Воспитание происходит всегда... / Величайшие педагоги. Антон Макаренко / К 130-летию / окончание

Mar 14, 2018 22:18

Начало



___Макаренко считал книгу «Республиа ШКИД» хотя и высокохудожественной, но с точки зрения педагогики неудачной. На фото кадр из одноимённого фильма

«Правильное воспитание - это наша счастливая старость...
Плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина» / Гуманитарий / К доске!

Автора этих слов Антона Макаренко, наравне с итальянкой Марией Монтессори, американцем Джоном Дьюи и немцем Георгом Кершенштейнером, называют основоположником современного представления о воспитании. Система Монтессори с начала девяностых используется в нашей стране очень широко. А наследие советского педагога? Накануне 130-летия со дня рождения Макаренко мы задали его современным коллегам три вопроса: как часто вы вспоминаете «Педагогическую поэму», используете ли методику Антона Семёновича, актуален ли и сегодня опыт великого педагога? ©

Подгнило что-то…

Виталий Апевалов, учитель русского языка и литературы, Эртильский район, Воронежская область:

- К сожалению, вынужден констатировать: набор методов, приёмов и средств влияния у современного педагога весьма узок. Разговор с учеником после урока, замечание в дневнике, вызовы классного руководителя и родителей, докладные - вот, пожалуй, и всё. Даже резко поговорить с ним нельзя: «ребёнку с тонкой душевной организацией» можно нанести тяжёлую психологическую травму.

Конечно, поневоле вспомнишь Антона Семёновича Макаренко, подумаешь, как и один небезызвестный герой: «Подгнило что-то в датском государстве». А в нашем случае уже не подгнило - смердит от хамства и духовного убожества. Вся наша система образования сегодня заточена на воспитание подлецов. У нас, учителей, руки связаны: прав нет, одни обязанности. Я против рукоприкладства, но идею Макаренко о воспитании коллективом в целом поддерживаю, ведь лучше, по сути, никто и не придумал.

Наверное, каждый из нас ставил так вопрос в трудной ситуации с тем или иным учеником: «Если ты не будешь выполнять задание, то из-за тебя пострадает класс». Найдутся и такие учителя, которые скажут: «Что он такое говорит? Вот мы так никогда не делали!» Что же, у каждого своя совесть.

Так или иначе, опыт Макаренко должен быть востребован. Однако если тогда ему пришлось нелегко, то теперь в нашу либерально-попустительскую эпоху и сотая доля его приёмов невозможна. ¢


«Пищать» нынче разрешается

Елена Логинова, учитель начальных классов гимназии № 23, Челябинск:

- Часто, столкнувшись с капризами и избалованностью ребёнка, вспоминаю «Педагогическую поэму» и мечтаю: «Вот изъять бы этого ребёнка у этой мамочки... Да поселить в коммуну! Вырос бы нормальным человеком!» Семья не несёт ответственности абсолютно ни за что!

В воспитании Макаренко обязательно использовал наказание за проступки, но никогда не перегибал палку, умело сочетая индивидуальный подход с педагогикой коллектива. Сегодня «индивидуальный подход» доходит до абсурда. Каждый стремится выделиться, прослыть уникальным. Дети уже не чувствуют себя ровней друг другу. Ну и опять же родители. Вмешиваются в воспитательный процесс, требуя этого самого «индивидуального подхода» и оберегая ребёнка от всевозможных, как им кажется, трудностей и препятствий. Поэтому и приходится показывать своим четвероклассникам и «Республику ШКИД», и «Педагогическую поэму», уча их «Не пищать».

Трудовое воспитание - одна из самых щепетильных тем современного образования. Без разрешения родителей я не имею права даже попросить ребёнка стереть с доски, а что уж говорить о субботниках и производительном труде. В современном мире применить систему Макаренко в чистом виде можно разве что на необитаемом острове, настолько изменились время и дети. ¢


Вне доступа

Ирина Бубнова, доктор филологических наук, профессор Московского городского педагогического университета (МГПУ):

- «Педагогическая поэма» - одна из моих любимых книг. Думаю, она в значительной степени повлияла и на выбор профессии. Вспоминаю её в разных ситуациях, причём часто с горечью, понимая, что идеи А.С. Макаренко, если не забыты, то совершенно не востребованы, по крайней мере не востребованы практически (хотя я не слышала, чтобы о них вспоминали вообще). Вероятно, это может объясняться тем, что система образования сегодня совершенно иная, у неё иные цели и задачи, ну а отсюда вытекает и невозможность применения методов Антона Семёновича.

Для Макаренко главным было воспитание личности, сейчас эта задача не ставится. Даже если и звучат с высоких трибун какие-то правильные слова, то на деле всё направлено на то, чтобы сократить общение учителя и учеников (не важно, школьников или студентов) до минимума. Собственно, уже прозвучала идея от ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова о том, что на смену преподавателям вузов, не имеющим научных публикаций по своему предмету, должны прийти онлайн-курсы.

