновение в страну. Они были маргинальной организацией, не влияющей на какой-либо процесс, а сейчас они очень активизировались. Я удивился, что они так окрепли за последние годы».

Действительно, если посмотреть на историю формирования и деятельности Фонда Сороса в Армении, то он приходится именно на период президентства Кочаряна, однако размещение в государственном аппарате выходцев из этой структуры уже приходится на последние два года, т.е. период руководства республикой Пашиняна. Если в начале своего премьерства Пашинян назначал на высокие позиции в сфере безопасности представителей бывшей власти, а своей команде отводил больше социально-экономический блок, то после парламентских выборов в декабре 2018 года и закрепления своих позиций - назначение «шагающих с ним» соросовцев приобрело широкомасштабный характер. Именно эти группы представителей НПО, активистов и медийщиков являлись организаторами в антироссийских акциях перед посольством России в Ереване. Именно они получили навыки «бархатных» революционеров в США и Европе, которые были использованы в период революции 2018 года.

Напомним, что все эти группы, да и сам Пашинян выступали за выход Армении из Евразийского экономического союза и Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Мгновенное изменение позиции Пашиняна в отношении интеграционных объединений после прихода к власти выглядит вынужденным шагом страны, которая окружена недоброжелателями и единственным покровителем которой является Россия.

Так кто же соросовцы во власти Армении и насколько широко они представлены в правительстве и парламенте?

Агентурная сеть в правительстве и парламенте Армении, представительство в СМИ и НКО.



Кликабельно
Давит Хачатрян - председатель Совета директоров фон Сороса-Армения.

Даниэл Иоаннисян - руководитель комиссии по избирательным реформам, связной с Правительством.

Правительство:

Никол Пашинян - премьер-министр Армении;
Армен Григорян - секретарь Совета Национальной Безопасности;
Эдуард Агаджанян - руководитель Аппарата правительства;
Мгер Григорян - вице-премьер;
Сасун Хачатрян - глава Специальной следственной службы;
Араик Аратюнян (Арутюнян) - министр образования, науки, культуры и спорта;
Арсен Торосян - министр здравоохранения;
Аргишти Карамян - директор Службы национальной безопасности;
Рустам Бадасян - министр юстиции Армении;
Сурен Папикян - министр территориального управления и инфраструктур.

Парламент:

Арарат Мирзоян - спикер Национального Собрания;
Лилит Макунц - экс-замминистра культуры, депутат;
Мхитар Айрапетян - экс-замминистра по делам диаспоры, депутат;
Сос Аветисян - депутат;
Лена Назарян - депутат;
Гаяне Абрамян - депутат;
Ованнес Ованнисян - депутат;
Тагуи Казарян - депутат;
Хамазасп Даниэлян - депутат.

Подконтрольные СМИ (Лариса Минасян - исполнительный директор Фонда Сороса в Армении, куратор медиа и НКО):

- Civilnet.am
- Ilragir.am
- 1in.am
- Factor.tv
- Aravot.am
- Azatutyun.am
- Boon.am
- Armtimes.com

НКО:

- Антикоррупционный Центр Transparency International
- Союз Информированных Граждан
- Журналистский клуб «Аспарез»
- Международная зонтичная сеть журналистов
- Клуб публичной журналистики
- ОО «За равные права»
- Институт Общественной Политики
- Европейская партия Армении (лидер - Тигран Хзмалян)
- ОО «Журналисты-расследователи»
- Ванадзорский офис Хельсинкской Гражданской Ассамблеи
- Хельсинкский комитет Армении
- Центр глобализации и регионального сотрудничества
- ОО «Мандат»
- ОО «Khoran Ard»
- Центр развития Армавира
- Общинный Совет женщин Мартуни.

Говоря о фонде Сороса, который в Армении оказывает поддержку нескольким некоммерческим организациям по правам прав человека, правам женщин, антикоррупционным организациям и прочей деятельности, хочнется подчеркнуть, что, безусловно, все они, осуществляя свою деятельность в течении многих лет, сыграли не последнюю роль в приходе Никола Пашиняна и в настоящее время руководители большинства приведенных компаний занимают высокие посты и при новом правительстве. В реальности же после прихода к власти Пашинян выполняет свои обязательства перед своими спонсорами, назначая основных представителей этого фонда на высокие посты.

