Ещё России и Юж. и Лат. Америка
здесь и
здесь и ещё
современный Русский мир «Для монаха не имеет значения, на какое место его поставит Бог» / Аргентина
О православной миссии в католической Аргентине / Проект «Рубежи "Русской Планеты"» / апрель, 2016
Миллионы людей, называющих себя русскими, в одночасье оказались «за бортом» своей Родины. Но это не значит, что их голос не должен быть услышан на «большой земле». «Русская планета» представляет проект «Рубежи "Русской Планеты"», цель которого - дать возможность слышать, что происходит у ее границ. Там, где «русский мир» был либо все еще остался. И там, где из-за постоянных угроз присутствие России сегодня нужнее, чем когда бы то ни было.
©Ещё Аргентина:
№2 и ещё в
«Рубежах» и ещё
зарубежные миссии Богослужение в праздник Благовещения в храме Святых Царственных Страстотерпцев
Русская диаспора в Аргентине появилась в 70-е годы XVIII века и на сегодняшний день насчитывает более 700 000 человек - это самая крупная русскоязычная диаспора в Южной Америке. Больше всего русских проживает в Буэнос-Айресе и Мар-дель-Плате. Российская эмиграция в Аргентине представлена такими известными фамилиями как Меньшиковы, Долгорукие, Горчаковы, Римские-Корсаковы, Мамонтовы. Также есть потомки Тютчева, Кутузова и Пушкина.
О жизни православного прихода в Аргентине РП рассказал настоятель храма Святых Царственных Страстотерпцев, иеромонах Герасим (Войцеховский).
- Как вы стали священником в аргентинском храме и что вас больше всего удивило по прибытии? Случались ли какие-то казусы и связанные с местным менталитетом случаи?
- До своего приезда в Аргентину я с 1996 года проходил послушание в Соловецком мужском монастыре, и 12 лет был в сане иеродиакона. До сего дня нахожусь в штате братии родной обители. В Соловецком монастыре мне пришлось нести различные послушания, а одним из основных моих послушаний были административно-представительские вопросы. Имел честь быть помощником наместника по административно-представительским вопросам и связям с общественностью. Поэтому назначение на миссионерское служение в аргентинский приход имело прямую связь с моим прошлым послушанием. По благословению священноначалия, Священного архимандрита Соловецкого, Спасо-Преображенского монастыря, Светлейшего патриарха Кирилла, указом Священного Синода, а также по рекомендации митрополита аргентинского Платона, в 2012 году я был назначен настоятелем на приход храма Святых Царственных Страстотерпцев в Мар-дель-Плата.
Мне достался новый, абсолютно неустроенный, необжитый храм и приходской дом, поэтому в первый период настоятельства пришлось много трудов положить на их благоустройство и облагораживание прилегающей территории. Мы вместе с прихожанами проводили воду, газ, делали централизованное отопление, устраняли те недоработки, которые выявились в период строительства. Материально-духовную поддержку в становлении приходской жизни храма на самой отдаленной точке от центра, то есть от России, я получил от митрополита Марка, управляющего сейчас Рязанской епархией. На то время он возглавлял Отдел по зарубежным учреждениям. По его благословению и благодаря его личному участию, нашему приходу была отправлена вся необходимая богослужебная литература на весь годичный круг богослужений: Октоих, Минеи, требники, духовная литература, а также церковная утварь, без которой совершать богослужение во всей полноте и красоте было бы невозможно.
Но основной трудностью на месте служения было прежде всего налаживание регулярного богослужения и духовно-литургической жизни храма. Конечно же, пришлось учитывать приходские особенности и специфику эмигрантской жизни, которая очень отличается от жизни в России (а тем более от жизни в строго-уставном Соловецком монастыре).
Самым неожиданным казусом, с которым я столкнулся в процессе работы и взаимодействия с местным менталитетом, стала удивительная, если так можно сказать, патологическая аргентинская необязательность. Поэтому, когда на вашу просьбу о чем-либо отвечают «завтра», или, как это будет звучать по-аргентински «маняна», значит, вы этого вообще не добьетесь или ждать придется ОЧЕНЬ долго.
- Как происходит ваше взаимодействие с Московским патриархатом - из-за удаленности от России, как строятся ваши отношения со священноначалием?
- Правящим архиереем Аргентинской и Южноамериканской епархии является епископ Леонид (Горбачев). Он мой прямой непосредственный начальник и духовный руководитель. Без его личного благословения я не принимаю никаких важных решений относительно вверенного мне прихода. Связь со священноначалием происходит по телефону или в режиме электронной переписки через секретариат. Поэтому мы можем очень быстро и динамично реагировать или решать насущные вопросы. Если есть такая потребность и благословение священноначалия, я могу приезжать в Буэнос-Айрес на совместные богослужения в Кафедральный Собор, вместе молиться или решать вопросы личного характера.
- Много ли еще православных храмов в Аргентине?
