Харьков в оккупации #2 Экономическая статистика разорения

Dec 24, 2016 14:41

Ещё о регионах Украины сегодня

Беспощадная статистика
Чем обернулся «европейский выбор» Киева для Харьковской области / Экономика / сентябрь, 2016

После государственного переворота 2014 года, как известно, было подписано Соглашение об ассоциации между Украиной и Европейским союзом, и новые киевские власти начали делать заявления и принимать решения, которые вели к разрыву экономических связей между Украиной и Российской Федерацией. ©Ещё Харьков в оккупации



Звучали обещания, что потерянные в результате взаимных санкций позиции украинских производителей в России можно будет компенсировать выходом на европейский рынок.
Однако с тех пор прошло уже более двух лет, а экономическая ситуация в стране продолжает ухудшаться стремительными темпами: уровень жизни населения и объёмы промышленного производства падают, предприятия закрываются, происходят массовые сокращения рабочих мест. Особенно на этом фоне страдают промышленно развитые регионы, прежде всего, Харьковская область.

В советские времена Харьков являлся одним из главных промышленных центров Советского Союза. Сегодня на его территории находятся крупные предприятия Украины, такие как «Турбоатом», «Завод имени Малышева», «ХТЗ имени Орджоникидзе», «Харьковский авиационный завод», «Завод ФЭД», «Хартрон» и многие другие. Для большей части из них СНГ и Россия были основными рынками сбыта продукции. Кроме того, у многих заводов были налажены тесное научно-техническое сотрудничество и кооперационные производственные связи с предприятиями России и стран СНГ, разрыв которых серьёзно сказался на их деятельности.

Влияние новой экономической и внешней политики киевских властей на экономику Харьковской области можно проанализировать на основе данных Главного управления статистики по Харьковской области.

Начиная с 2014 года объёмы экспорта товаров из области снижаются. В 2013 году было продано за рубеж продукции на 1987,3 млн долл., в 2014 году на 1821,1 млн долл., а в 2015 уже всего лишь на 1311,6 млн долл. Это связано, прежде всего, с падением объёмов экспорта в страны СНГ (прежде всего в Россию). В 2013 году в страны СНГ было продано продукции на 1316,5 млн долл., в 2014 году на 1127,3 млн долл., а в 2015 уже лишь на 660,1 млн долл. Получается, что экспорт товаров из Харьковской области в страны СНГ за три года упал в два раза.

При этом, несмотря на обещания, что украинские предприятия после подписания Соглашения об ассоциации получат упрощённый доступ на европейский рынок, объёмы экспорта товаров в страны Евросоюза также показали спад за указанный период, хотя и в меньших объёмах.
В 2013 году в страны ЕС было продано продукции на 309,7 млн долл., в 2014 на 302,1 млн долл., а в 2015 на 201,6 млн долл.

Что касается импорта товаров в Харьковскую область, то здесь также наблюдается отрицательная динамика. Общий объём импорта товаров в регион начал снижаться ещё в 2013 году. В 2012-м в область было импортировано товаров на 2741,1 млн долл., в 2013 уже на 2337,3 млн долл., а в 2015 году объём упал до 1284,9 млн долл.

Объёмы импорта в область с 2013 года упали вдвое как из стран СНГ, так и из стран Евросоюза. В 2013 году из стран СНГ было импортировано товаров на 855 млн долл., в 2014 году на 656,2 млн долл., а в 2015 на 412,9 млн долл. Что касается импорта товаров из стран Евросоюза, то в 2013 году было импортировано товаров на 658,4 млн долл., в 2014 году на 464,5 млн долл., а в 2015-м на 347,7 млн долл.

На фоне падения экспорта и импорта падает и суммарный объём торговли. Товарооборот Харьковской области начал снижаться в 2013 году и за три года упал с 4324,6 млн долл. до 2596,5 млн долл. в 2015-м. При этом объём товарооборота Харьковской области со странами СНГ упал вдвое - с 2171,5 млн долл. в 2013 году до 1073 млн долл. в 2015 году. Что касается объёма товарооборота между Харьковской областью и странами Евросоюза, то он за указанный период упал втрое - с 1689,7 млн долл. в 2013 году до 549,3 млн долл. в 2015-м.