Неслучайно Фонд уже закрепляется на всех ветвях власти в государстве. Министерства, посольства и службы начинают переходить под его контроль. К примеру, Сос Аветисян, в прошлом работавший ответственным лицом по программам развития гражданского общества Фонда Сороса в Армении за первое время правления Пашиняна получил должность зам министра образования и науки, а сейчас является одним из представителей политблока «Мой шаг» в законодательстве. Занимающая сейчас пост замминистра образования и науки Аревик Анапиосян на протяжении многих лет возглавляла организацию, финансируемую Фондом Сороса, которая в свою очередь лишь за два года получила от него грант на 196 тыс. долларов.

Схожий факт можно привести по примеру Гаяне Абрамян, выступающей в парламенте от пашиняновского блока «Мой шаг». Несколько лет назад Фонд Сороса выделил более 200 тыс. долларов на проекты возглавляемой ей организации «За равные права». Тагун Казарян, руководитель многочисленных проектов, сейчас также представляет блок «Мой шаг» в парламенте.

Неудивительно, что правительству, которое состоит преимущественно из недальновидных и неопытных чиновников в вопросах государственного управления, удалось «полностью провалить борьбу с распространением коронавируса, результатом этого стало огромное количество человеческих жертв.

По поводу лоббирования Пашиняном интересов Великобритании. «Ради этого он готов нанести непоправимый ущерб экологии Армении. Местной общественности стоило огромных усилий заморозить британский проект разведки Амулсарского золотоносного месторождения, несущего фатальную угрозу экологии Закавказской республики», - отметил источник.

Премьер-министр Армении Никол Пашинян после встречи с противниками Амулсарского рудника заявил, что его эксплуатация станет беспрецедентной по соблюдению экологических стандартов. В протестах он усмотрел интерес горнодобывающих компаний Армении, которые не хотят соответствовать европейским стандартам.

14 августа 2020 г. Следственный комитет Армении опубликовал заключение международной экспертной группы, согласно которому риски для окружающей среды при эксплуатации Амулсарского месторождения минимальны. После этого более 500 жителей Джермука провели акцию протеста против заключения экспертов и потребовали встречи с премьер-министром страны Николом Пашиняном. 19 августа состоялась встреча Пашиняна с членами Совета старейшин и мэром Джермука, экологами, директорами школ и владельцами местных гостиниц. На ней также присутствовали пятеро активистов, протестующих против золотодобычи. Протестующие перед резиденцией президента Армении обвинили Пашиняна в нежелании договориться с противниками рудника.

Амулсарский проект золотоносного месторождения был вынесен на общественные слушания в апреле 2014 года. Инициатор разработок, компания Lydian International, заявила, что добыча золота не окажет серьезного воздействия на экологию. В феврале 2019 года правительство Армении выделило почти 400 тысяч долларов на исследование экологических рисков разработки Амулсарского рудника. Экспертизу проводила компания Earth Link & Advanced Resources Development (ELARD).

Политологи заявили, что рудник поставил Пашиняна в неудобное положение. Власть стремится затянуть запуск Амулсарского месторождения, чтобы минимизировать последствия протестов. Власти пока не готовы к силовому разгону протестующих, которые блокируют дорогу к руднику. «Будет попытка снизить общественное давление. Полагаю, власти не готовы к силовому решению, так как это скажется на рейтинге. Но какое бы решение не принял Пашинян, он оказался между двух огней. С одной стороны - общественное давление противников золотодобычи. С другой стороны, за Lydian заступился бывший посол США Ричард Милз, открыто заявивший, что пока не будет решена проблема Амулсара, Армении не видать серьезных инвестиций США и Запада».

Также они считают, что силовой разгон противников эксплуатации Амулсарского месторождения очень вероятен. По его мнению, власти пойдут на этот шаг под давлением бизнес-кругов и поддерживающих их политиков. Никол Пашинян оставил себе небольшое место для отступления,. Намек на то, что "в протест вовлечены силы, которые представляют интересы других горнодобывающих корпораций", он назвал "одним из козырей властей для демонтажа протеста".

По поводу репрессий и люстраций от Пашиняна. Перед выборами 2018 г. одним из революционных обещаний Никола Пашиняна было «отсутствие люстраций по мере „демократизации“ политической системы». Однако премьер-министр Армении не сдержал своего слова и при первой возможности запустил «маховик репрессий в отношении бывшего второго президента Армении Роберта Кочаряна и лидера партии „Процветающая Армения“ Гагика Царукяна».