Но, во-первых, преподавание и научная работа - это разные вещи. Далеко не каждый прекрасный преподаватель склонен сам писать учебники и далеко не все преуспевшие в науке способны преподавать. И, во-вторых, студенты (здесь могу только о них говорить) хотят общаться, они задают массу вопросов, когда им интересно то, что ты преподаёшь.

В личной деятельности я, наверное, часто следую тем принципам, которые у Макаренко были основными, даже если и не задумываюсь над этим. По крайней мере, стараюсь всегда предъявлять одинаковые требования, пытаюсь, по мере возможности, организовать занятия так, чтобы студенты работали коллективно (но коллектив в настоящем смысле этого слова создать невозможно), пробую развивать активную дисциплину. Ну и, несмотря на вал отчётов, который нас скоро удушит, делаю всё, чтобы оставаться профессионалом, это студенты действительно ценят. ¢


Возня с личностью

Надежда Сафонова, кандидат педагогических наук, Красноярск:

- Гениальность Макаренко я вижу в том, что он присущую беспризорности способность подчиняться неформальной и вредной самоорганизации улицы заменил формально такой же самоорганизацией, но уже с иной морально-нравственной установкой. Он создал такую систему воспитания, которая из людей, презираемых обществом, формировала граждан, нужных обществу.

Как бывшая воспитанница детского дома, прошедшая через удочерения, ответственно заявляю: лучше жить в хорошем детском доме, чем в семье, которая берёт тебя ради денег.

По Макаренко всё воспитывает: обстоятельства, вещи, действия, поступки людей, атмосфера в школе, дома и на улице. «Защищая коллектив, - пишет Макаренко, - во всех точках его соприкосновения с эгоизмом личности, коллектив тем самым защищает и каждую личность и обеспечивает для неё наиболее благоприятные условия развития». Но у нас и тогда, и сегодня педагоги, плохо знающие учение Макаренко, кричат о подавлении личности коллективом.

Всё дело в подборе методов формирования коллектива, нахождении правильной тональности отношений между подростками, учёт их индивидуальных особенностей и опыта жизни. Огромное значение в колонии Макаренко придавалось даже внешней эстетике. Ежегодно гектар земли засеивался цветами, которые потом украшали все жилые помещения. Каждый день в столовой белой скатертью накрывались столы и выдавались чистые носовые платки. Колонисты имели две парадные формы для выхода в город, приёма гостей и еженедельных походов в театр.

В разруху, в голод в колонии сеяли только элитные сорта пшеницы и кукурузы; разводили породу знаменитых английских свиней; работало множество различных мастерских и, конечно, было полное самообслуживание в быту. Всем выпускникам коммуны, поступившим в институты, на рабфак, выплачивались стипендии в течение всех лет обучения. Возможно ли такое в условиях современной России?

Советская организация общества отвечала основополагающей культурно-исторической традиции России, где общность всегда была выше, чем личность. В народе этот научный тезис выражался просто: прежде думай о Родине, а потом о себе. Но с середины 70-х годов стали внедряться зарубежные методики, ставящие во главу угла не коллектив, а неформальных лидеров. Произошло возвращение к «разрозненной возне с личностью», по выражению Макаренко. И уже к середине 90-х годов наследие гения педагогики было сдано в архив.



Антон Макаренко
Антон Макаренко полжизни любил попадью с разрешения ее мужа
История современности

13 марта исполнилось 130 лет со дня рождения великого советского педагога. Вспоминаем малоизвестные факты о нем. ©
Первое образование - железнодорожник

Педагогикой Антон Семенович (уроженец Харьковской губернии) увлекся лишь в 26 лет, поступив в Полтавский учительский институт. До этого учился на железнодорожника, куда пошел после того, как его не взяли в армию из-за плохого зрения. В вузе произвел фурор дипломной работой «Кризис современной педагогики». Однако по-настоящему раскрыть педагогический талант Макаренко смог лишь на должности заведующего Куряжской колонией под Харьковом. В то время город стал первой столицей Советской Украины, и там срочно нужно было обуздать беспризорщину. Ради этого педагог переехал в Харьков из Полтавы, где успел организовать трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей имени Горького. Костяк новой коммуны составили его полтавские воспитанники, а все события, пережитые в Куряже, позже легли в основу знаменитой "Педагогической поэмы".

Главным критиком была Крупская

Карьера Макаренко складывалась не безоблачно: с властями у него периодически возникали трения, причем главными критиками были Крупская и Луначарский. Нестандартные педагогические методы Антона Семеновича называли антисоветскими, звучали даже обвинения в рукоприкладстве.

- Искру нелюбви к Макаренко «высекла», сама того не подозревая, журналистка, приехавшая в колонию делать репортаж. Она написала положительную статью, но указала, что мальчики жаловались на рукоприкладство, - рассказывал в интервью «КП» несколько лет назад профессор Харьковского национального педагогического университета, макаренковед Михаил Гетманец. - Поднялась шумиха, но сам Макаренко отреагировал спокойно, заявив: «Рассказы воспитанников о наказании - это детский фольклор». Да и сама Крупская, хоть и возмущалась, но в колонию не приезжала и ничего не проверяла.



