Сталиным опылённые / Редкие Мастера

Oct 30, 2016 22:58

Ещё о культе личности Сталина в культуре

Цветочные знамёна генералиссимуса Сталина
Сталин в живописи, архитектуре, дизайне

Выдающийся советский художник-флорист Анатолий Беляев работал так искусно, что на его гигантских портретах из живых цветов «вожди мирового пролетариата всегда выглядели бодро и свежо». ©Ещё подарки Вождю народов



«Вождю народа» портрет «вышивали» живыми цветами. Свердловск, ЦПКиО им. В.В. Маяковского, конец 1940 -х гг.
Я хочу рассказать о цветах, вернее не о них, а о том, что можно из них сделать. Речь идёт о картинах из живых цветов, которые в 1940-1960-е годы ежегодно создавались и позиционировались на разных площадках парков Москвы. Как правило это было ВДНХ и Измайловский парк. Главным художником этих живых картин был Беляев Анатолий Николаевич, родной брат моего деда. На сегодняшний момент - это не повторено никем, ни в одной стране (даже приблизительно), несмотря на развитие технологий и совсем другие возможности в этом направлении.


Портрет Сталина (18х15 метров) и совершенно вертикальные знамёна из живых цветов. Фото из журнала «Огонёк», 1951

Флористика - это вид изобразительного искусства, в котором художник вместо красок использует растительные ресурсы: цветы, листья, траву… Ещё 5 тысяч лет назад до н. э. египтяне украшали дворцы, принадлежащие членам правящих семей фараонов, композициями из цветущих растений. Уже в то время искусство по составлению гирлянд и венков из растительных материалов ценилось очень высоко, а люди, овладевшие этим искусством в совершенстве, считались художниками.

Широкое распространение флористики как вида искусства относят ко временам Древней Греции. Эллины преподносили живые цветы только в дар богам. Яркими и красочными композициями из цветов украшали алтари храмов этих жителей Олимпа. Времена правления Римской Империи являются расцветом искусства флористики. На пирах римских цезарей использовались самые причудливые цветочные аранжировки, букеты были массивными и сложными. В золотом дворце императора Нерона фиалки сыпались прямо с потолка в таком количестве, что гости задыхались от их веса.

Много веков в Японии существует ошибана - искусство создания картин из сухих (пресованых) цветов. Кстати, чисто мужское искусство. Самураи постигали путь воина, и ошибана была частью их обучения наравне с написанием иероглифов и владением мечом. Из картин мастеров ошибаны откачивали воздух, в вакууме они могли сохранять свои краски вечно. В эпоху средневекового европейского Ренессанса в моду входят ковры из живых цветов. И наконец - цветочные картины.

О советской флористике известно немного. В 40-60-х годах XX века картины из живых цветов ежегодно создавались и демонстрировались в парках Москвы - в основном на ВДНХ и в Измайловском парке. Это были цветочные портреты, которые в мельчайших деталях повторяли черты «самых дорогих советскому народу людей», точнее только двух человек - Ленина и Сталина. Единожды публике был представлен писатель Максим Горький. Время, когда создавались эти цветочные шедевры, не позволяло разнообразить персонажей.

Повторюсь, создавал эти гигантские цветочные портреты родной брат моего деда Беляев Анатолий Николаевич. В семье сохранились фотоплёнки, на которых запечатлены, к сожалению, недолговечные его творения, и журналы того времени с их фото.

Вот, к примеру, фотография из сохранившегося журнала «Огонёк» за ноябрь 1951г. Шедевр уникален тем, что всё это - портрет Сталина (18 х15 метров), и совершенно вертикальные знамёна - живые цветы. Поначалу знамёна делались с уклоном примерно в 45 градусов, поскольку цветы растут строго вертикально, и их надо было как-то поливать. Но с инспекцией приехал лично Иосиф Виссарионович и сказал как отрезал: «Великая страна не может преклонять своё знамя никогда и не перед кем». И цветы подчинились генералиссимусу. Всё пришлось срочно переделать. Хотя казалось, что это вегетативно для растений невозможно. Знамёна простояли строго вертикально потом целый месяц. Как это удалось брату моего деда - до сих пор остаётся загадкой для специалистов.

