От Москвы до самых Итурупов / Военная география / Экспедиции на Окраины России (начало)

Jun 13, 2017 23:06

Ещё Дальний Восток и границы

Бросок на Матуа
Фоторепортаж об острове Матуа и его тайнах. Рассказывает Сергей Агафонов / июнь, 2016

Уже больше месяца [май-июнь 2016 года] на маленьком курильском острове, расположенном в самом центре архипелага, работает совместная исследовательская экспедиция Минобороны и Русского географического общества. ©



Матуа в квадратных километрах невелик. Зато сурово красив и неприступен
Почему теперь и почему там?
Экспедицию в составе 200 человек возглавляет целый вице-адмирал, заместитель командующего Тихоокеанским флотом Андрей Рябухин. Исследовательский отряд укомплектован специалистами широкого профиля - от гидрологов до ботаников, обеспечен приборами, техникой и механизмами. Словом, все всерьез. Что удалось за прошедший месяц, известно из лаконичных официальных сводок: исследовано несколько десятков объектов японских оборонительных укреплений, российский флаг поднят на вершину вулкана Сарычева, который занимает половину острова, взяты пробы почвы и воды, проведена подводная разведка в некоторых локациях, найден остов японского истребителя. Вот, собственно, и все оглашенные публично подробности по экспедиции. Немногословность официальных релизов стала понятна после интервью вице-адмирала Рябухина, появившегося на прошлой неделе: он признал, что на Матуа планируется развертывание подразделений Тихоокеанского флота. Речь, стало быть, не о географии, а о фортификации. И это, как говорится, многое объясняет.




2.Японские оборонительные сооружения до сих пор поражают масштабами и продуманностью / Фото: Мария Герман

Дело в том, что Матуа, хоть и был в начале XX века прилично населенным островом (здесь жило едва ли не 10 тысяч человек), уже с конца 30-х годов превратился в особо охраняемый военный объект с мощным гарнизоном, численность которого в середине 40-х доходила, по японским данным, до 7-8 тысяч. Что это был за объект, нашим исследователям не понятно до сих пор. Понять и в самом деле трудно: три взлетно-посадочные полосы здешнего аэродрома, выстроенные по розе ветров и обеспеченные подогревом термальных вод, превращали Матуа в уникальную авиационную базу; система оборонительных сооружений, разбросанных по территории на разных высотах и связанных между собой коммуникационными ходами, позволяла говорить о специализации "сухопутной"; а карта глубин, пирсовые линии и предполагаемые скрытые подземные доки указывали на специфику подводных и диверсионных операций императорского флота.

О том, чем был (и остается?) Матуа, гуляет множество легенд. Ну, например, популярная тема - поиск лабораторий химического и бактериологического оружия на острове. Сюжет занятный, но все же, мне кажется, малопродуктивный: такими проектами занимались на материке в Маньчжурии (печально известный отряд 731) и в метрополии на острове Окинотори, расположенном вблизи Кюсю. Если и были лаборатории на Матуа, то занимались они явно другим. Чем - вопрос. И весьма занятный, поскольку по неясным причинам даже самые надежные приборы на острове барахлят и ведут себя странно. Другая история, уже менее известная у нас, но популярная в Азии, повествует о Матуа как о японском Форт-Ноксе - засекреченном хранилище ценностей, захваченных японцами в ходе военных операций в регионе. Слухи, в частности, связывают именно Матуа с так и не обнаруженным до сих пор кладом "малайского тигра" - легендарного генерала Ямаситы, покорившего практически всю Юго-Восточную Азию. Еще один сюжет про Матуа мне приходилось слышать в Южной Корее: там рассказывали, что на самом деле весь остров изнутри пуст, в его чреве развернут чуть ли не целый город, и во время войны именно здесь был подводный хаб не только для японских, но и для немецких подлодок, оперировавших в тихоокеанской зоне. Строили это все якобы подневольные корейцы, которых японские военные потом, чтобы избавиться от свидетелей, топили в баржах в прибрежных водах...



3.Командующий войсками Восточного военного округа генерал-полковник Сергей Суровикин (на переднем плане) и командующий Тихоокеанским флотом адмирал Сергей Авакянц за развертыванием экспедиции следили лично

Чему из этого верить и надо ли вообще чему-то верить, опять же не ясно. Скупой набор фактов, однако, таков. При сдаче острова без боя советскому десанту японский гарнизон составлял около 3 тысяч человек, оружие было сдано только стрелковое, куда делись пушки, зенитные установки, возможно, танки и прочая техника - неизвестно. Вывезти, это мы знаем, не могли. Спрятали? Вероятно. Перед сдачей, по всем приметам, Матуа как секретный объект был законсервирован. Коммуникационные ходы завалены направленными взрывами, хотя даже из беглого анализа того, что оставалось не под завалами, было понятно: и узкоколейка на острове была, и разветвленная дорожная сеть. Сдавал Матуа армейский полковник Уэда. Это тоже важная деталь: сухопутным гарнизоном в 3 тысячи бойцов он руководить мог, но осуществлять координационное командование операциями авиационных, морских и подводных подразделений - точно нет. Значит, его задача была проста: именно консервация объекта.