Таким образом, в результате нынешней экономической политики предприятия Харьковской области были вынуждены разорвать кооперационные и производственные связи, понесли серьёзные экономические потери. Также они лишились возможности продавать свои товары на рынках стран СНГ (прежде всего, России). В свою очередь, компенсировать потерянные восточные рынки на Западе, как было обещано, так и не удалось.

Кроме того, следует обратить внимание на тот факт, что, даже несмотря на существующие экономические и политические барьеры, объём товарооборота (и по экспорту и по импорту) между Харьковской областью и странами СНГ выше, чем со странами Евросоюза.
Но Харьковская область несёт убытки не только из-за потери такого важного для себя рынка. Ещё с советских времён область и сам Харьков были крупнейшими транспортными центрами. Харьковский железнодорожный узел - крупнейший в стране и один из крупнейших узлов в Восточной Европе. Через Харьков ещё несколько лет назад шло большое количество пассажирских и грузовых составов, следовавших из Москвы, Санкт-Петербурга и других российских городов в южную и восточную Украину и на Кавказ. В Харькове расположено одно из крупнейших локомотивных депо в стране. После начала украинского кризиса количество поездов, проходящих через Харьков, сократилось почти на 90% (поезда российского формирования, к примеру, не ходят вовсе), и много сотрудников железнодорожной сферы попало под сокращение.

Через Харьков проходит трасса «Крым» (Москва - Симферополь), и город на протяжении более 20 лет был своего рода перевалочной базой для российских туристов, курсирующих транзитом на юг и оставлявших немало денег по маршруту следования и в городе. После того, как гражданам России значительно усложнили пересечение украинской границы, российские туристы перестали ездить через территорию Украины, и Харьков лишился поступления и этих денежных средств.

К Евро-2012 в городе был модернизирован харьковский аэропорт, который после реконструкции начал обслуживать даже международные авиарейсы, в том числе в Москву. Но с 2014 года аэропорт фактически находится в запустении, он обслуживает лишь несколько внутренних авиарейсов в день.
Ещё одним важным источником поступления денег в городской и в областной бюджет был торговый (челночный) туризм. В Харькове расположено немало рынков, в том числе рынок возле станции метро имени академика Барабашова, который является крупнейшим промышленно-вещевым рынком Украины и Восточной Европы, а также занимает 14 место в рейтинге крупнейших рынков мира. Основными оптовыми покупателями на этом рынке были, прежде всего, россияне из Белгородской, Курской и Воронежской областей. Они приезжали ежедневно большими группами (рейсовыми автобусами) и скупали большое количество товаров, тем самым оставляя немало денег в городе. После усложнения процедуры пересечения границы Украины для граждан России поток торговых туристов из России фактически обнулился, и на сегодняшний день, рынок уже балансирует на грани закрытия.

Кроме того, Харьков был очень популярным местом отдыха для жителей Белгорода и Белгородской области. Имея доходы в 2,5 раза выше, чем на Украине, каждые выходные множество белгородцев приезжало в Харьков, чтобы посетить торгово-развлекательные и культурные места (парк Горького, парк Шевченко, Харьковский дельфинарий и др.). Но после начала кризиса поток белгородских туристов, как и торговых, фактически сошел на нет, город потерял и эту статью доходов.

В полтора раза снизился поток абитуриентов с Украины и из стран СНГ в харьковские вузы. При этом поток абитуриентов из России иссяк полностью.
Очевидно, что для Харькова и области действующий экономический и внешнеполитический курс страны ведёт к серьёзным экономическим потерям. Для предприятий этого региона дальнейшее развитие возможно только в случае полного восстановления торговых, кооперационных, производственных и транспортно-логистических связей с Россией и со странами постсоветского пространства.

Максим Бороденко
специально для «Столетия», 26 сентября 2016

путешествия и туризм, бывший ссср, геополитика и территории, русофобия и антисоветизм, идеология и власть, разруха, деградация, новороссия, русский мир, фашизм и нацизм, общество и население, снг и сг, города и сёла, факты и свидетели, украина, дороги и транспорт, промышленность, современность, оккупация и интервенция, регионы, кризис, развал страны, высшая школа, европа, миграция и беженцы, экономфинбиз, торговля и рынки

Previous post Next post
Up