Преувеличения о крымских игиловцах, дудаевцах и прочих...

May 09, 2017 14:16

Ещё исламизм в регионах, в т.ч. в Крыму здесь и здесь

Исламисты в Крыму: один сплошной «пиар»
ИГ не представляет угрозы для Крыма / Мнения / Яна Амелина / Статья 2015 года

Тема возможного участия боевиков из числа крымских татар в событиях в Сирии на стороне запрещенной в России террористической группировки «Исламское государство», с одной стороны, привлекает большое общественное внимание, а с другой - заметно искажена пропагандой. ©Ещё мнения на РП



Яна Амелина, секретарь-координатор Кавказского геополитического клуба
Отрицать, что некоторое число выходцев из Крыма действительно примкнуло или может примкнуть к «ИГ» или другим международным структурам радикально-исламистского толка, наверное, не приходится, однако убедительных доказательств этому найти пока не удалось.
Крым, как и другие регионы РФ со значительной долей исповедующих ислам, является зоной риска. Полуостров рассматривается радикалами как одно из потенциальных направлений по распространению своей идеологии и вербовки местных мусульман. Не случайно эксперты зачастую рассматривают Крым и Кавказ - конечно, учитывая отличия и особенности обоих регионов, - как единый макрорегион, развитие событий в котором подчиняется общим тенденциям. И хотя очевидно, что пока Крым отнюдь не в центре внимания идеологов «ИГ», на распространяемых в интернете картах, отражающих устремления халифатистов, он включен в состав этого «государства».

Первые сообщения о том, что крымские татары воюют в Сирии, появились еще до воссоединения Крыма с Россией. Постепенно они стали обрастать «конкретикой». На конференции в Симферополе в ноябре прошлого [2014] года муфтий Таврического муфтията Руслан Саитвалиев заявил, что среди боевиков «ИГ» - около 500 выходцев из Крыма. «Имея большое количество боевиков, которые знают русский язык и могут внедриться в общество, часть из них могут проникнуть в Крым и найдут поддержку среди местных ваххабитов и "Хизб-ут-Тахрир", - отметил Саитвалиев. - Таким образом, Крым может превратиться в логово экстремистов всех мастей, что впоследствии приведет к развитию экстремизма и терроризма».

Полтысячи крымских татар, воюющих на стороне «ИГ», - более чем сомнительная цифра для народа, большая часть которого относится, скорее, к этническим мусульманам, чем к фанатичным исповедникам ислама (то, что речь идет не о русских или украинцах, вполне очевидно). Между тем именно она пошла гулять по интернету, пугая крымчан да и все российское общество. И это при том, что, по данным силовиков и экспертов, со всей России в «ИГ» уехало около 2 тысяч исламистов.

Среди подобных «преувеличений» - и недавние сообщения о союзе запрещенной в России украинской ультраправой организации «Правый сектор» и «ичкерийских» боевиков из так называемого батальона шейха Мансура, в составе которого якобы есть бойцы, получившие подготовку в «ИГ». В действительности этот «батальон» (по численности личного состава не дотягивающий до взвода), как и его предшественники в пиар-пространстве - участвовавшие в событиях в Донбассе на стороне Киева «батальон "Крым"», «отдельная сотня "Крым"», а также «международный миротворческий батальон добровольцев имени Джохара Дудаева» - существуют почти исключительно в виртуальном мире. Подробнее о реальной ситуации с этими «батальонами» на примере «дудаевского» фантома «Русская планета» уже писала. «Мансуровцы» в этом плане превзошли и его, практически не оставив следов даже в интернете. Однако то, что кому-то срочно понадобилось реанимировать этот «труп», безусловно, не может быть случайностью.

Командир так называемого батальона «Крым», скрывающийся под псевдонимом Иса Акаев (назвать свое настоящее имя он пообещал «после победы», то есть силового возвращения Крыма в состав Украины, так что мы, видимо, никогда его не узнаем), - действительно радикальный исламист. «Я ненавижу "руский мир" и буду бороться с ним до конца и заповедую своим детям уничтожить эту мерзость раз и навсегда», - написал он, обращаясь с этой просьбой к Аллаху, на своей странице в Facebook в День независимости России. Это было уже после того, как Акаеву, как и прочим боевикам «добровольческих батальонов», пришлось согласиться на расформирование своего подразделения и сдачу оружия украинским властям.

Последние записи на его странице выдают напряженное внимание к событиям в Сирии. Начало бомбардировок позиций «ИГ» российской авиацией вызвало у Акаева исключительно негативные эмоции - его симпатии, безусловно, находятся на стороне исламистских боевиков. Немного менее эмоциональны, но стоят на тех же позициях командир «батальона имени Дудаева» Адам Осмаев и его жена, «пресс-офицер» этого «батальона» Амина Окуева (все трое позиционируют себя как соблюдающие нейтралитет мусульмане).



