Ещё о
геополитике РИ в XIX веке Бухарестский мир
Нюансы
200 лет назад, 16 (28) мая 1812 года, Россия и Османская империя окончили очередную войну, подписав в Бухаресте мирный договор.
©Ещё в
«Нюансах» Дворец Великого Бана в Бухаресте
Поводом для русско-турецкой войны 1806-1812 годов стало смещение султаном Селимом III правителей Молдавии и Валахии Ипсиланти и Музури.
Эта акция, произведённая в августе 1806 года под давлением французского посланника генерала Себастияни, была грубейшим нарушением договоров между двумя империями. По ним правители Молдавии и Валахии могли назначаться и смещаться только с согласия России.
Протесты российских дипломатов Турция проигнорировала, а в сентябре закрыла Босфор и Дарданеллы для прохода любых русских судов.
В Турцию из Франции посыпались военные инструкторы, советники, специалисты по сооружению крепостей. Себастияни, подталкивая султана к войне, обещал прямую военную помощь.
Не сумев образумить турок дипломатически, Петербург ввёл войска в Молдавию и Валахию.
Афонское сражение 19 июня 1807
В 1807 году эскадра вице-адмирала Д. Сенявина разгромила турецкий флот.
Развить успех не удалось. Россия в составе антифранцузской коалиции схлестнулась с Францией. Главные силы пришлось бросить против Наполеона.
Летом 1807 года противоборство завершилось невыгодным для России Тильзитским миром. Франция и Россия обязывались совместно противостоять любой державе. Александру I пришлось присоединиться к проводившейся Наполеоном континентальной блокаде Англии. Отказ от торговли с ней был невыгоден и казне, и предпринимателям.
Александр написал матери: «Союз с Наполеоном лишь изменение способов борьбы против него».
Наполеон взял на себя посредничество в ведении переговоров между Россией и Турцией о подписании мира. Однако Бонапарт был лукавым посредником. Переговоры завершились перемирием.
Александр I
В марте 1809 года военные действия возобновились. Два года русским войскам не удавалось достичь решающего успеха.
И в ситуации надвигавшейся угрозы с Запада император вспомнил про своего «антикризисного менеджера» - 65-летнего М. И. Голенищева-Кутузова. 7 марта 1811 года он стал главнокомандующим Дунайской армией - шестым с начала войны.
Решающие события развернулись осенью. Под давлением Парижа в ночь на 9 сентября турки стали форсировать Дунай. Главная часть их войск переправлялась в 4 км выше крепости Рущук, у Слободзеи. За три дня на левый берег переправились 40 тысяч человек.
«Пусть переправляются, только перешло бы их на наш берег поболее», - произнёс взиравший на это Кутузов.
Ночью 1 октября семитысячный отряд генерал-лейтенанта Е. Маркова перешёл Дунай и обрушился на турецкие войска на правом берегу реки. Используя фактор неожиданности, наши рассеяли 20 тысяч турок, потеряв 9 человек убитыми и 40 ранеными.
«Благоразумие и быстрота генерала Маркова превосходят все похвалы», - донёс военному министру М. Барклаю-де-Толли Кутузов. Турецкие артиллерия, суда, продовольствие и боеприпасы оказались у русских.
Военная кампания
Разбив противника под Рущуком, Кутузов приступил к его разгрому на левом берегу Дуная. Окружённые и находившиеся под прицелом собственных орудий турки остались без продовольствия, дров, одежды, чистой воды. Съели лошадей, питались кореньями и травой. Турки пробирались к русским позициям, надеясь выменять продовольствие.
Кутузов писал М. Барклаю-де-Толли, что «некоторые предлагают дорогое своё оружие за несколько булок, огня разводить не имеют чем, так как сожгли все палаточные древки, все попорченные лафеты».
В турецком лагере ежедневно умирали сотни людей. Многие сдавались.
Об отношении к пленным иноверцам надо сказать особо. Во время русско-турецкой войны 1806-1812 годов наше командование указывало подчинённым на «ласковое обхождение» с пленными. Их обеспечивали одеждой и денежным довольствием.
Барклай-де-Толли напомнил Кутузову о необходимости снабжать турок «исправной и приличной» одеждой и обувью, следить, чтобы они не имели нужды в пище и чтобы «никакой им обиды и притеснения не было» и оказывалась «всякая возможная помощь и ласковое обхождение»…
В октябре 1811 года султан Махмуд II был вынужден пойти на мирные переговоры. Такой поворот обеспокоил Францию. Её посол Латур-Мобур стал уговаривать султана продолжить войну, намекая на скорое вторжение Наполеона в Россию. Турции сулили Дунайские княжества, Крым и Закавказье.
Манёвры французских дипломатов не таили загадки для Кутузова. Ему пригодился дипломатический опыт, накопленный в екатерининские времена. Будучи послом России в Турции, Кутузов понял стратегию держав Запада, направленную на разжигание русско-турецкого конфликта.
Одним из способов было распространение слухов, что Турция готовится напасть на Россию либо Россия на Турцию. Сея семена взаимного недоверия между Россией и Турцией, Лондон и Париж подталкивали их к очередной войне.
На этот раз «чёрный пиар» помог России. Откуда-то появился слух, что Россия и Франция готовятся заключить союз против Турции. А так как с момента подписания Тильзитского мира не прошло и пяти лет, такая перспектива выглядела реальной.
Перепуганный султан, проигнорировав щедрые посулы Парижа, созвал чрезвычайный совет. Взвесив все «за» и «против», 50 из 54 его участников высказались за мир с Россией.
По условиям Бухарестского мира русско-турецкая граница прошла по Пруту до его соединения с Дунаем. К России отошли Бессарабия с крепостями Хотин, Бандеры, Аккерман, Килия и Измаил, а также участок Черноморского побережья с городом Сухум.
Россия получила морские базы на Кавказе и право торгового судоходства по всему течению Дуная.
М. И. Кутузов
Для народов Молдавии и Валахии Кутузов добился сохранения привилегий, установленных Ясским мирным договором 1791 года.
Договор подтвердил право России покровительствовать православным подданным Османской империи.
Статья 6-я предписывала Санкт-Петербургу возвратить Турции все пункты на Кавказе, «оружием… завоёванные». Это явилось основанием для возвращения взятых с бою Анапы, Поти, Ахалкалаки - и одновременно поводом для удержания Сухума.
Султан обязался не выступать в союзе с Наполеоном, а также употребить «добрые услуги свои» для заключения мира между Россией и Персией, война между которыми шла с 1804 года.
Мир был заключён на выгодных для России условиях, улучшил её стратегическое положение и освободил Дунайскую армию накануне последовавшего через месяц «нашествия двунадесяти языков».
Внешнеполитическим успехом Россия обязана Кутузову, для которого 1812 год стал звёздным не только в военной карьере, но и на дипломатическом поприще.
Олег Назаров, доктор исторических наук
«Файл-РФ», 28 мая 2012