Ещё из
конспирологии православия Марш несогласных
Часть иерархов православных церквей отказалась подписать экуменический документ Всеправославного собора
Иерархи целого ряда Православных церквей, которые присутствовали на Критском соборе в июне 2016 года, отказались подписывать документ «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» - об этом сообщают греческие сайты Romfea и Pentapostagma.
©Ещё в
Геополитике и конспирологии ВВС Фото: Kostas Metaxas
Собор завершился 26 июня, но известно об этом стало только на днях.
Среди «отказников» греческие СМИ называют пять епископов Кипрской православной церкви - Неофита Морфского, Афанасия Лимассольского, Епифания Лидрского, Порфирия Неапольского и Николая Амафунтского. Кроме них, документ, вызывавший наибольшее количество споров у православной полноты и названный «еретическим» и «лукавым» старцами Афона, не подписали, по данным греческих журналистов, представитель Элладской православной церкви митрополит Навпактский Иерофей и епископ Бачский из Сербской церкви Ириней.
Из перечисленных выше лиц пока только митрополит Морфский Неофит подтвердил свой отказ подписать соборный документ. Текст его письма участникам Всеправославного собора, где он перечисляет причины отказа, опубликовал сайт Romfea. Остальные названные в материалах иерархи не стали опровергать или подтверждать информацию журналистов.
«Документы такого собрания, как было на Крите, требуют доктринальной ясности и четкого выражения позиции в отношении инославных христиан. Итоговый же текст документа, вместо того чтобы внести эту ясность, страдает преднамеренной богословской двусмысленностью, - приводят текст письма Неофита Морфского греческие журналисты. - Вне Церкви нет спасения - эта истина известна всем православным христианам, однако документ Собора молчит об этом. Между тем прямая обязанность пастырей по отношению к своей пастве - убрать все неточности формулировок вопроса по инославию».
В своем письме Кипрский митрополит приводит слова святых афонских старцев Паисия Святогорца и Порфирия Кавсокаливита о Православной церкви как единственной хранительнице полноты истины. Кроме этого, владыка Неофит отсылает к письмам старца Софрония (Сахарова), биографа святого Силуана Афонского, и приводит подробную цитату из них.
«В настоящее время значительная часть христианского мира склоняется к принятию одной из опаснейших ересей, которая состоит в том, что якобы нет в настоящее время ни одной Церкви, которая в полноте сохранила истину учения Христова. Что многие из Церквей, именуемых Христовыми, имеют равную благодать, и потому должно произойти их соединение на какой-то общей всем программе. Это мнение перешло от протестантов, - писал старец Софроний еще в 1932 году. - Для того только уклонился в эту беседу, чтобы сказать - чтобы Вы не прельстились этим всем, но твердо в сердце и уме убеждены были в том, что существует на земле та одна единая истинная Церковь, которую основал Господь, что Церковь эта хранит неповрежденным учение Христово. Выраженное на Вселенских соборах в окончательной форме учение Церкви не может быть подвергнуто никаким изменениям… Так же и в отношении благодати; полноту благодати может иметь только одна - единая Церковь, все же другие имеют благодать за веру во Христа, но не в полноте. Все это истина. Если кто отойдет от этой веры, тот не устоит».
Умалчивая о том, что говорили о синкретической ереси (экуменизме) святые отцы, не указывая это в своем тексте прямо, документ Критского собора в итоге имеет расхождения с православным учением, заключает Морфский митрополит.
Документ «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» вызвал наибольшую критику у иерархов Поместных церквей. Против него еще до созыва Собора высказались в Элладской, Болгарской, Кипрской, Русской церквях. Грузинская церковь отвергла его решением своего Синода. А Священный Кинот Афона (куда входят представители всех 20 святогорских обителей) призвал исправить формулировки документа - в первую очередь те, где инославные сообщества называются Церквями, а также те, где говорится о поиске утраченного единства христиан. Святоотеческое предание говорит, что единство возможно только через покаяние отпавших от истины - о чем документ тоже не упоминал.
В итоге на Соборе в спорный документ внесли лишь косметические поправки. Изменили 6-й параграф, и теперь в конечном его виде Православная церковь признает не «историческое существование других христианских Церквей», а «историческое наименование… инославных христианских церквей и конфессий». То есть, раз они сами назвали себя Церквями, мы это их самоназвание принимаем, хотя сами можем с ним не соглашаться, - такова логика документа.
Формулировку о «поиске утраченного единства христиан» оставили неизменной - как и параграфы об участии во Всемирном совете церквей. Он по-прежнему называется «одним из главных органов экуменического движения», а не сомнительной организацией, где над православным епископатом доминируют протестантские епископы-геи.
Интересно, что принятие этого, несомненно, самого важного документа проходило на Соборе в обстановке предельной закрытости. О его обсуждении отцы Собора говорили на пресс-брифингах весьма скупо, дополнительных комментариев не последовало. Спустя два дня после обсуждения итоговый текст появился на сайте Собора. Голосование происходило по принципу «одна Церковь - один голос» - отказавшиеся подписать документ иерархи оказались в меньшинстве внутри своих церквей, поэтому их голоса хотя и были показательными, но не повлияли на ход дела.
На Соборе отсутствовали четыре из десяти Поместных церквей - Русская, Болгарская, Грузинская и Антиохийская. Несмотря на это, Константинопольский патриархат продолжает утверждать, что соборные решения обязательны для всех Церквей. Официально свою позицию по отношению к деяниям Критского собора Русская православная церковь намерена объявить на следующем заседании Священного Синода, которое ориентировочно состоится в июле.
Михаил Боков
«Русская планета», 30 июня 2016