Ещё о
России и соотечественниках и
современном Русском мире ФМС: лед тронулся…
Что стоит за последними решениями по миграционной службе / Взгляд
Опубликование в апреле 2016 года указа президента России о расформировании Федеральной миграционной службы нельзя назвать неожиданным. Информация о ее возможном роспуске циркулировала уже давно - тучи над ней стали сгущаться еще в 2015 году.
©По теме:
Враждебна ли Россия к русским? Но критической массы ситуация достигла именно сейчас. Этому в немалой степени поспособствовало и задержание сотрудников центрального аппарата миграционной службы.
Начнем с того, что это ведомство было создано в контексте стремлений уподобить российскую систему управления заокеанской. В начале нулевых один из чиновников даже хвастался успехами на этом поприще, говоря, что количество наших ведомств совпадает с аналогичными показателями наших геополитических друзей. Но там, помимо министерств, есть еще и такое эффективное ведомство, как Федеральная иммиграционная служба, крутой нрав которой определенная категория людей ощутила на собственной шкуре при попытках осесть за океаном.
Для придания большей эффективности новой структуре ее руководителями стали назначать значимых фигур из госбезопасности с солидным послужным списком. Делалось это, по-видимому, исходя из советского, по большому счету положительного опыта негласного подчинения системы ОВИРов системе КГБ СССР. Но на практике оказалось, что тоненькая нить между миграционщиками и спецслужбами часто обрывалась, а выдвиженцы спецслужб успешно переваривались новой системой. Все бы хорошо, но наш аналог стал с первых же дней своего существования сталкиваться со специфическими трудностями.
Миной мгновенного действия оказалось отсутствие каких-либо эффективных инструментов деятельности. Фактически вся работа сводилась к проверке документов граждан, при этом наиглавнейшим критерием было гражданство на день 6 февраля 1992 года.
И не дай Бог, если оказывалось, что на эту дату он был прописан не в Российской Федерации или находился в самой большой советской республике лишь как студент либо слушатель академии. Начинались мытарства, сравнимые с кругами ада. Основные удостоверения личности стали у людей изыматься, как «необоснованно выданные». А иногда сотрудникам ФМС и выданные в середине 90-х вкладыши о российском гражданстве казались «подозрительными». Даже если документы и не вызывали сомнений, в ход шла коронная фраза: «Вы могли воспользоваться своим правом в Узбекистане/Украине». Странно, разве чиновникам, от которых зависела судьба многих миллионов, не было известно, что в этих странах на ранних этапах штамп о гражданстве проставлялся непосредственно в советский паспорт? Но что больше всего поражает, так это то, что за все годы так и не была создана единая информационная база - те, кто стал российским гражданином, получив заветную книжицу в посольстве, вынужден был ждать ответа на запрос о его наличии в течение долгих месяцев, а то и лет. Но ведь оцифровали же мы огромный массив документов о погибших в Великой Отечественной, хоть там и объемы в разы больше. Можно же было хотя бы постараться сделать это и в отношении документов о гражданстве.
Наиболее нелепые казусы подобного рода выпадали на долю тех, кто числился госслужащим. Иногда сотрудники всеми уважаемых служб и даже внешнеполитического ведомства вынуждены были оправдываться, словно последние жулики, перед наделенными полномочиями сотрудниками ФМС. И, хотя в большинстве своем такие инциденты заканчивалось благополучно, миграционщики все равно рассматривали подобного рода случаи в качестве примеров своей удачной работы.
При этом сами «паспортисты» негласно признавались, что они весьма уязвимы с юридической точки зрения и без особой опаски предлагали обращаться в судебные инстанции. Располагающие необходимыми связями и суммами так и поступали и в большинстве случаев добивались поставленной цели, а те, кому повезло меньше, вынуждены были поступиться частью своих прав, а заодно и пенсионных накоплений, оставшись на несколько лет до переоформления документов «временно лицами без гражданства». Были и такие, кому повезло намного меньше - в числе невъездных в Россию стали фигурировать, помимо китайских и арабских, еще и фамилии, заканчивающиеся на -ов.