Изобретателем отечественной технологии изготовления портретов из цветов является П. И. Волынский (по данным книги «Цветоводство» Геннадия Киселева). А первая цветочная картина в Москве была создана Вано Бежани в 1911 году, на ней был изображён Лев Толстой. Первый цветочный портрет Сталина работы Бежани появился в 1934 году. Мой двоюродный дед Анатолий Беляев не был первооткрывателем технологии цветочных картин, но ему они удавались лучше, чем кому-либо другому, - ювелирно и правдиво. Всего им было создано 20 великолепных живых полотен с 5-этажный дом каждое. И ни одного нарекания от «Вождя всех времён и народов» больше не поступало.



Мастер Анатолий Беляев и его цветочный Ленин - масштаб полотна впечатляет
О масштабах живых творений Анатолия Беляева можно судить по гигантскому портрету Ленина, рядом с которым стоит художник. Кстати, над картиной вместе с ним трудились всего пять помощниц. Проблема заключалась в том, что человек, находясь вблизи картины, мог видеть только отдельные соцветия, но не портрет целиком. Контролировать процесс создания полотна приходилось только на приличном отдалении с помощью голосовых команд, усиленных жестяным рупором.

Но создать портрет - всего лишь полдела. Любые растения не могут жить без воды - и это было ещё одной сложностью. Систем капельного орошения тогда ещё не придумали, и полив производился стандартным путём - очень ранним утром, до прихода посетителей. Кроме этого, каждую ночь происходила замена умерших растений. А материалом для этого служили клумбы, которые специально разбивались в непосредственной близости от картин. Естественно, были и теплицы, и штат работников, их обслуживающих. Таким образом вожди мирового пролетариата всегда выглядели бодро и свежо. Самый страшный враг - сильный дождь (полиэтиленовой плёнки ещё не изобрели).



Процесс создания монументального цветочного портрета - команды подаются издалека через рупор
На изготовление портретов шли следующие растения: для лица - седум, мезембриантемум, или альтернантеры; для волос - альтернантера верзиколор и металлика, смесь обоих альтернантер; для седых волос - сантолина, гнафалиум; для глаз - альтернантера верзиколор, для белков - седум, для зрачков - альтернантера розеа; для одежды - альтернантера верзиколор или розеа, сантолина или оксалис, швы - из фестуки. Фон портретов делается из сантолины, мяты, седума и других растений. Вегетативно все развиваются по-разному, поэтому необходимо было знать, когда какие сеять семена, получать рассаду (по типу помидор) и достигать одновременного цветения разных растений. В строго обозначенное время высадить в прототипы сегодняшних торфяных горшочков и разместить в определённом порядке в деревянные клетки. Погибающие и неправильно развивающиеся растения менялись ночью.



Анатолий Беляев и его помощницы
Когда эпоха Сталина миновала, под руководством Анатолия Беляева на ВДНХ были созданы цветочные календарь и часы, которыми любовались миллионы посетителей долгие годы. Как же удавалось поддерживать непрерывный ход стрелок цветочных часов? Секрет был прост: специально обученная женщина каждые 5 минут переставляла горшки с цветами, обозначавшими минутную стрелку, и каждые 15 минут - часовое обозначение времени.



Цветочные часы и календарь на ВДНХ
Участвовал Беляев и в создании необычно огромных цветочных стел и ваз, которые на самом деле представляли собой вертикальные цветники и газоны. Удивительно, но это абсолютно вертикальные творения. Кто хоть раз пытался самостоятельно возделывать газон из простой травы на своём дачном участке, наверное, сможет оценить хитроумность творчества автора. Ведь газонокосилок с вертикальным взлётом не придумали и до сих пор. Неужели мастеру Беляеву удалось разгадать секрет одного из семи чудес света - висячих садов Семирамиды?

Выдающийся художник-флорист Анатолий Николаевич Беляев неоднократно представлялся к награждению Сталинской и Ленинской премиями, но ввиду того, что его творения не подпадали под категории живописи или скульптуры, государственное признание обошло его стороной… Немаловажный факт, что Анатолий Николаевич, создавая свои творения, был инвалидом. У него не было одной ноги.




Сканы бумажного варианта статьи / Кликабельно
Фото из семейного архива Беляевых
Николай Беляев
«Совершенно секретно», №8/385, 16 августа 2016

живопись, сталин и сталинизм, идеология и власть, социализм и коммунизм, биографии и личности, культура, общество и население, архитектура и дизайн, эпохи, профессии и умение, факты и свидетели, правители, нравы и мораль, техника и технологии, природа и экология, традиции, ссср, воспоминания, агитпроп и пиар, культ личности, искусство, история

Previous post Next post
Up