И всё же «руссо туристо» был «облико морале», хотя некоторые и предпочитали «Травиате» стриптиз...

Jul 04, 2015 03:06

Ещё о советской морали

«Поведение туристов за пределами СССР было скромным. Однако такие туристы как ...»
Российская повседневность: рутинное и парадоксальное / На примере Молотова (Перми)

Во второй половине 1950-х гг. изоляционистская позиция Советского Союза ослабла. Лидеры государства начали активно ездить за рубеж, расширялись экономические и культурные связи со странами народной демократии, социалистическими, развивающимися и даже капиталистическими странами. Одним из результатов такого развития стало оживление выездного иностранного туризма. ©



Советские граждане получили возможность побывать за «железным занавесом», где, по мнению идеологических служб, нравственность, моральные качества и даже любовь к Родине подвергались серьезным испытаниям. Поэтому целый ряд служб должен был отобрать наиболее типичных, убежденных в советских идеях и соответствующих основным положениям морального кодекса строителя коммунизма граждан.
Первым уровнем «фильтрации» выступал местком - низовая профорганизация (цеховая, данного предприятия или организации). Местком принимал заявление от претендента и давал «характеристику-рекомендацию», в которой должны были быть раскрыты «все стороны деятельности будущего туриста, его моральные качества» [1]. Естественно, «деятельность» и «качества» должны быть безупречными. Например, такие: «Товарищ С. в общественной жизни принимает самое активное участие. Избирался в члены заводского комитета комсомола, ... политически грамотен, морально устойчив, в быту скромен и дисциплинирован, среди работников пользуется авторитетом и уважением» [2].

Далее характеристика рассматривалась районным или городским комитетом КПСС. И, наконец, утверждалась - комиссией при обкоме КПСС, в состав которой входил и начальник управления КГБ [3]. Желающим побывать в капиталистических странах и Югославии уделялось особое внимание. Для них была разработана специальная анкета, а рекомендующие инстанции должны были более тщательно рассматривать «политическую зрелость, моральную устойчивость и поведение в быту» [4]. Вероятно, советских граждан, обладающих такими безупречными качествами, было немного, и, соответственно, путешественников в капстраны было на порядок меньше. Так, в 1961 г. из 761 туриста [5] из Пермской области только 107 посетили капстраны, а в 1962 г. из 459 туристов всего 12 смогли поехать в капиталистические или развивающиеся страны [6]. Кроме проверок, для будущих туристов проводились инструктивные беседы в Облсовпрофе, где «подробно разъясняли политические цели их поездки, правила и нормы поведения за границей», что можно везти за границу и из-за границы [7].

В итоге, тщательно отобранные советские граждане, в небольшом количестве попадали за границу. И тут оказывалось, что прошедшие все проверки, признанные «морально устойчивыми и политически грамотными», люди имеют очень обширные интересы и желания, не хотят ходить строем, «Травиате» предпочитают стриптиз, торгуют водкой и фотоаппаратами и покупают модные вещи.

Уже в 1956 г. бюро Молотовского обкома КПСС рассматривало вопрос о недостатках в организации туристских поездок за границу: «... установлено, что отдельные туристы в зарубежных странах увлекаются посещением ресторанов, ведут разговоры и фотографируются со случайными людьми. Ряд лиц в зарубежных странах занимались в спекулятивных целях скупкой различных вещей.... Подобное поведение дискредитирует советских туристов, порождает у зарубежных жителей превратное представление о советских людях, наносит ущерб престижу нашей страны» [8].

Каждый факт продажи или исчезновения фотоаппарата, радиоприемника тщательно фиксировался руководителем группы. Например, в Загребе у одного туриста пропал дорогой фотоаппарат «Зенит». Турист заявил о пропаже портье и руководителю группы. В итоге руководитель группы записал в отчете: «...он путается в объяснениях. Ходил один, его видели в магазине с каким-то предметом в руках». Последним доказательством не кражи, а продажи фотоаппарата для руководителя группы был следующий факт: «...без моего разрешения, как руководителя группы, хотя и в свободное время, П. вместе с X. ходили на стриптиз, несмотря на то, что билеты на стриптиз довольно дороги - от 35 до 50 динаров». Естественно, для этих туристов в отчете появлялась запись: «надо будет впредь рекомендации как туристу или в научную командировку не давать...».

Руководители групп обязаны были писать отчеты, которые поступали в пермский Облсовпроф и в Москву. Одним из пунктов отчета был - «поведение туристов». Одной из наиболее часто встречающихся была следующая характеристика - «легкомысленное поведение». Под «легкомысленным поведением» понимались самые разные поступки: «ходила в брюках», «заводила ненужные знакомства», «выражали ненужные восторги», «завела знакомство с шофером обслуживаемого автобуса», «обменивалась адресами». Еще одним распространенным замечанием было «недостойное поведение» - в основном злоупотребление спиртными напитками и хулиганство: «...излишне увлекались ресторанами», «...Ш. сумел за время пребывания в Софии пропить более 30 левов и доставил немало хлопот, особенно при его транспортировке на аэродром». В итоге в отчете могла появиться запись: «Считаю, что Б. не следует рекомендовать в туристическую поездку за границу, водку и пиво можно пить, не выезжая за пределы СССР».

