Социология постсоветской Киргизии / окончание

Jul 16, 2016 16:58

Начало

Единственный музей, не являющийся сам по себе советским наследием (вместе со стенами, скульптурами и экспозицией) и рисующий отрицательный образ СССР,- "Ата-Бейит" ("могила отцов"). За колючей проволокой размещены фотографии представителей расстрелянной киргизской интеллигенции - 137 человек, в 1991 году перезахороненных с почестями из братской могилы на кирпичном заводе. В 2008 году у мемориала был погребен Чингиз Айтматов (его репрессированный отец похоронен здесь же). Чуть ниже могилы киргизского писателя расположены одинаковые надгробия с молодыми лицами участников революции против президента Бакиева, отдавшего приказ о применении оружия, объединенные датой смерти - апрель 2010 года. Бронзовые барельефы на мемориале уникальны для постсоветской Киргизии. На них советские силовики изображены угнетающими работающих киргизов, разлучающими семьи, конвоирующими заключенных. Как и в казахстанском комплексе АЛЖИР, в "Ата-Бейите" есть надпись о том, что музей жертв репрессий 1930-х годов создан по инициативе президента. Алмазбек Атамбаев продолжает это начинание Аскара Акаева. Согласно одному из указов 2015 года, "Ата-Бейит" должен получить новые скульптурные композиции, "посвященные становлению киргизской государственности", а также стать местом "захоронения останков неизвестного соотечественника, погибшего в ходе трагических событий 1916 года".



Фото: Vladimir PirogovИсторики нашли первое упоминание о киргизах в китайских источниках, датированных 201 годом до н. э. (на фото - памятник Манасу, главному герою крупнейшего киргизского эпоса)

Оценки репрессированных сталинским режимом расходятся. Президент Кыргызского общества истории, академик Тынчтыкбек Чоротегин утверждает, что открытие архивов КГБ по сталинским репрессиям почти застопорилось, хотя есть защищенные диссертации на эту тему. Директор Института истории НАН Акылбек Джуманалиев говорит о 14-15 тыс. репрессированных, музейщики "Ата-Бейита" - о 20 тыс., школьный учебник Асанкакова "История Кыргызстана с древнейших времен до наших дней" - о "свыше 40 тыс. человек, в то время как численность населения составляла 1,4 млн". Объемы репрессий в Киргизии были далеки от российских. Здесь не было и голода тех же масштабов, что в Поволжье, Украине или Казахстане в 1930-е годы. Именно поэтому национальный нарратив современной Киргизии не включает откровенно антисоветские образы по типу голодомора или ашаршалыка.

Советское символическое наследие в Киргизии сложно не найти. Торец здания Национального банка в Бишкеке украшает не просто герб Советского Союза, но еще и надпись "Госбанк СССР". На улицах столицы, в зданиях НАН и университетов установлены стенды с портретами ветеранов Великой Отечественной. Роспись потолка здания главного вокзала - герб Киргизской ССР в обрамлении национального орнамента, на барельефах - орден Отечественной войны. На священную ошскую гору Сулайман-Тоо, являющуюся объектом культурного наследия ЮНЕСКО, водят экскурсии старшеклассниц в белых блузках и красных галстуках на шее (школьники носят галстуки и других цветов). Вечный огонь на мемориале "Афган" в Оше сделан в форме красной звезды. Рядом стоит БТР-70 - участник войны 1979-1989 годов. На одних зданиях герб суверенной Республики Кыргызстан появился сам по себе, на других он был вмонтирован внутрь обрамления из колосьев от советского символа, на третьих - просто приделан поверх него. В 2011 году перед юбилеем бывшей панфиловской дивизии ее восстановили вновь как 8-ю, сохранив в официальном названии упоминания об ордене Ленина, Красном знамени и герое СССР Иване Панфилове.

