Ещё о
России и Белоруссии сегодня Расчет по любви или любовь по расчету
Союзному государству России и Белоруссии - 18 лет / Как живется Союзному государству России и Беларуси
2 апреля вписано в историю как День единения народов Российской Федерации и Республики Беларусь.
© ___Борис Ельцин, Александр Лукашенко и Виктор Черномырдин по окончании торжественной части церемонии подписания Договора о Союзе России и Белоруссии 2 апреля 1997 года
В этот день в 1997 году президенты Александр Лукашенко и Борис Ельцин подписали соглашение о Союзном государстве.
Уроки интеграции
Каковы же результаты существования Союзного государства сегодня? И есть ли такое государство на самом деле? С одной стороны, никакого настоящего, единого государства России и Беларуси вроде бы и нет. В этом достаточно легко может убедиться каждый россиянин, оказавшийся в Беларуси, и белорус - в РФ. Например, в России любого гражданина Беларуси по-прежнему будут считать иностранцем - это заметно при обращении в самые различные инстанции. Скажем, в недавно объявленном российским Фондом кино сценарном конкурсе могут принимать участие только граждане РФ. Белорусам там отказывают - они не платят налогов в российский бюджет и, стало быть, не имеют права пользоваться его поддержкой. На первый взгляд все вполне логично, но где же Союзное государство?
Это государство - весьма своеобразное. У него нет Конституции, вооруженных сил, полиции, судебной системы, своей валюты, флага, герба и гимна. Его высшие органы почти без власти. С одной стороны, просто некая воплощенная мечта анархиста об идеальном безвластном государстве. Тем более что все отношения здесь строятся практически «по Прудону» - на основе договора. Но, с другой стороны, здесь есть другие, самые важные государственные атрибуты - государственный аппарат, бюджет и территория. Значит, Союзное государство России и Беларуси существует. Интересно другое - чем занимается аппарат этого государства.
В рамках Союза РБ и РФ идут определенные процессы. Сегодня многие аспекты экономической интеграции уже перенесены в сферу компетенции Таможенного союза и Евразийского экономического сообщества. Но, безусловно, первой ступенькой в активной фазе интеграции на постсоветском пространстве стало именно Союзное государство России и Беларуси. СНГ здесь не в счет - его аморфные структуры скорее были своеобразным смягчающим амортизатором при развале СССР и для некоторых его бывших республик стали просто переходным коридором к окончательному выходу.
В работе самого Союзного государства есть позитивные моменты. Например, именно в рамках Союзного государства подписаны соглашения, регулирующие миграцию рабочей силы из Беларуси в РФ. Теперь белорусские работники пользуются если не всеми правами российских граждан, то, по крайней мере, почти равны с ними при трудоустройстве, имеют право на медицинскую помощь и т.д.
Возникает вопрос - кому это больше выгодно? России или Беларуси? Это как раз тот пример, когда выгода обоюдная - российский работодатель спокойно получает квалифицированную и дисциплинированную (даже слишком) рабочую силу из РБ, а белорусские работники - более или менее гарантированную работу и защищенность. При этом уход от нелегальных схем, коррупции и криминала при трудоустройстве мигрантов - белорусов, таджиков или украинцев - может оздоровить и российскую государственность, и общество.
На пресс-конференции 2 апреля в Минске генеральный секретарь Союзного государства Григорий Рапота назвал военное сотрудничество одним из самых успешных аспектов деятельности СГ.
___Владимир Путин и Александр Лукашенко во время пресс-конференции по завершении заседания Межгосударственного совета Таможенного союза в Минске, 23 мая 2000 года
Молочные войны в союзных берегах
Первый серьезный кризис возник в конце 2006 года по поводу цен на газ, по мнению Лукашенко, слишком завышенных со стороны России. Ведь Беларусь сама «задешево» обеспечивает транзит российского газа и военно-стратегическое сотрудничество с РФ. Путин ответил на это вошедшей в историю фразой об обязательном отделении «мух» от «котлет». «Мушиный» сепаратизм не пошел впрок - вскоре между Беларусью и Россией развернулись «молочные войны», продолжающиеся до сих пор, скандалы с несанкционированным реэкспортом со стороны белорусских предприятий нефтепродуктов и т.д.
Проблема, которую не в состоянии разрешить ни Союзное государство, ни Таможенный союз, - экономическая конкуренция и конфликт интересов - остается. Дело в том, что в отличие от социалистической экономики Советского Союза Союз России и Беларуси далеко не советский. СГ пытаются построить на меркантильной основе, со всеми присущими постсоветскому обществу «переходного периода» явлениями - узкими групповыми интересами и острым соперничеством. И здесь геополитические приоритеты России, претендующей на восстановление своей лидирующей роли в регионе, как ни парадоксально, но иногда сталкиваются с интересами российских же корпораций.