Хотя на Матуа первая погранзастава появилась уже в конце 40-х, и на острове бывали разные наши люди, тайна курильской крепости осталась неразгаданной до наших дней. Энтузиасты с Камчатки в начале 2000-х организовывали сюда несколько поисковых экспедиций, но, понятно, их ресурс был ограничен. Теперь ресурс другой - государственный. Докопаемся?.. Подробности ниже...



4.На карте остров Матуа едва различим... Вице-адмирал Андрей Рябухин - справа.

"Двери должны быть закрыты"
Глава экспедиции Минобороны и РГО вице-адмирал Андрей Рябухин - о том, как продвигается изучение Матуа. Беседовал Сергей Агафонов

Как продвигается изучение острова Матуа, "Огоньку" рассказывает глава экспедиции, заместитель командующего Тихоокеанским флотом вице-адмирал Андрей Рябухин.
- Андрей Владимирович, на прошлой неделе появилась информация о том, что в акватории Матуа обнаружили затопленную еще в годы войны американскую подводную лодку. Можно поздравить с находкой?

- Да нет, нельзя. Мифы поддерживать не могу. И по следам искателей сенсаций даже шагу не сделаю. С тем ресурсом, который сейчас у экспедиции, никаких лодок найти мы не могли. Все это домыслы и вымыслы. Мне, как человеку, которому на выходе нужны реальные результаты, за сенсациями гнаться ни к чему.



5.Незамерзающий аэродром Матуа - уникальное инженерное сооружение

- Вы произнесли ключевую формулу - "реальные результаты". Что в это вкладывается, какие задачи перед вами поставлены?

- Как раз по решению этих задач и можно будет оценивать нашу работу. Во-первых, нам необходимо изучить инфраструктуру, которая существовала на острове, возможности ее применения и использования в сегодняшних условиях. Второе - инженерная разведка местности, радиохимическая разведка, бактериологическая. Точное и четкое определение проблем, которые имеются, наличие угроз, которые могут возникнуть при существовании здесь. В том числе и войск на постоянной основе. Дальше - исследования ландшафта. Ну и плюс те рекогносцировочные мероприятия, которые мне определило министерство обороны. Вот, мы все это выполняем.

- То есть главная задача все же не географическая, а именно фортификационная - перспектива создания базы на Матуа. Именно это в повестке дня, верно?

- Да, в повестке дня.

- Но объем работы уж слишком большой. Вы явно не управитесь за сезон. Или управитесь?

- Мы свою часть задач выполняем, но тем количеством узких специалистов, которые есть, решить все проблемы, которые мы обнаружим, трудно. Потребуется, конечно, дальнейшее развитие, потребуются и соответствующие новым задачам силы.



6.На необитаемом Матуа можно наткнуться и на могильный камень, и на фрагменты военного оборудования, и на стреляные артиллерийские гильзы

- Вы упомянули среди задач бактериологическую разведку. Имеются основания именно для такого рода исследований? На Матуа, кажется, может прятаться и какая-то другая история. Приборы, кстати, у вас нормально работают?

- Знаете, в чем здесь проблема была? На Матуа очень много мышей. И чтобы избежать всяких вопросов с инфекционными заболеваниями, переносимыми грызунами, и всем прочим, что с этим связано,- вот от этого обезопасились.

Еще возникали вопросы с источниками воды, которые здесь находились, с проблемой талых вод, в частности. Здесь на Матуа у японцев было очень много сильных антибиотиков, развитое медицинское обеспечение. Надо было понять, почему. Ну и еще один момент присутствовал, хоть и опосредованно. В каждом подразделении, которое базировалось на вершинах, в зоне высокогорья, стояли фильтры, которые изобрел командир печально известного отряда 731 Сиро Исии. Это имя связано с бактериологическими историями неразрывно, а тут - фильтры...

- Очень много слышал разговоров о том, что самое интересное находится не на, а под Матуа. Я знаю, у вас с собой в экспедиции аппаратура для исследования полостей. Какие-то результаты есть?

