Ещё о
реформах образования в России и ещё учебники
здесь и
здесь Учителя вызывают Минобрнауки к доске
Словесники выступили против проекта изменений образовательных стандартов / Минобрнауки разработало проект новых образовательных стандартов / «Пишем единое образование»
Глава Минобрнауки Ольга Васильева заявила, что ее ведомство завершило работу над проектом создания новых федеральных государственных образовательных стандартов.
©Ещё о
минобре Васильевой, в т.ч. ещё
«Пишем единое образование» Фото: Сергей Михеев
«Они дадут возможность учащимся беспрепятственно продолжить свое обучение на любом этапе, в любой школе любого региона нашей страны»,- приводит «Интерфакс» слова министра.
Главное значение новых стандартов, по словам госпожи Васильевой, в том, что «они позволят обеспечить не номинальное, а реальное, единое образовательное пространство». Министр отметила, что существовавшая ранее значительная вариативность программ увеличивала нагрузку на ребенка, особенно «при переходе им из одной школы в другую по каким-либо причинам».
Как сообщает глава Минобрнауки, в обсуждении документа приняли участие более 7000 человек. После обсуждения в Академии наук и соответствующих институтах, по словам Ольги Васильевой, почти не поступило серьезных возражений по конкретизации учебных программ в точных науках и истории.
Новый стандарт по литературе, как рассказал член Гильдии словесников, учитель литературы в московской гимназии №1514 Антон Скулачев, не поддержали уже 650 человек /на данный момент, 930 - mamlas/.
Напомним, на сайте Гильдии словесников
опубликовано письмо школьных учителей, методистов и преподавателей вузов, в котором говорится, что нововведения «перечеркивают логику развития всей системы школьного образования за последние десятилетия».
О претензиях учителей к изменениям образовательных стандартов - в
публикации “Ъ” «Учителя вызывают Минобрнауки к доске»...
_______
Скандал вокруг изменения содержания школьного образования получил развитие: в понедельник учительское сообщество подвергло Минобрнауки резкой критике за намерение радикально изменить федеральные образовательные стандарты. В частности, учителя утверждают, что изменения школьной программы не обсуждались с ними, а утверждение стандартов «превратит преподавание в профанацию». Представители Минобрнауки заявили, что изменения прошли общественное обсуждение, поддерживаются Российской академией наук и самими педагогами, но в последний момент перенесли заседание совета, на котором должно было состояться утверждение изменений. Как выяснил “Ъ”, также внезапно из состава совета были исключены некоторые члены, ранее критиковавшие проект.
Минобрнауки в последний момент объявило о переносе заседания совета по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), на котором в понедельник должен был рассматриваться проект масштабных изменений содержания всей школьной программы. Решение о переносе принято «по просьбе отдельных членов совета, которые хотят лучше подготовиться к заседанию», заявили в ведомстве. За несколько часов до этого профессиональное объединение педагогов-словесников «Гильдия словесников» опубликовало открытое письмо, в котором утверждалось, что подготовленный к обсуждению документ «составлен непрофессионально, не опирается на мнения учительского сообщества, содержит множество внутренних противоречий, подрывает авторитет российского образования и грубо нарушает права детей».
В Минобрнауки с претензиями не согласились, там уверяют, что предложенные изменения необходимы, чтобы создать «единое образовательное пространство» в России, которое позволит «учащимся беспрепятственно продолжать свое обучение на любом этапе в любой школе любого региона». «Проект ФГОС - результат работы большого числа специалистов, педагогов, включая экспертные группы Российской академии образования и Московского педагогического госуниверситета»,- заявили в ведомстве, напомнив, что проект прошел экспертизу Российской академии наук и общественное обсуждение: «Получены содержательные замечания, главным из которых стало предложение по конкретизации содержания образовательных программ». Проект изменений был также одобрен экспертами на заседании федерального учебно-методического объединения по общему образованию, заявили в Минобрнауки.
«Это неправда: общественную экспертизу проходила версия проекта изменений, которая существенно отличается от документа, который предполагалось рассматривать в понедельник»,- заверил “Ъ” учитель литературы московской
гимназии 1514, член «Гильдии словесников» Антон Скулачев. По его словам, первоначальная версия документа была представлена на общественное обсуждение в июле 2017 года и «получила более 200 отрицательных отзывов и около 45 - положительных». Значительная часть замечаний касалась регламентации содержания уроков в каждом классе и списка обязательных к изучению 253 текстов, уточнил господин Скулачев: «Во-первых, это будет означать, что будет создан единый учебник для всех школ и регионов, что убьет все творческие задумки учителей. Во-вторых, физически невозможно изучить (именно изучить, а не прочитать) 253 текста: видимо, авторов стандартов удовлетворит просто зазубривание клишированной интерпретации текста и заучивание некоторых фраз из него». Эксперт считает, что принятие изменений в стандарте нарушит права школьников, которые уже начали учиться по действующим ФГОСам, не требующим изучения конкретных произведений в каждом классе: «В 11-м классе с них спросят то, чего они знать не должны».
Предложенные нововведения не требуют от школьников знания 253 произведений, говорит зампред федерального учебно-методического объединения по общему образованию Виктор Басюк: «ФГОС не регламентирует, что все произведения должны быть изучены до последней буквы,- главное воспитать понимание основных линий, что достигается благодаря профессионализму конкретного педагога». По его словам, в документ включены основные элементы предметного содержания, которые позволят создать единую рамку для всей страны: действующий стандарт, считает господин Басюк, «не содержит конкретных требований, поэтому иногда учителям сложно выстроить учебную программу».
Господин Басюк заявил “Ъ”, что не получал негативных отзывов о предлагаемых изменениях от других предметных ассоциаций. Но критика в адрес разработчиков неоднократно высказывалась, напомнил “Ъ” директор Федерального института развития образования /и член Российского еврейского конгресса, которого
считают главным идеологом реформы образования «новой» России - mamlas/ Александр Асмолов, который сам входил до недавнего времени в состав совета Минобрнауки по ФГОС. «15 марта я был исключен из состава совета, о чем мне даже никто не сообщил, я случайно узнал об этом сегодня»,- рассказал он “Ъ”. «Мы видим разработку стандартов абсолютно без понимания реалий сегодняшнего дня. Мир стремительно меняется, сегодня нужно учить детей решать задачи в условиях неопределенности, когда нет единственного верного ответа, а мы видим возвращение к идеям “юрского периода”, типам задач из XIX века, когда все дано»,- настаивает господин Асмолов. По его словам, стандарты, действующие в начальной школе, «ориентированы именно на задания с элементом неопределенности», и они принесли «потрясающие результаты»: речь, в частности, идет о первом месте российских четвероклассников в международном исследовании читательской грамотности PIRLS-2016. «Какое может быть основание разрушать стандарты, которые приносят такие результаты? - удивляется Александр Асмолов.- Только желание вернуть прошлое, не видя будущего».
По данным “Ъ”, заседание по утверждению изменений в федеральных образовательных стандартах перенесено на 23 марта.
Анна Макеева, Александр Черных
«Коммерсантъ», 20 марта 2018