Так, Сергей Маркедонов в своей статье «Армения рвет с прошлым» говорит о том, как рушится традиция мирного сосуществования политических элит в стране. Будущие историки постсоветской Армении, выстраивая хронологию ярких поворотных событий прошлого этой страны, вряд ли пройдут мимо даты 16 июня 2020 года. И дело не только в том, что в этот день депутатской неприкосновенности лишился лидер партии и второй по численности фракции в парламенте, а также один из богатейших людей республики. Гагик Царукян был (да и останется) одним из символов того симбиоза между властью и бизнесом, который является во многом определяющим фактором развития постсоветского капитализма.

Атака на влиятельного олигарха, успевшего побывать и рядом с властью, и в оппозиции, является одним из ключевых моментов в масштабной реконфигурации власти, которая началась в Армении после «бархатной революции» двухлетней давности. Рубежами на этом пути стали арест второго президента республики Роберта Кочаряна, уголовное дело против его преемника Сержа Саргсяна, борьба за гомогенизацию парламента, установление политического контроля над столичным муниципалитетом и силовыми структурами, а также конфликт исполнительной и судебной власти. Но все эти события объединяет одно. Они нарушают неписаные традиции армянской постсоветской политической культуры, которые были незыблемы вне зависимости от того, кто занимал первые посты в стране.

На закате СССР Армения была одним из самых антисоветских его субъектов. Во многом Армянское общенациональное движение, ведомое харизматическим Левоном Тер-Петросяном, шло во власть под лозунгами санации. Молодые доктора и кандидаты наук, лингвисты, историки, физики сменяли в кабинетах опытных номенклатурных работников. Однако это не помешало первому президенту Армении заложить важную традицию: смена вывесок на кабинетах не должна быть тождественна изничтожению и унижению оппонентов. И потому вскоре граждане республики увидели в числе «старых новых лидеров» экс-первого секретаря ЦК КП АрмССР товарища Карена Демирчяна, получившего уже в новом независимом государстве пост спикера парламента. И, не стань он жертвой политического убийства, не исключено, что был бы избран главой государства.

Тер-Петросяна сменил Роберт Кочарян, а его - Серж Саргсян. Но все три президента относительно мирно сосуществовали на политической арене. Вчерашний глава государства после десятилетней паузы превратился в главного оппозиционера и участвовал в выборах, набрав почти четверть всех голосов. Такое невозможно было представить нигде на просторах бывшего СССР. Тот же Кочарян, будучи в отставке, критиковал Саргсяна. И даже с единой «партией власти» в республике не сложилось.

Та же «Процветающая Армения» Царукяна была партнером в проправительственных коалициях. Кочарян мог бы инициировать преследование Тер-Петросяна, например, под предлогом его «неправильной позиции» по Карабаху. То же самое теоретически мог сделать и Саргсян. Однако эту «красную линию» они не пересекали, понимая, что нарушение преемственности власти для страны, втянутой в конфликты с двумя соседними странами (один из которых «замороженный» военный), рискованно как минимум.

Иная традиция была привнесена в армянскую политику Николом Пашиняном. Но если первые его «мишени» (Роберт Кочарян, Серж Саргсян и глава Конституционного суда Грайр Товмасян) могут рассматриваться как «бывшие» и «контрреволюционеры», то с Царукяном все сложнее.

В 2018 году он поддержал «выбор революционного народа», его представители даже вошли в первый состав кабинета министров после утверждения премьером Пашиняна, а затем его партия, а также «Просвещенная Армения» вошли в парламент после досрочных выборов и до недавнего времени разделяли «бархатный консенсус».

Но этот консенсус был нарушен, с одной стороны, социальными последствиями пандемии, а с другой - сложными траекториями вокруг референдума об изменении конституции. Само правительство инициировало его, само де-факто и отменило. Постреволюционная власть не хочет сосуществовать с иными центрами силы и влияния, которые нелояльны и неподконтрольны ей. Стратегически это опасный путь. Сегодня правительство республики и Никол Пашинян лично популярны. Но никто не сказал, что так будет всегда. И, изменись сегодняшние обстоятельства, не исключено, что оппоненты премьера захотят отплатить ему той же монетой в виде открытых уголовных дел. Преемственность власти в таком случае окажется не более чем фикцией.

