В последние лет пять чё-то стало подводить здоровье... / К 100-летию крестьянской женской мудрости

Mar 20, 2018 02:02

Ещё старость в России

6 детей, 12 внуков, 16 правнуков и 3 праправнука!
«Я счастлива, когда наша большая семья собирается вместе!» - говорит 100-летняя Зинаида Тюрькина / Долгожитие

Жительница большеберезниковского села Паракино Зинаида Тюрькина отметила 15 февраля 100-летний юбилей! Она всю жизнь проработала в колхозе. В годы Великой Отечественной войны строила Сурский оборонительный рубеж. У пенсионерки 6 детей, 12 внуков, 16 правнуков и 3 праправнука. ©Ещё старость в Мордовии, в т.ч. юбилеи



Зинаида Тюрькина
Пожилая женщина счастлива, что дожила до нынешних времен, когда «в магазинах нет дефицита и в аптеках можно купить любое лекарство». Зинаида Федоровна мечтает, чтобы Владимир Путин подольше оставался на посту Президента. «Если его не выберут, обязательно начнется война», - считает долгожительница.
История удивительной женщины - в материале Татьяны Скороходовой.

Зинаида Федоровна до 95-летнего возраста жила в родном селе. В последние годы стало подводить здоровье, поэтому дети забрали ее к себе. Пенсионерка скучает по родному дому, с которым связано много счастливых моментов. Она с грустью вспоминает юность, которая прошла в тяжелом крестьянском труде. В семье, кроме нее, было шестеро детей.

«Пока родители работали в поле, я присматривала за младшими братьями и сестрами, занималась домашними делами, - рассказывает пенсионерка. - Впервые села за прялку, когда мне исполнилось 8 лет. Это было мое самое любимое дело. Могла прясть сутками напролет! Когда открылись курсы по ликвидации безграмотности, пошла туда одна из первых. Уж очень хотелось быстрее научиться писать и читать. Мне тогда 11 лет было. Вместе со мной на эти курсы ходили даже старики. Учитель хвалил, говорил, что способная, все схватываю на лету. Советовал учиться дальше».

Однажды у девочки украли единственное пальто. Воры забрались в дом, когда взрослые были на работе, а дети в школе. «Не понимаю, почему они вломились именно к нам? - недоумевает собеседница. - Чего уж у нас красть? Семья беднее некуда. Сколько было слез, ведь пальто - единственное. В зимнюю стужу без него не выйдешь на улицу. Учитель, узнав о моей беде, принес старый зипун. Такой хороший человек! До сих пор вспоминаю его с теплом».

Большим ударом для девочки стало решение родителей прекратить ее учебу. На семейном совете было решено, что Зина будет наравне со взрослыми работать в колхозе. За полтора года научилась читать и писать - и довольно. Пришла пора помогать матери с отцом. Деваться некуда, пришлось подчиниться. Первое время было тяжело, но потом привыкла…

В 21 год Зинаида вышла замуж за односельчанина Петра, с которым вместе работала в колхозе. Родителям парень пришелся по душе: спокойный, трудолюбивый… Семейное счастье продлилось недолго - началась война. Петр отправился на фронт, а молодую жену мобилизовали на строительство Сурского оборонного рубежа.

«Жили в землянках, - вспоминает пенсионерка. - Там постоянная сырость и холод, одежду сушить негде, но никто не жаловался. Среди нас было много стариков, которые в работе не уступали молодым. Понимали, что трудимся для победы, чтобы наши мужчины быстрее вернулись домой».

Молодая женщина работала, находясь на шестом месяце беременности, когда живот был еще незаметен. Когда однажды ей стало плохо, пожилой бригадир сразу догадался, в чем дело, и отправил домой. Через три месяца работница родила ребенка, который прожил всего девять дней…

Зинаида вернулась в колхоз. Жила постоянной надеждой получить хоть какую-то весточку от мужа, который служил минометчиком. Его письма были настоящим праздником. Петр вернулся домой в 1946 году, и после контузии долго лечился в госпитале. Врачи сказали, что он родился в рубашке, ранение было очень тяжелым. Прошло много времени, прежде чем он снова смог работать в колхозе.

У супругов родились шестеро детей. «Семья жила дружно, родители всегда считались с нашим мнением, - рассказывает дочь Надежда. - Гордились, что мы все выучились, вышли в люди. Мы со старшим братом Александром стали педагогами, Вера и Валентина выбрали профессию бухгалтера, Анатолий - экономист, а младшая Ольга - агроном. Все живем в Мордовии, не хотим уезжать из родных мест».

В 1996 году у Зинаиды Федоровны умер муж, а в 2000-м не стало старшего сына. «Не представляю, как мама все это выдержала, - говорит Надежда. - Когда скончался брат, ее здоровье сильно пошатнулось, стала часто жаловаться на сердце. Мы все очень переживаем. Всегда привыкли видеть ее сильной, крепкой. Что бы ни случилось, мама никогда не унывала. Хотя мы все прекрасно понимали, как сильно она волнуется за каждого из нас. И нам всем передавалось ее настроение».

Несколько лет назад дети забрали Зинаиду Федоровну из родного села. Боятся оставлять одну. Пожилая женщина скучает по дому, где прожила всю жизнь. Но самый радостный для нее момент - когда семья собирается в полном составе. Зинаида Федоровна радуется, что потомкам довелось жить в «счастливое время, когда в магазинах можно купить все что угодно».

«Если бы в молодости питалась, как сейчас, могла бы горы свернуть, - считает ветеран труда. - Пенсия у меня хорошая, государство не обижает. Спасибо за это Президенту Владимиру Путину. Молю Бога, чтобы он подольше работал на своем посту. Если уйдет, точно начнется война».

Татьяна Скороходова
«Столица С», Мордовия, 18 марта 2018

жизнь и люди, вов и вмв, семья, женщины, поколения, день рождения, биографии и личности, старость, деревня и село, путин, народ и элиты, нравы и мораль, даты и праздники, поволжье, менталитет, современность, мордовия, тыл, ссср, воспоминания, культ личности, регионы, рабочие и крестьяне, юбилеи, провинция, россия

Previous post Next post
Up