Вся эта процедура, как утверждают специалисты, скопирована с израильской практики проверки наличия гражданства. Однако сделано это было, мягко говоря, кривовато: если на земле обетованной могли лишить паспорта с шестиконечной звездой за то, что человек на поверку не являлся евреем, то в нашем случае, неважно, какой ты был национальности, главное прописка с заветной датой. Фактически вся деятельность миграционщиков сводилась к подобной бумажной волоките и не слишком частым рейдам в целях выявления незаконных мигрантов. Но организовать последние мероприятия было порой нелегко - требовалось межведомственное согласование, на которое в МВД шли далеко не всегда.
Зато на другом полюсе очутились многие из тех, кто фактически утратил всякие связи с родиной. Так, некий давний мой знакомый, будучи специалистом по одной из дальневосточных стран, в начале 1990-х, благодаря определенным (сомнительным, с точки зрения уголовного права) заслугам перед тамошними акулами бизнеса по добыванию передовых российских технологий, сумел перебраться в эту самую страну преподавать «великий и могучий». О возвращении в родные пенаты речи не шло с самого начала. Тем не менее, имея постоянную прописку по состоянию на шестое февраля 1992 года, этот деятель без всяких проблем прошел через сито обмена паспортов в начале двухтысячных. В данный момент преспокойно и относительно безбедно существуя за рубежом с нашей пропиской, он не устает пописывать многочисленные «творения», густо сдобренные антироссийской приправой.
Под стать ему целое сонмище специалистов в различных научных отраслях, которые самозабвенно трудятся в том же, например, «Самсунге» или других крупных корпорациях. Они все еще остаются нашими гражданами, со всеми привилегиями.
Возвращаться обратно в Россию, чтобы получать пенсию здесь, никто из них не изъявляет желания. Но ведь их зарплата - вполне себе достойная, даже по западным меркам, да и стран, в которых они намерены осесть - та же Канада или США готовы выплачивать им пенсию при наличии соответствующего, пусть даже не слишком большого стажа. Зачем же выжимать соки из страны, судьба которой вам безразлична? Ничего не поделаешь: презрение к бывшей родине на фоне стремления побольше урвать от нее - характерная черта этих людей.
В то же время, как и в 90-е годы, мы не готовы принять у себя миллионы русских, оказавшихся в бывших союзных республиках. Наши соотечественники, скажем, из Казахстана, предпочитают перебираться в Германию - так гораздо меньше хлопот. Их можно понять - та же Программа переселения, продвигаемая ФМС, зачастую предлагает для размещения отнюдь не самые благоустроенные места, да ещё чиновники изощряются в формализме. Так, Алексей В., уроженец одного из городов Донбасса, активный участник событий 2014 года, не взявший в руки оружие лишь потому, что «стволов» хватило далеко не для всех, перебрался в 2015 году в столицу Урала как раз в рамках вышеназванной программы. ФМС же грозится выдворить Алексея со всем его многочисленным семейством только по причине того, что уехавшая по неотложным семейным делам хозяйка съемной квартиры не может продлить ему временную прописку. Это при том, что Алексея в родном городе ждет практически неминуемая смерть от рук необандеровцев, чего он сумел избежать лишь благодаря заступничеству знакомых из местной прокуратуры.
Остаются нерешенными и ряд юридических проблем. Одна из них состоит в том, что тех же переселенцев с Украины сейчас принимают в наше гражданство уже на основании направленного ими заявления в ближайшее посольство или консульство «незалежной» об отказе от укрогражданства. Но ведь в Киеве такого рода просьбы рассматривает лишь президент, поэтому вплоть до принятия положительного решения этот человек является, согласно украинским законам, ее гражданином. Это означает, что небратья, проявив определенную смекалку, вполне могут потребовать от нас выдачи тех, кто участвовал в событиях в Донбассе, а в случае нашего отказа поставить перед мировым сообществом вопрос о том, что мы незаконно удерживаем «украинцев». И не приходится сомневаться в том, что эти вопли будут услышаны.
В общем, проблем в области миграции накопилось предостаточно, и для их решения необходим коренной пересмотр всех прежних подходов. И похоже, лед тронулся.
Андрей Лебедев
специально для «Столетия», 4 мая 2016