Форма кадетов, пограничников и сотрудников ППС милиции почти не отличается от аналогичных советских и ранних российских вариантов. Визуально новая форма, переход на которую всего личного состава должен состояться до середины 2016 года, от российской отличается тоже несильно. Солдаты-срочники вне столицы носят то же, что и в России. Когда отдельных частей комплекта не хватает, советское наследство спасает в прямом смысле. Десантники, расквартированные возле "Ата-Бейита", носят советские армейские ремни. С до блеска начищенной бляхи сияет звезда с серпом и молотом в центре. По Бишкеку старшие и высшие офицеры ходят в новой светло-бежевой форме. Кокарда на парадной фуражке осталась похожей на советскую: золотая звезда находится в центре красного овала, обрамленного листьями из золотистых нитей (на шевронах ВС - красная звезда). Очевидно выделяется более высокая тулья, на которой размещена эмблема - различные вариации герба государства. Привычные звезды на погонах офицеров дополняются вензельками. Как и в Казахстане, на обоих лацканах размещены латинские литеры, только вместо KZ - KG.

Многоугольник памятников в центре Бишкека отражает отношение к истории последних веков. С центральной площади Ала-Тоо памятник Ленину перенесли за исторический музей. Его заменил выросший на четыре метра по сравнению с вождем памятник "киргизскому Илье Муромцу" Манасу, воздвигнутый в день 20-летия независимости (еще один памятник Манасу был поставлен перед филармонией в 1981 году). Никакого ощущения заднего двора для размещения вождя не возникает: памятник стоит в сквере между огромным зданием музея и главным входом в здание правительства. После апрельского дня рождения перед Владимиром Ильичом лежат цветы, он смотрит на стенды с выцветшими изображениями орденов Октябрьской революции, Красного знамени, Отечественной войны двух степеней и самого себя. Чуть поодаль в сквере стоит облицованная плиткой проржавевшая стела с человекоподобными существами из бетона, висящими над землей. "Монумент дружбы" - памятник "добровольному вхождению Киргизии в состав России", поставленный в 1963 году. На территории вокруг него молодежь играет во фрисби, на газоне валяются бумажки, неприятная для киргизов надпись "Киргизия" никого не волнует (в стране принято произносить "кыргызы" и "Кыргызстан").

Сразу за Белым домом, в котором размещаются президент, его администрация и парламент, находится парк Панфилова. Про сияющий золотой краской памятник многие собеседники "Власти" с гордостью говорили: "Это первый памятник во всем СССР на тему Великой Отечественной войны. Он был поставлен в 1942 году". В столице и Оше стоят памятники Феликсу Дзержинскому. Приезжающих на вокзал в Бишкеке встречает конная статуя Михаила Фрунзе. Аллея основателей киргизского государства завершается сидящими Марксом и Энгельсом. Открывает аллею сооруженный накануне Дня независимости в 2014 году памятник де-факто первому руководителю советской Киргизии Иманалы Айдарбекову. Он держит в руках лист, на котором написано "Конституция Кара-Кыргызской автономной области 1925 года". По бокам от скульптуры Айдарбекова - бюсты руководителей советской Киргизии: Исхака Раззакова, Ахматбека Суюмбаева, Султана Ибраимова и прочих. Они появились здесь во второй половине 1990-х годов. В Оше перед входом в одноименный сквер стоит ростовой памятник Раззакову, в ста метрах позади него из-под красно-желтой краски национального флага поверх бетонной глыбы проглядывают плохо замазанный профиль Владимира Ильича и надпись "Слава КПСС!". Прямо напротив Манаса на бишкекской площади Ала-Тоо стоит памятник Чингизу Айтматову, если пройти чуть дальше по проспекту Чуй, можно увидеть монументальную композицию, посвященную борцам революции. В обоих главных городах страны есть мемориалы, посвященные воинам-интернационалистам, памятники "южной царице", сначала сражавшейся с царизмом, но потом способствовавшей присоединению Киргизии к империи Курманжан-датки, и несколько десятков различных вариантов Манаса. Рядом с надписью "Никто не забыт, ничто не забыто" на мемориале в Оше фотографируется подъехавшая свадьба. На гранитных платах с советской символикой выведенные белой краской признания в любви в школьном стиле "А+К=Л".

