Ещё о
капитализме и социализме Призрак справедливости
Стоит ли прислушиваться к учению Маркса спустя 25 лет после крушения СССР
5 мая 1818 года родился человек, которого в конце ХХ века называли величайшим мыслителем второго тысячелетия. Его трудами восхищались, их подвергали самой жесткой критике и спорили с ними до хрипоты; единственное, что оказалось невозможным - игнорировать их.
©Ещё о
Марксе и марксизме Карл Маркс и Фридрих Энгельс
Речь о Карле Марксе, немецком экономисте, социологе и философе, родоначальнике диалектического материализма, авторе теорий классовой борьбы и прибавочной стоимости. Ему принадлежит самое известное и влиятельное учение об устройстве общества и о принципах его развития. И так уж вышло, что у России с Марксом оказались особые отношения.
Выпустившие призрака
За свою жизнь Маркс написал довольно много, но наибольшее влияние - и на развитие целых государств, и на судьбу отдельных граждан - оказали два его текста: «Манифест Коммунистической партии» и «Капитал».
Первый был создан в 1848 году в Брюсселе, где Маркс и его друг Фридрих Энгельс примкнули к тайному пропагандистскому обществу «Союз справедливых», созданному немецкими эмигрантами. Вскоре организация была переименована в «Союз коммунистов», и Маркс с Энгельсом стали ее официальными идеологами. Благодаря их стараниям вырвался на свободу пресловутый «призрак коммунизма», который из Лондона, где был опубликован «Манифест», побрел по Европе, а оттуда перебрался в Россию, где, что и говорить, натворил дел. Великих и ужасных.
Пламенные идеи Маркса и Энгельса о социальном равенстве, об общей собственности на средства производства, о «праве каждого на чужое имущество» оказались столь заманчивы, что вскружили голову миллионам. И эти миллионы самозабвенно ринулись уничтожать частную собственность, воплощать в жизнь лозунг «От каждого - по способностям, каждому - по потребностям» и вырывать управление предприятиями и целыми производственными отраслями из рук «отдельных, конкурирующих друг с другом индивидуумов», дабы передать его в мозолистые руки пролетариата.
Это все колхозное, это все мое…
Довольно быстро, однако, выяснилось, что механизм «Власть - советам, фабрики - рабочим» действует совсем не так, как ожидалось. Работягам, понимающим толк в производственных процессах, но понятия не имеющим о тонкостях планирования, как оказалось, не обойтись без грамотных управленцев, которые занимались бы стратегией развития предприятия; без бухгалтеров, умеющих считать и прогнозировать расходы и прибыль; без толковых специалистов по реализации продукции (выражаясь современным языком, менеджеров по продажам). Классовая борьба - хорошая вещь, но лишь на время отстаивания своих прав и дележа полномочий. А дальше, как только права и собственность оказываются в «руках народа», все происходит, как в старой сказке про дракона.
Теория марксизма действительно сильно отличалась от практики. Однако нельзя не отметить, что именно благодаря коммунизму, а точнее, стремлению к нему наша страна совершила стадиальный скачок в развитии. Стремительная индустриализация, освоение системы многолетнего планирования, механизмов перераспределения производственных сил позволили Советскому Союзу победить в тяжелейшей войне, затем отстроить разрушенную инфраструктуру, развить многие отрасли до такого уровня, который и сейчас, десятилетия спустя, остается недостижимым для многих государств. Безусловно, издержки были велики. Но исторический процесс - вообще такая штука, которая, увы, без издержек не обходится.
За 170 лет идеи Маркса и Энгельса претерпели множество изменений. Первое в мире государство, построенное марксистами, сошло с исторической арены четверть века назад. Тем не менее коммунистическая идеология жива и по-прежнему влияет на умы, хотя и не в таких масштабах, как раньше. Ее положения входят в программы многих политических партий: и непосредственно коммунистов, и социалистов, и социал-демократов… Так что политически марксизм однозначно остается частью реальности, с которой приходится считаться.
И вновь понятен «Капитал»…
Сам Маркс, однако, наибольшее количество времени и сил посвятил не политике, а работе над экономической теорией. Материал для своей книги «Капитал. Критика политической экономии» он начал собирать в 50-е годы XIX века, а в 1867-м вышел в свет первый том монументального труда. Работа над второй, третьей и четвертой частями заняла еще 16 лет, но их издания автор так и не дождался. В 1883 году Маркс скончался, и работу над «Капиталом» завершали сначала Энгельс, а затем немецкий экономист Карл Каутский.
Карл Каутский
«Учение Маркса всесильно, потому что оно верно», - заявлял в присущей ему пафосной манере Ленин. И, как бы ни хотелось поспорить с его утверждением, пока это действительно так. За прошедшие 150 лет человек не перестал быть «продуктом производственной деятельности и совокупности общественных отношений», как об этом говорил Маркс. Наоборот, люди лишь сильней увязли в сетях капитализма. Одна идеология потребления чего стоит! Механизмы воспроизводства капитала, перераспределения прибавочного продукта, могущество элит - никуда не делись; процессы образования прибавочной стоимости и заработной платы, описанные Марксом, остались прежними. Разве что условия эксплуатации, «продажи» людьми своих умений стали более щадящими во многих странах, включая Россию. На смену 12-часовому рабочему дню пришел восьмичасовой, работодатели и трудящиеся постепенно выработали список обязательных социальных гарантий. Но в остальном законы функционирования и развития социально-экономических отношений практически не изменились.
Справедливость как мерило всех вещей
«Единственная возможность преодолеть марксизм, сделав его неактуальным, - это преодолеть капитализм как таковой, сделав неактуальной саму систему», - заявил по этому поводу Жан-Поль Сартр.
К слову, вероятность того, что капитализм действительно себя изживет и уступит место более прогрессивной системе, весьма велика. Во всяком случае, так полагал сам Маркс: он называл капитализм преходящим этапом истории, предрекая, что рано или поздно его доконают внутренние противоречия.
***
Величайшая заслуга автора «Капитала», пожалуй, заключается в донесении до человечества мысли о том, что экономика может и должна быть справедливой. О том, что править балом и задавать вектор экономического движения должна не безжалостная «невидимая рука рынка», а стремление учесть и обеспечить интересы всех основных групп общества. В этом отношении самым что ни на есть «марксистским» является понятие социальной ответственности, на наших глазах
уходящее из России.
Перед российскими властями сейчас стоит очень простой выбор. Если они не способны перечитать «Капитал», им зачитают «Манифест».
Виктория Фоменко
«Русская планета», 5 мая 2016