Ещё
русофобия и национализм в Белоруссии, в т.ч.
цензура и
суды Белорусов осудили за дружбу с Россией
Какие выводы стоит сделать из суда над пророссийскими публицистами
Больше года длился процесс над тремя белорусскими публицистами, выступавшими за дружбу с Россией. В конце прошлой недели белорусское правосудие вынесло им суровый приговор: Юрий Павловец, Дмитрий Алимкин и Сергей Шиптенко сядут на пять лет с отсрочкой приговора.
©Ещё
«Враждебна ли Россия к русским?» Фото: Виктор Толочко
Что же такого совершили эти три человека и почему в России судилищу над ними не было уделено должного внимания?
Все трое граждан Белоруссии - Павловец, Алимкин и Шиптенко - занимались, как сейчас принято говорить, интеллектуальным трудом. Параллельно с этим белорусы сотрудничали с российскими СМИ: «Регнум», «EADaily» и «Лента.ру». За свои труды они как авторы получали гонорары, и этот факт, кстати, также был рассмотрен судом как «незаконная предпринимательская деятельность», но не вышло: все налоги с полученных гонораров своевременно выплачивались.
Поводом для возбуждения уголовных дел стало содержимое их публикаций. По запросу Министерства информации Белоруссии, Республиканская экспертная комиссия провела экспертизу статей трех авторов и усмотрела в них признаки проявления экстремизма - разжигание расовой, национальной или религиозной вражды или розни, статья 130 Уголовного кодекса Белоруссии. По этой статье их и признали виновными, причем в сговоре - правда, не друг с другом, а с редакторами российских «пропагандистских» СМИ, которые публиковали статьи Павловца, Шиптенко и Алимкина. По делу заочно проходил также шеф-редактор российского агентства «Регнум» Юрий Баранчик, его даже задерживали российские полицейские по запросу белорусской стороны, но в Белоруссию его не экстрадировали.
Собственно, о чем писали Шиптенко, Павловец и Алимкин? О том, что подлинная история Белоруссии в наши дни усиленно подменяется ее происхождением от княжества Великого литовского, а периоды, когда белорусские земли находились в составе Российской Империи, объявлены чуть ли не оккупацией. Что в Белоруссии идет насильственное вытеснение русского языка, в том числе из топономики, при том, что русский язык - основной язык общения в стране, и 80 процентов жителей Белоруссии считают его родным. Что братский белорусский народ уводят от России, причем делается это по инициативе властей.
О том, что в Белоруссии полным ходом идут деструктивные процессы, схожие с теми, которые происходили на Украине, итогом которых стал кровавый Майдан, не первый год предупреждают эксперты и журналисты. Предупреждала об этом и «Русская Планета»: в 2015 году Сергей Шиптенко выступил в качестве одного из экспертов в
статье «Белоруссия станет второй Украиной». Правда, на официальном уровне проблему стараются не замечать, а рапортуют об успешном строительстве союзного государства. Но Белоруссия с каждым годом уходит от России все дальше и дальше.
«Москва всегда поддерживала лично Александра Григорьевича Лукашенко. Но как только он стал колебаться - оказалось, что у России вообще нет никаких рычагов влияния! - рассказал в том интервью «Русской Планете» Сергей Шиптенко. - У нас нет ни одной российской FM-радиостанции, ни одного телеканала, ни одного научного издания. Есть телевизионные каналы, но, по сути, это белорусские каналы, которые работают под брендом российских, по франшизе, а все материалы там идут с купюрами».
«У нас очень любят печалиться по поводу «братской Украины», которую мы проморгали», - с горечью заметил Сергей Шаргунов, главный редактор издания «Свободная Пресса» и помощник депутата Госдумы, один из немногих, кто не боялся поднимать столь неудобный вопрос на самых верхах. «Молчат 14 месяцев подряд почти все наши СМИ, депутаты и чиновники. Ведь говорить не велели. А пока не велели, то, как известно, братство - не братство, а свои - это никто», - заключил Шаргунов. Впрочем, насчет отсутствия внимания - не совсем правда: официальный представитель МИД РФ Мария Захарова призывала белорусские власти «максимально ответственно» подойти к рассмотрению уголовного дела в отношении публицистов, а заодно обвинила издание «Регнум» в использовании оскорбительных слов в адрес белорусского народа.
Жаль, что замечательных публицистов, искренних патриотов и своей страны, и России, оказалось некому защитить - потребовать освобождения, пригрозить за создание прецедента, противоречащего принципам союзного государства, наконец. Реальные тюремные сроки заключения для людей, которые выступают за братство с Россией и Русский мир - приговор не только белорусскому правосудию, но и нашей системе выстраивания дружественных отношений с постсоветским пространством.
Екатерина Петрова
«Русская планета», 5 февраля 2018