Например, Россия заинтересована в тесном союзе с Беларусью и для этого готова открыть ей свои рынки. Некий производитель молока из-под Воронежа совсем не желает видеть у себя в регионе молочную продукцию из Минска или Бреста. Чью сторону займет главный санитарный врач РФ? Вопрос риторический, но правильный ответ, кажется, такой: чиновник вынужден попеременно занимать то одну, то другую сторону.
Перспективы нового Союза
Экономический кризис усугубил противоречия и породил новые - события на Украине, ставшие следствием глобального кризиса, через санкции и обострение политического противостояния запустили новый виток экономического спада теперь уже на территории бывших советских республик. В результате обострилась экономическая конкуренция и между союзниками - в РФ стали видеть контрабандное мясо из ЕС в каждой белорусской колбасе. Белорусская таможня, словно средневековые мытари, стала под разными предлогами буквально захватывать товары, идущие транзитом из российского Калининграда.
Сегодня политические соображения заставляют Александра Лукашенко искать сближения с Западом. В годовщину подписания договора о Союзном государстве Лукашенко в свойственном ему стиле опровергать то, о чем он очень хочет сказать, сделал интересные заявления в интервью Bloomberg. Белорусский президент сказал, что Путин никогда не предлагал Беларуси стать губернией Российской Федерации. И именно потому, что Путин знает о жесткой реакции со стороны Лукашенко на такие предложения.
___Александр Лукашенко приветствует Ангелу Меркель и Франсуа Олланда в Минске, 11 февраля 2015 года
Некоторое время назад официальные заявления РБ были исполнены пророссийской интеграционной риторики, теперь все сильнее звучит жесткий белорусский акцент с упором на суверенитет и независимость.
В то время как президент Беларуси предпринимает определенные усилия, чтобы сблизиться с Западом, на другой стороне политического поля стали проявляться противоположные тенденции. 2 апреля лидер неправительственной организации (НПО) «Наш дом» Ольга Карач, не скрывая иронии, сообщила, что тоже готова баллотироваться в президенты РБ на предстоящих выборах, но только при условии, если ее поддержат Россия и Путин. Это заявление прозвучало тем более неожиданно из уст лидера НПО со штаб-квартирой в Вильнюсе, участвовавшего, по ее собственным словам, в событиях на Майдане.
Союзное государство формально может существовать еще достаточно долго. Но вот в реальных российско-белорусских отношениях застоя быть не может. Любая стагнация может привести только к усилению центробежных тенденций, к дрейфу Беларуси от России. При этом симпатии белорусов к России остаются по-прежнему высокими, а социологические опросы показывают на фоне украинских событий даже падение доверия населения к ЕС. Но не рядовые белорусы определяют сегодня внешнюю политику РБ. Сейчас все более вестернезирующаяся элита, чьи коммерческие интересы уже лежат на Западе, настаивает на либерализации и в экономике Беларуси, и в ее интеграции с Европейским союзом.
Самый, пожалуй, успешный аспект в деятельности Союзного государства - это информационное направление. Телерадиовещательная организация Союза России и Беларуси показала себя весьма эффективно. Именно присутствие российских телеканалов на экранах домашних телевизоров белорусов, в частности ВГТРК, обеспечивает то, что в отношении трагических событий на Украине подавляющее большинство население Беларуси занимает антимайдановские позиции. Поэтому совсем не случайно во время недавнего визита Лукашенко в Киев была достигнута договоренность о создании совместного украинско-белорусского телевещания.
В информационном поле России и Беларуси есть еще одна серьезная прореха - практически нет ни одного значимого печатного издания или интернет-ресурса, который не был бы ангажирован прозападным медиа. Государственные белорусские СМИ, на которые возлагались надежды в прошлом, сегодня уже занимают несколько иную позицию. Эта информационная брешь ведет к тому, что «продвинутые» пользователи интернета в Беларуси, особенно молодежь, придерживаются все более устойчивого вектора в сторону ЕС и Америки. Создание объективного интернет-ресурса для Беларуси, который мог бы закрыть эту зияющую дыру, - задача пока нерешенная.
Традиционное единство народов России и Беларуси может сохраняться и развиваться только в случае наполнения межгосударственных соглашений реальным содержанием. Союз имеет будущее только в том случае, если будет меньше зависеть от соображений сиюминутной выгоды, но станет строиться с полным осознанием колоссальной ответственности перед прошлым и будущим России и Беларуси.
Юрий Георгиев
«Русская планета», 3 апреля 2015