А. С. Макаренко. Фото из альбома коммуны им. Ф. Э. Дзержинского 1932 года
От увольнения спас Горький

В какой-то момент опального новатора так невзлюбили за его методы, что решили снять с должности начальника колонии. Тень на педагога бросал и брат-деникинец, хотя Макаренко писал честно во всех анкетах, что его родственник - поручик Белой армии - находится в эмиграции и связь с ним давно потеряна.



А. М. Горький и А. С. Макаренко со старшими колонистами. Июнь 1928 г.
Увольнение Макаренко ненадолго отсрочил приезд Максима Горького в Куряжскую колонию. Педагога и писателя связывала давняя дружба, вот и решили не обострять. Макаренко же и тут нарвался. Из Харькова приехала толпа репортеров, комсомольских активистов, все стремились подойти к Горькому, заговорить, сфотографировать. Антон Семенович же попросту не подпускал никого к пожилому другу. Еще и приставил к нему охрану из своих «хлопцев», те кого-то потолкали… В итоге в одной из харьковских газет появилась злобная карикатура, подписанная «Чемпион хулиганства». На ней Макаренко изобразили с огромными кулачищами, а от него разбегаются в разные стороны люди. Картинка была снабжена ехидной заметкой о том, что педагога воспитали в свинарнике.

Вырастил приемных детей

О личной жизни педагога-новатора в советское время мало что сообщалось. Считалось, что всего себя Макаренко посвящал только трудным подросткам. Однако монахом он не был. Первая любовь настигла Антона Семеновича в 20 лет.

- Его очаровала молодая жена священника. Поп, очевидно, не возражал, так что отношения с попадьей у Макаренко были почти легальные, - продолжает макаренковед. - Потом эта женщина, звали ее Елизавета Григорович, вместе с Макаренко работала педагогом в колонии имени Горького. Может, их отношения и там продолжались.

По другой версии, с юным Макаренко часто проводил душеспасительные беседы тот самый поп, муж Елизаветы. Парня так затравили сверстники за замкнутый нрав и неказистую внешность, что он даже хотел покончить с собой. Иногда поп присылал к бедолаге попадью, тогда-то все и завертелось между ними. А однажды Елизавета попросту ушла от мужа к Макаренко, который был моложе нее на несколько лет. Был большой скандал, Антона даже выгнал из дому отец.

Бывший супруг Елизаветы после революции уехал за границу. Однако Макаренко, дабы не навлекать на себя гнев cоветской власти, так и не решился жениться на бывшей попадье, которую любил почти полжизни. Зато увековечил ее в своей книге - Григорович стала прототипом воспитательницы колонии Екатерины Григорьевны.

Женился Макаренко, когда ему было за 40. На 44-летней инспекторе Наркомпросвещения Галине Салько. Ее сына Льва, а заодно и свою племянницу Олимпиаду (дочку брата-белогвардейца) воспитал как родных детей.



А. С. Макаренко на военной службе. Киев. 1916 г.
Три дня не дожил до вступления в партию

Когда столицей Советской Украины стал Киев, НКВД, курировавший систему колоний, отправил Макаренко туда. Причем на бюрократическую работу. Педагог страдал без любимого дела и спасался писательством. Позже, переехав в Москву, пытался вернуться к практической педагогике, но затянула литературная работа.

Любопытно, что за 20 лет жизни при cоветской власти Макаренко так и не вступил в партию. На 4 апреля ему было назначено собеседование как раз по этому вопросу, но - не дожил до ответственной даты три дня. 1 апреля он умер в электричке от инфаркта. Был в Доме отдыха писателей в Подмосковье, утром торопился на поезд, вбежал в людный вагон и, схватившись за сердце, упал. Его последними словами были: «Я - писатель Макаренко…».



А. С. Макаренко. 1932 г.
Дословно
Мудрые цитаты

- Никакая дружба невозможна без взаимного уважения.

- Наши дети - это наша старость.

- Тот, кто способен относиться к женщине с упрощенным бесстыдным цинизмом, не заслуживает доверия как гражданин; его отношение к общему делу будет так же цинично, ему нельзя верить до конца.

- Девушек нужно учить большему уважению к себе, к своей женской гордости. Девушку нужно учить, чтобы она даже приятных ей молодых людей встречала с некоторым перцем.

- Любовь - это самое великое чувство, которое вообще творит чудеса, которое творит новых людей, создает величайшие человеческие ценности.

- Ничто так человека не учит, как опыт.

- Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, все равно в чем - в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости.



Чтение в спальне колонистов. Слева стоит А. С. Макаренко. 1921 г.
- Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом.

- Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома.

- Научить любить, научить узнавать любовь, научить быть счастливым - это значит научить уважать самого себя, научить человеческому достоинству.

- Если мало способностей, то требовать отличную учебу не только бесполезно, но и преступно. Нельзя насильно заставить хорошо учиться. Это может привести к трагическим последствиям.

Юрий Зиненко
«Правда» / «ЛГ» / «КП», №22(14554), 13-14 марта 2018
Previous post Next post
Up