История со сносом советских памятников обошла Киргизию стороной. "Мы, наверное, единственная страна, где ни один памятник Владимиру Ильичу не свалили",- с гордостью отмечает директор музея Фрунзе Бакыт Бакчиев. Типичный центр крупного поселка всегда имеет доминанту в виде двухэтажного дома культуры или молодежи с колоннами и классическим треугольным портиком, на котором красуется герб либо Киргизской ССР, либо Киргизии. Перед ним стоит обязательно подновленный белой или серебристой краской памятник Ленину. Название улиц Советская, Октябрьская, Мира, Интернациональная, Пионерская и Пролетарская можно ставить в любом порядке: в большинстве селений на дороге от Бишкека до Оша одна из них является главной, другие с ней пересекаются. Есть места, где сначала за окном проносится указатель "улица Крупской", а сразу после него - памятник ее супругу.

Декан истфака Ошского госуниверситета Сыдык Смадияров назначает встречу у памятника Ленину на центральной площади города. В этот день он участвует в закладке камня в основание нового кампуса Института Конфуция, "на который китайцы дали $800 тыс. Кампус будет в несколько этажей, включая спортзал, помещения для студентов и преподавателей, кафе и смотровую площадку". Стоя возле огромного памятника, Смадияров, смеясь, рассказывает о специфике местных переименований: улицу Свердлова переименовали в Ленина, а параллельную Ленина сделали Курманжан-датка - памятник "южной царице" едва не сменил статую Владимира Ильича перед обладминистрацией. "Некоторые молодые историки хотят снести Ленина, дескать, он мешает, когда на площади проходит намаз, но я сказал своим ученикам, что так нельзя, ибо Ленин очень много сделал для кыргызского народа",- объясняет он.

Директор Института истории и культурного наследия НАН Акылбек Джуманалиев говорит, что Октябрьская революция открыла киргизам "дорогу в новый цивилизационный мир советского типа. В социальном, экономическом, политическом смысле кыргызы были действительно отсталыми для того времени. Господствовало натуральное хозяйство. Сплошь безграмотное население за 20 лет советской власти явным образом повысило свой культурный уровень".

Из Оша с академиками заочно спорит Сыдык Смадияров: "Принципиален вопрос об "отсталых" кыргызах, которые стали грамотными якобы только после прихода Советов. До советского периода наши литераторы писали на арабской графике и выпускали книги в Казани и Уфе, хотя в 1924 году действительно был создан национальный алфавит, а наш огромный эпос "Манас" был полностью записан впервые именно в СССР". Академик НАН Тынчтыкбек Чоротегин соглашается с ошским историком: "В советском Кыргызстане были заменены алфавиты - с арабского на латиницу в 1927 году, и с латиницы на кириллицу в 1940-м. Старшим поколениям отказывалось в использовании уже изученного ими алфавита. Обе мои бабушки умели писать арабской вязью, но официально считались безграмотными, так как не владели кириллицей".

Профессор Виталий Панков описывает поколенческий разрыв в историческом сообществе: "Научную элиту составляют люди пожилого возраста - апологеты СССР. Любая кривая ухмылка в адрес Советского Союза рассматривается как личное оскорбление. Чуть меньше людей, которых можно очень примитивно назвать националистами: они заточены на изучение древней киргизской цивилизации. Третья группа представлена молодыми продвинутыми людьми, ищущими источники дохода в среде наших многочисленных НКО. Эти ребята очень сильно либо проамериканские, либо пророссийские - зависит от того, в какой проект они идут. Здесь зарплаты преподавателей такие, что люди готовы браться за любую работу".