По поводу отношения Еревана к Москве. Пашинян любит говорить о России как о давнем партнере Армении. Но при этом обходит острые моменты. Так, говоря об обязательствах Москвы по поддержке Еревана Никол Пашинян забывает о том, что ещё в бытность его «главным армянским оппозиционером» он добивался ликвидации российский военной базы на территории Армении, а также вывода российского военного контингента и замены его на солдат НАТО.

После прихода к власти в 2018 г. Пашинян открыто устроил «охоту на ведьм» в силовом блоке страны. Люди, получившие высшее образование в российских высших учебных заведениях, безосновательно обвинялись в шпионаже в пользу России.

Нарастающая антироссийская позиция в Армении, внедренная в общественное мнение, доведенная до истерического состояния, нашла свое отражение и в экономической политике и открыто проявляется в официальных позициях. К примеру, в отчете «Doing Business 2020» Всемирного Банка отмечается, что в Армении широко распространена коррупция, основной причиной которой является доминирующее влияние России на экономику и региональную безопасность этой страны. Подобные выводы основаны на официальных опросах, проведенных среди государственных структур, деловых кругов и широкой общественности, что свидетельствует о результативности антироссийской пропаганды, осуществляемой правительством Армении среди общественности.

Можно отметить и другой интересный момент. Несмотря на все экономические выгоды Армении от союза с Россией, в отчете «Кавказский барометр - 2019», подготовленном Кавказским исследовательским ресурсным центром, говорится, что только 43 процента армян положительно или частично положительно оценивают роль Евразийского экономического союза, что является самым очевидным результатом продолжающейся антироссийской общественной пропаганды в этой стране.

Другой факт, подтверждающий дуопольный, то есть двуличный, характер экономической политики Армении заключается в том, что в настоящее время Российская Федерация оказывает помощь стране в финансировании и модернизации системы управления государственными финансами и выделила для этой цели специальные гранты. Однако правительство Армении проводило «политику диверсификации» в этом направлении и не забыло привлечь к этой деятельности американскую организацию USAID.

Также следует отметить, что исторически сложившаяся экономическая зависимость Армении от Российской Федерации вытекает не из взаимных экономических интересов, а просто из неспособности стать зрелым государством, как в экономическом, так и в политическом плане. Обзор экономических отношений между двумя странами показывает, что именно Армения выступает в них в качестве бенефициара. То, в какой степени эта страна в одностороннем порядке получила выгоду от России, доказывают данные, приведенные в годовом отчете Центрального Банка России «Платежный баланс, международная инвестиционная позиция и внешний долг Российской Федерации» за 2020 год о сумме индивидуальных денежных переводов из России в Армению. Так, в 2018 году денежные средства, отправленные по официальным каналам, из России в Армению составили 1 миллиард 121 миллион, в 2019 году сумма переводов равнялась 1 миллиарду 59 миллионов долларов США. Сумма, переведенная с противоположной стороны составила 156 и 177 миллионов долларов США соответственно.

Не случайно (но не только по этой причине), что в докладе ЦРУ также указывается, что экономика Армении очень уязвима по отношению к экономической поддержке со стороны России. ЦРУ отмечает, что большая часть инфраструктуры страны зависит от России или находится под ее управлением, примером может служить энергетический сектор. Судя по всему, своим экономическим существованием эта страна обязана помощи, поступающей непосредственно из Российской Федерации.

Что же стоит в основе русофобной политики нового армянского правительства в этом случае?

Фактически, Джордж Сорос, о влиянии которого на страну говорилось выше, в последние годы развернул широкомасштабную международную кампанию, показав, что все проблемы в армянской экономике вызваны Россией, и использовал все средства для усиления антироссийских настроений у армянского населении. В целом, причины раздражения нынешнего правительства Армении в отношении России можно найти в различных международных отчетах, выступлениях официальных лиц Армении и официальных политических документах государства.

Здесь возникает интересный вопрос, выберет ли Армения, исходя из своей «дупольности» в экономике и геополитике, в итоге Россию и Евразийский союз, которые на протяжении многих лет обеспечивали ее дешевой электроэнергией, газом, инфраструктурой и финансовой помощью или же Европейский Союз, который «как часто говорят официальные лица этой страны, обещает большие возможности и перспективы». Краткий экскурс в историю этой страны ясно показывает, что выбор, во всяком случае при Пашиняне, не обязательно падет на Россию…

Previous post Next post
Up