- В городе Буэнос-Айрес находятся еще три храма Московского патриархата и еще примерно четыре или пять храмов, относящихся к Русской православной церкви заграницей. На улице Бразиль находится исторический православный Свято-Троицкий Кафедральный Собор, который строился в начале XX века на средства, собранные в России, а также на пожертвования православных русских, живших в Аргентине, сербских эмигрантов, болгар, греков и людей прочих национальностей. Но, к великому сожалению, священники этого храма находится в расколе с Матерью-Церковью. После многолетних увещеваний по указу Священного Синода РПЦ МП за 2010 год, священники оказались под запретом на священнослужение, равно как и все совершаемые ими церковные таинства являются недействительными. Это трагедия для них и для той части прихожан, которые оказались заложниками этой абсолютно политизированной ситуации. На самом деле проблема церковного раскола давно преодолена.
Таинство соборования в храме Святых Царственных Страстотерпцев
- Как в Аргентине местные жители относятся к русским и к православию?
- За короткое время моего пребывания в Аргентине я почувствовал не только внимание и уважение, но хорошее, теплое отношение со стороны местного населения. Да, нельзя сказать, что аргентинцы очень религиозно настроены. В нашем районе огромное количество католических храмов больших и маленьких, но это не мешает людям с уважением относиться и к православию. У нас были встречи с местным архиепископом Мар-дель-Платы, монсеньером Антонио-Марино, и католическими священниками. Очень часто просто прохожие и туристы города, идущие мимо храма, интересуются, задают вопросы: в чем же разница между католичеством и православием, что нас объединяет, в чем общие моменты вероисповедания. Один из самых распространенных вопросов: а почему у вас на кресте «косая перекладина»? По возможности я или мои помощники пытаемся все объяснить, дать советы или просто поговорить с местным населением. К сведению, наш храм внесен в список туристических объектов города, а также в справочник.
- Как отразился на православии в Аргентине визит патриарха Кирилла в Латинскую Америку?
- Визит Святейшего патриарха Кирилла - это эпохальное событие для всего латиноамериканского континента, безусловно. Но он не посетил Аргентину (в план его визита посещение Аргентины не входило), поэтому для аргентинских приходов его приезд особой роли не сыграл, но для общего фона, конечно же, визит первоиераха РПЦ и встреча с папой имели огромное, историческое значение.
- Насколько охотно местные жители принимают православие? Как помогает или мешает этому местный менталитет? Есть ли препятствия большему распространению православия в Латинской Америке?
- За короткую историю моего настоятельства в храме Святых Царственных Страстотерпцев могу сказать, что перехода в православие из католической среды пока не случалось. Но известны случаи перехода из католичества в православие в Буэнос-Айресе, в Храме на Бульнесе. Эти случаи не единичны. По этому вопросу хотелось бы высказать личную точку зрения из моего аргентинского опыта не об обращении католиков в православие, а о той проблеме, с которой столкнулась современная волна эмиграции. Это внутренняя проблема смешанных браков. Православные выходят замуж или женятся на инославном, допустим, на католике, и вот, если кто-то из сторон проявил слабину, перестал общаться на русском языке, естественно, это сразу сказывается на развитии детей. Из моего опыта еще ни одна из семей со смешанным браком храм регулярно не посещала. Так, от случая к случаю появляются, но крайне редко. Поэтому следует говорить не о «тотальном» обращении католиков в православие, а о сохранении православной веры внутри самих православных семей.
К вопросу о чудесном обращении: да был один случай. Когда некий аргентинец прислал в наш храм репродукции с иконы Царственных Страстотерпцев, напечатанные с кратким описанием дивного случая: явления ему во сне видения Царственных Страстотерпцев. Они чудесным образом помогли этому человеку в решении какой-то очень насущной жизненной проблемы. Он распечатал литографии с иконы и попросил раздать прихожанам с описанием этого чудесного явления. Вот как бывает.
- Один из монахов, которые подвизались в возрожденном Саровском монастыре (Россия, место подвижничества святого Серафима Саровского), как-то сказал примерно следующее: «Я чувствую, что служу на святой земле, которую до меня освятил великий подвижник». Каковы ваши личные ощущения от аргентинской земли, которая все же находится в отрыве от места подвижничества святых отцов?
- Для меня, как для священника, вопрос о личном ощущении, конечно, имеет значение второстепенное, прежде всего это вопрос послушания священноначалию. Но если говорить о личных ощущениях от аргентинской земли, конечно же, я почувствовал какую-то близость и родственность с Россией. Особенно эта родственность чувствуется благодаря близости к морю-океану, потому что до приезда в Аргентину я 16 лет проживал и нес свое послушание в Соловецком мужском монастыре на большом Соловецком острове. Поэтому, когда я впервые увидел храм, который находится практически на побережье, где рядом океан, а за оградой храма заросли эвкалиптового леса, у меня возникли ассоциации с Соловецким монастырем. Море и сосны. Это мои личные переживания и ощущение аргентинской земли. Есть замечательные слова отцов-подвижников о том, что не место святит человека, а человек своими трудами, молитвами, поступками освящает данное ему в управление место. А одна из заповедей, которую Господь дал Адаму в Раю (Бытие 2 гл.15 ст.), звучала так: «возделывать и хранить». Поэтому для монаха-священнослужителя по большому счету не имеет значения, где и на какое место поставит его Господь. Чем труднее проходить монашескую жизнь, тем больше опыта и возможностей для спасения и служения Богу и людям в надежде получить воздаяние не здесь, а в Небесном Отечестве, которое является истинным по определению.
Евгения Воробьёва
«Русская планета», 24 апреля 2016