Одним из самых опасных нарушений правил поведения считались одиночные прогулки. Почти в каждом отчете описываются следующие случаи: «...преподаватель ВУЗа при посещении группой художественно-исторического музея Австрии проявила беспечность, недисциплинированность - самовольно оставила группу и отсутствовала 28 минут. Свой странный поступок А. объяснила примерно так: «Я изучала произведения Тициана». Почти вся группа была возмущена поведением А., а что пережил за 28 минут руководитель группы, просто кошмар. В Будапеште, когда было предоставлено свободное время, А. вопреки совета с моей стороны пойти по городу хотя бы с кем-то вдвоем, категорически отказалась и пошла гулять опять одна... Ее реплики были: «Мы не репрессированные». Мое мнение: впредь А. ни в коем случае рекомендации о выезде за границу не представлять».

Были случаи, когда туристы оставались на Западе. Так, в 1961 г. из группы рабочих-ударников, в качестве поощрения отправленных в Италию, сбежал работник жилищно-коммунального отдела одной из шахт Кизела. Он пришел в американское посольство в Риме и попросил политического убежища. После допросов в контрразведке и пребывания в лагере беженцев бывший турист получил жилье и работу в немецком городе Золинген. Вероятно, для человека, с детства окруженного тотальным вниманием разного уровня, в том числе и социальной заботой, свобода и одиночество Запада оказались невыносимыми. Через пять месяцев заграничной жизни В. пришел в советское посольство и попросился на Родину. Газеты писали: «Добровольно променять подлинно свободную жизнь в Советской стране на жалкое существование в капиталистическом мире? Сама мысль об этом показалась бы дикой и неестественной... Но именно так и случилось. За внешней скромностью и добропорядочностью В. скрывалось отвратительное мурло обывателя, зараженного ядом частнособственнической психологии. Этот человек, исправно выполняющий свои обязанности на производстве, на самом деле презирал общественно-полезный труд...» [9].

Часто в свободное время туристы посещали не совсем «политически выдержанные», по мнению идеологических работников, заведения. Так, в 1973 г, группа пермских студентов, состоящая в основном из девушек, объявила о своем намерении пойти в стриптиз-бар. Другая студенческая группа в Германии вместо того, чтобы слушать «Травиату», отправилась в стриптиз-бар. Многие посещали церкви, где покупали крестики и иконки, которые после конфисковывались на советской таможне. Иногда совершали уж совсем немыслимые деяния: «дошло до того, что в г. Созми в соборе А. поставила богу свечку».

Почти все туристы пытались приобрести вещи, которые отсутствовали в пермских магазинах. Везли костюмы, обувь, трикотаж. Во второй половине 1970-х гг. среди обязательных покупок стали джинсы и паласы, для транспортировки которых брали с собой вещмешки: «поразил и тот факт, что специально для покупок она привезла с собой вещевой мешок... Такой турист с чемоданом и вещмешком через плечо вызывает открытые усмешки иностранных туристов» [10].

Проявившие и зарекомендовавшие себя верными последователями советских идей, наши земляки за границей, вне пермской и советской действительности, начали проявлять вполне человеческие желания и интересы - к покупкам, стриптизу, храмам и моде. Оказалось, что для многих следование идеологическим установкам было всего лишь механизмом приспособления и выживания в сложившемся мире. Хотя необходимо отметить, что чаще большинство группы «вело себя правильно. Участники поездки держали себя скромно, с достоинством советских людей». И всегда находилось достаточно много товарищей, готовых «сделать замечание», «провести профилактическую беседу».
__________________________

[1]. Из памятки по иностранному туризму. 1968 г. //ГОПАПО. Ф.8209. Оп.1. Д.274. л. 118.
[2]. Из характеристики-рекомендации. Г. Березники. 13,12.1962 г. // ГОПАПО. Ф.8209. Оп. 1. Д.274. Л.25.
[3]. Из решения бюро Молотовского обкома КПСС от 01.02.1956 г. «Об организации поездок советских туристов за границу» // ГОПАПО. Ф.105. Оп.23. Д.28. Л.15.
[4]. Из директивы председателям областных, районных комитетов профсоюзов и ФЗМК. 03.03.1961 г. // ГОПАПО. Ф.8209. Оп 1. Д.274. д.34.
[5]. Данные не полные, ограничены только туристами, отправленными за границу Облсовпрофом, который организовывал путешествия по линии профсоюза и сотрудничал с «Интуристом». Еше существовало бюро молодежного туризма «Спутник».
[6]. Из отчета об итогах работы Пермского областного совета профсоюзов по иностранному туризму за 1962 г. // ГОПАПО. Ф.848. Оп. 1, Д.3005. Л. 11.
[7]. Из отчета по иностранному туризму за 1969 г. // ГОПАПО. Ф.848. Оп.1. Д.3008. Л.32-33.
[8]. Из протокола №59 заседания бюро Молотовского обкома КПСС от 13.11.1956 г. // ГОПАПО. Ф.105. Оп.23 Д.68. Л.49.
[9]. Володин Е. Изменник вкушает «свобод» Запада // Звезда. 04.10.1961.
[10]. Из отчета Пермского облсовпрофа по иностранному туризму за 1976 г. // ГОПАПО. Ф.848. Оп.1. Д.2779 л. 84.

Шевырин С.А. // «Российская повседневность: рутинное и парадоксальное». Материалы двадцать первой Всероссийской конференции студентов, аспирантов, докторантов. «Майские чтения» (21 марта 2009 г.). -Пермь, 2009.-129 с.-С.117-121

Шевырин Сергей
главный специалист отдела информации, публикации и научного использования документов
Государственного общественно-политического архива Пермской области

путешествия и туризм, архивы_источники_документы, 50-е, идеология и власть, культура, общество и население, города и сёла, эпохи, урал, нравы и мораль, холодная война, ретро и старина, 60-е, 70-е, заграница, ссср, регионы, репрессии и цензура, история, европа

Previous post Next post
Up