- Знаете, очень развита подземная инфраструктура у японцев. Склады, коммуникации, траншеи, все фортификации, обеспечение, все это зарыто под землю. Подземные коммуникации и ходы, потерны в районе расположения артиллерийских дотов, казарм. Эта подземная логистика создавалась по особой методике. Для того чтобы меньше рыть, все это идет в распадках. Там врубаются в скальные породы, делают склады, помещения, ходы. Вот это очень развито. Часть нам удалось вскрыть. Для понимания масштаба: для того чтобы вскрыть одну потерну, расположенную на участке обороны, понадобилась работа экскаватором и бульдозером в течение четырех суток. Выгребли осыпающихся материалов размером в два футбольных поля.



7.На необитаемом Матуа можно наткнуться и на могильный камень, и на фрагменты военного оборудования, и на стреляные артиллерийские гильзы

- Скажите, пожалуйста, а под водой у вас большая бригада работает?

- Под водой у нас работает группа, которая в основном трудится для обеспечения высадки и подхода десантных кораблей. Здесь, к сожалению, очень сильные течения. Не то что водолазам не просто, даже подводные аппараты удержать на месте из-за течения трудно. Впрочем, мы пока такой задачи перед собой не ставим.

- А пирсовую линию вы уже нашли?

- Да. Обустройство пирсовой зоны, топливоснабжения, водоснабжения изучили.

- А какие достижения по авиационной части? Известно, что вертолетную площадку вы обустроили. А что со знаменитой взлетной полосой на Матуа: есть ли перспектива ее каким-то образом реанимировать? Или это останется просто как памятник инженерной мысли?

- Ну ничего невозможного нет. Если возникнет задача и надо будет, полосу сделаем. Сейчас она может принимать неприхотливую авиацию, что-то легкомоторное, что не требует чистоты покрытия. Современные самолеты пока, конечно, сесть не могут.



8.Российские Курилы одними из первых в стране встречают солнце. И провожают - тоже первыми

- Вопрос, который часто задается. Наверное, с него и начинать надо было разговор: 70 лет Матуа никто у нас не занимался, с чего вдруг сейчас?

- Ну, во-первых, Охотское море стало нашим внутренним. Серая зона исчезла как таковая. Благодаря усилиям главного управления навигации и океанографии Министерства природопользования. А все, что свое, внутреннее, оно требует особой охраны, обороны. Двери должны быть закрыты. Когда открыты двери, вынесут все.

- А до этого что же, не контролировали, что ли?

- Нет. Раньше в серую зону заходили под предлогом того, что там есть участок ничейный, все, кто хотел. Поэтому трудности были с точки зрения правового регулирования международного, а сейчас все - это только наше.

- До того как Матуа стал крепостью, он был большим рыбацким островом, 10 тысяч человек тут жили. Какие-то деревни вы нашли или все как в сказке про Маугли?

- Здесь ольха заполонила все. Это реально проблема, которую надо решать кардинальным образом. Точнее, ольховник. Здесь им поросло все, перемещаться вглубь острова можно только на гусеничном транспорте и с мачете в руках.



9.На самом деле настоящие коренные обитатели здесь - сивучи. Еще из живности имеются лисы и грызуны. А вот змей люди не встречали

- Вулкан занимает половину острова. Стало быть, вы только на одной половине работаете?

- Мы туда поднимались, но там жизни нет. Вулканическая деятельность активная, пиропластические потоки, лавовые потоки... Северо-западная, северная и северо-восточная сторона острова в их власти.

- Была такая легенда, что вулкан на самом деле искусственный, а внутри полости и там вообще подземный город...

- Хотелось бы обнаружить.

- Андрей Владимирович, последний вопрос. Понимаю, что вы можете на него и не ответить, но я вам его должен задать. Вы не пробовали пригласить в экспедицию японских специалистов или запросить какие-то японские документы?

- Нет. Это настолько болезненная тема... В атташат пробовали обратиться, но там, как у нас говорят, шторка падает сразу. Так громко и с таким хрустом, что это тяжело. Так было с Южным Сахалином, так и теперь...

Читать далее...
Беседовал Сергей Агафонов, фото: Мария Герман и МО
«Коммерсантъ Огонёк», №25, стр. 12, 27 июня 2016

авиация, геополитика и территории, идеология и власть, границы, общество и население, версии и прогнозы, факты и свидетели, нравы и мораль, фото и картинки, природа и экология, исследования и опросы, регионы, интервью и репортаж, независимость и суверенитет, минобороны, япония, реки и водоёмы, природные зоны, разруха, дальний восток, силовики и спецслужбы, военные, секреты и тайны, сахалин и курилы, дороги и транспорт, ученые, современность, армия, оборона, наука, флот, климат, россия

Previous post Next post
Up