Боевики «ИГ»
С этой публикой, любящей соцсети больше зоны АТО, все ясно. А вот связи проживающего ныне в Киеве бывшего лидера меджлиса крымско-татарского народа Мустафы Джемилева с подобными деятелями вызывают исключительно недоумение. Очевидно, что в общественном сознании они бросают тень на весь меджлис да и крымских татар как таковых, невольно заставляя проводить параллели между ними и «ИГ». И поскольку Джемилев не может этого не понимать, выходит, он сознательно желает зла своему народу.

Джемилев и ранее не скрывал симпатий к Джохару Дудаеву и даже лично принимал у себя в Бахчисарае детей из Чечни. Однако допуск на «свои» мероприятия исламистских радикалов - Иса Акаев выступал на киевском митинге памяти жертв депортации 1944 года, - как и собственное участие в их акциях, явно демонстрирует, что Джемилев давно перешел черту политической адекватности. В «день независимости Ичкерии» 6 сентября он участвовал в открытии стенда памяти бывшего командира «батальона имени Дудаева», «народного героя Украины Исы Мунаева, героически погибшего 1 февраля под Дебальцево, помогая украинскому народу в борьбе с российским оккупантом». Фотографии Джемилева с Осмаевым и Окуевой доказывают, что это не случайная встреча.

Дело, однако, не столько в бывшем лидере меджлиса, которого, конечно, исламистом никак не назовешь. «На данный момент немногочисленные материалы, посвященные теме «Исламского государства» на территории Крыма, являются не более чем страшилками, призванными произвести впечатление на неискушенного обывателя», - констатирует крымский политолог Виталий Соболев. Вместе с тем, отмечает он, «ряд тенденций, характерных для нынешнего состояния дел в сфере межнациональных отношений в республике, могут создать среду, благотворно влияющую на кристаллизацию экстремистских объединений, в том числе и из числа симпатиков "Исламского государства"».

Среди них - реализуемый местными властями курс на деполитизацию национального движения крымских татар путем выдавливания меджлиса (включая имеющиеся там здоровые силы) из активной политики. Параллельно далеко не самым популярным крымско-татарским политикам искусственно пытаются формировать имидж «национальных лидеров» - правда, это не очень получается. Информационная политика в крымско-татарской среде пока провальна. При этом организация, мягко говоря, с сомнительной репутацией - тесно связанная с запрещенной в России исламистской партией «Хизб ут-Тахрир» и турецкими радикал-исламистами «Альраид», активно работавшая в Крыму при Украине, - почему-то спокойно получает российскую регистрацию под красивым названием «Культурный центр "Творчество"».

Выглядит это по меньшей мере странно. «Сегодня куда более уместно вести речь не о гипотетической угрозе деятельности в Крыму "Исламского государства", а о вполне осязаемых (и в каком-то смысле поощряемых) местными властями и спецслужбами деструктивных тенденциях», - резюмирует Виталий Соболев. И если в обозримом будущем они не будут устранены, перспектива вхождения исламистов на полуостров может стать более осязаемой.

Все вышеперечисленные медиавирусы также способны внести вклад в расшатывание ситуации на полуострове. К ним можно отнести и недавнее заявление киевского политолога Тараса Березовца, убежденного, что «втягивание России в сирийский конфликт в разы повышает террористическую угрозу для нее». «Это в особенности касается Крыма, откуда РФ уже отправила военных в зону конфликта, - написал он на своей странице в Facebook. - Здесь также велик риск намеренных провокаций со стороны российских спецслужб, имеющих опыт терактов в самой России, с целью ложно обвинить крымских татар и других проукраинских активистов». Но, как говорится, не стоит выдавать желаемое за действительное.

Впрочем, если в «ИГ» действительно воюет некоторое количество уроженцев Крыма, местные аналитики не видят в этом особой проблемы. Как отмечает крымский этнополитолог Виталий Харабуга, «теоретически они могут вернуться, но здесь уже многое зависит от работы спецслужб». «Российские спецслужбы в этом плане намного активнее, чем украинские, - уверен он. - Вернуться могут отдельные люди, но не стоит преувеличивать их количество. Число крымских мусульман в рядах сирийских боевиков не такое большое, чтобы нагнетать ситуацию. При хорошем контроле нет никаких рисков». Действительно - и опыт Кавказа ясно это показывает, - силовики вполне успешно справляются с такими задачами. Так что проблема радикал-исламистов в Крыму, хотя и нуждается в постоянном мониторинге, сейчас не представляет реальной угрозы общественной безопасности.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Яна Амелина
«Русская планета», 5 октября 2015

крым и севастополь, госбезопасность и разведка, бывший ссср, шовинизм и ксенофобия, геополитика и территории, русофобия и антисоветизм, фашизм и нацизм, войны и конфликты, сепаратизм, пятая колонна, бл_восток и магриб, общество и население, мифы и мистификации, украина, нравы и мораль, ОПГ и террорг, опровержения и разоблачения, народы, противостояние, сирия, современность, исламизм и ваххабизм, информационные войны, интернет и сети, татары, терроризм и экстремизм, коллаборационизм, регионы, чечня, мнения и аналитика, россия

Previous post Next post
Up