Начальник департамента сравнительной политологии АУЦА Медет Тюлегенов, историк по первому образованию, вспоминает, что на истфаке в последние годы перестройки начались дискуссии: вхождение Киргизии в состав России - это завоевание или что-то другое: "В итоге решили, что юг завоевали, а север добровольно присоединился". Школьные учебники истории эту позицию подтверждают. По вопросу возникновения киргизской государственности у власти и профессионального сообщества консенсус отсутствует, но противоречия не являются поводом для конфликтов. Из всех собеседников "Власти" только Акылбек Джуманалиев из Института истории НАН и Виталий Панков из Славянского университета утвердительно ответили на вопрос "можно ли считать, что именно большевики дали киргизам государство?", назвав Кара-Киргизскую АО "первой формой киргизской государственности". Остальные уточняли и отвечали с оговорками. Бакыт Бакчиев из музея Фрунзе считает, что "для кыргызского народа большевики создали именно советскую государственность, хотя кыргызское государство существовало еще в IX веке". Косвенно с ним спорит Эмиль Джураев из АУЦА: "По отношению к доимперским формам существования киргизов вспоминают великий киргизский каганат - аналог Киевской Руси для славян. Кокандское ханство тоже можно считать одной из форм киргизского государства, но полноценную государственность мы обрели в советский период". Коллега Джураева по университетскому департаменту Медет Тюлегенов объясняет разные волны исторической политики переменами в главном кресле страны: "Из четырех президентов историю любили два. Аскар Акаев развивал истории про тысячелетие "Манаса" и 2200 лет государственности. Алмазбек Атамбаев делает заявления за рубежом, рассказывая об общности тюрков и славян и об этногенезе киргизов, вышедших из Сибири. Курманбек Бакиев историей не интересовался. Сейчас серьезной бюрократической политики в отношении истории нет, но президент пытается сохранить неформальную монополию на формулировку идеологии. Как минимум созданы три совета: по религии и межэтническим отношениям, по истории и по образованию". Сыдык Смадияров из Ошского университета делится последними историографическими новостями: "Сначала мы говорили лишь о кыргызском этносе, опираясь на одну дату в трактате "Ши цзы" ("Исторические записки"), где есть абзац с упоминанием киргизов. И 2200 лет - это, конечно, легендарная дата. Но китайские коллеги нашли в том же абзаце слово "сановники", что позволяет говорить о наличии государственных институтов. Но современная государственность, равно как и территория с границами, конечно, создана Советским Союзом". В школьном учебнике Осмонова "История Кыргызстана" два параграфа посвящены "Кыргызскому великодержавию" в древности и "Кыргызстану на пути к государственности". Краткий курс лекций "Истории Отечества" Владимира Плоских сообщает студентам вузов, что "в результате реализации национальной программы большевиков кыргызский народ в 1924 году, после почти тысячелетнего периода, вновь обрел свою государственность". Наконец, в президентском указе о столетии восстания 1916 года закреплена официальная точка зрения: становление советской власти названо периодом "возрождения кыргызской государственности". Георгий Мамедов видит причину академического разноголосья в отсутствии "целостного идеологического дискурса и монопольного субъекта, который производил бы смыслы о тысячелетней истории народа,- мы не похожи на Казахстан и Россию. В отношении исторических вопросов здесь открытая дискуссия, а тема советского не является настолько болезненной, как в других странах".

Современный киргизский режим напоминает демократию по уровню свобод и партийной конкуренции, но никак не по степени эффективности институтов, открытости процедур или верховенству права. С учетом отсутствия монопольного субъекта, определяющего и проводящего идеологию, роль которого в других странах постсоветского пространства играет аппарат президента и государственные СМИ, национальное строительство не имеет "руководящей и направляющей силы". Соперничество северян и южан, история конфликтов с узбеками, экономическая и транспортная разделенность Севера и Юга, объективно порожденная географией, мешают строить единое политическое сообщество. Просоветский постсоветский нарратив в этих условиях является фрагментарным, несмотря на старания власти не ссориться с Россией и находить корни государственности не только в древности и Средневековье, но и говорить о ее советском возрождении. Киргизия не переписывает историю, стараясь вписать и славу, и трагедии СССР в собственную национальную память. Но происходит это скорее по инерции.

Алексей Токарев
«Коммерсантъ Власть», №16, стр.9, №24, стр. 28, 25 апреля - 20 июня 2016

сталин и сталинизм, родина и патриотизм, геополитика и территории, идеология и власть, русский мир, поколения, серии, общество и население, снг и сг, эпохи, факты и свидетели, память, нравы и мораль, наследие, национализм, исследования и опросы, демократия, репрессии и цензура, независимость и суверенитет, средняя азия, мнения и аналитика, страны и столицы, евразия, национальная идея, бывший ссср, русофобия и антисоветизм, культура, союзники, памятники и достопримечательности, правители, народ и элиты, народы, еаэс, реформы и модернизация, киргизия, современность, российская империя, дискуссии, ссср, символы, 20-й век, история, россия

Previous post
Up