Папа Минский. Для чего?

Mar 19, 2015 00:01

Ещё по теме современной политики в Белоруссии

Католики «осваивают» Белоруссию
В Минске побывал папский эмиссар

С 12 по 15 марта в Белоруссии гостил государственный секретарь Ватикана кардинал Пьетро Паролин. Глава администрации Святого Престола приезжал в Минск, чтобы подготовить визит Папы Римского Франциска. ©



Пьетро Паролин
Дипломатическая автокефалия

Сегодня католики составляют вторую по численности конфессию в Белоруссии. Сегодня по религиозной принадлежности жители республики делятся следующим образом: православные составляют около 77% общего количества населения, католики - 9,5%, адепты других церквей и вероисповеданий - 1,5%.

В силу исторических традиций православная церковь в Белоруссии считается пророссийской, а костел - прозападной силой. Впрочем, в последнее время появились и некоторые нюансы. В отдельных кругах местного экзархата Русской православной церкви (РПЦ) стали возникать «независимые» тенденции. Уже давно вполне официально используется наименование «Белорусская православная церковь» (БПЦ), хотя все православные приходы в стране по-прежнему принадлежат к РПЦ. На общем собрании Минской митрополии 16 декабря 2014 года его участники заявили о стремлении к «самоуправлению» в «БПЦ». Решение совпало с разразившимся в стране валютным кризисом, и общественности стало о нем известно только в январе 2015 года. Из-за возмущенных откликов в других епархиях Белоруссии патриарший экзарх Павел заявил, что ни о какой автокефалии речи идти больше не будет и что этот вопрос закрыт на многие годы вперед.

Внешнеполитический курс Минска под влиянием украинского кризиса претерпел существенные изменения. Майдан и провозглашение ДНР и ЛНР заставили белорусское руководство активно маневрировать, в том числе и в направлении очередного сближения с Западом. В верхних эшелонах власти стали верить или делать вид, что верят в якобы существующие у России планы осуществить в Белоруссии «крымский сценарий». Однако для подозрений во вмешательство во внутренние дела союзного государства со стороны РФ нет никаких оснований. При этом оппозиционные ресурсы активно осуществляют информационные вбросы о неких планах по созданию «Витебской народной республики», «Гомельской народной республики» и так далее. В связи с этим некоторые движения в сторону ЕС и США наряду с постоянными знаками внимания в адрес киевского правительства могут рассматриваться как попытка белорусского руководства застраховаться от «Майдана» в собственной стране. Налаживание отношений Минска с Ватиканом стало приоритетом в попытках улучшить отношения с Западом.

Расширение сотрудничества

Впрочем, сама тенденция к активизации сотрудничества между белорусскими властями и католической церковью наметилась давно. Президент республики Александр Лукашенко посетил Ватикан еще в 2009 году и на встрече с тогдашним понтификом Бенедиктом XVI пригласил его посетить республику «в удобное для него время». Визит белорусского лидера, являвшегося фактически персоной нон грата в большинстве стран ЕС, выглядел как крупный прорыв на дипломатическом фронте.



Александр Лукашенко и Бенедикт XVI в Ватикане, 2009 год
Католическая церковь в республике достаточно четко дистанцировалась от политики, несмотря на то что большая часть оппозиционеров всячески симпатизируют костелу и унии. Католицизм в Белоруссии - это прежде всего цивилизационный фактор с исключительно прозападным вектором. Богослужение в костелах как правило ведется на белорусском языке - при том, что многие ксендзы являются поляками, для которых белорусский не родной язык. При храмах весьма активно ведется общинная жизнь, особенно много усилий нацелено на работу с молодежью. Для привлечения молодых людей применяются методы, схожие с теми, что практикуются харизматическими церквями, включая рок-музыку. Особое значение придается летним походам и паломничествам к различным местным католическим святыням. Такие акции сопровождаются скандированием, песнями и даже танцами вполне дискотечного формата на местах отдыха. Для менее посвященных молодых людей организуются туристические поездки в Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию. На первый взгляд - обычные коммерческие туры, но в ходе поездок «непосвященная» молодежь живет в домах местных католических активистов, посещает молитвенные собрания и т.д. Активно работают и организации католических скаутов, которые широко привлекает родителей для организации летнего отдыха детей в Италии, Португалии и других странах. В результате количество католических приходов в Белоруссии за последние 20 лет увеличилось в четыре раза.

Например, в Гомеле, одном из самых восточных региональных центров страны со всеми вытекающими отсюда конфессиональными особенностями, активность католических организаций в последнее время значительно выросла. В 2014 году гомельская католическая община получила возможность впервые с 1917 года провести крестный ход по центральной улице города. В Гомеле также принято решение о строительстве второго костела в дополнение к уже существующему храму Рождества Пресвятой Девы Марии. Совсем недавно в городе объявили о решении открыть в средней школе № 30 католические классы.



Храм Рождества Пресвятой Девы Марии в Гомеле
Первый кардинал

Нельзя сказать, что отношения государственных органов и католической церкви в Белоруссии складываются совсем безоблачно. Некоторое время назад разразился скандал, связанный с арестом сотрудниками КГБ католического священника, обвиненного в шпионаже. После этого уполномоченный по делам религий и национальностей Леонид Гуляко сообщил, что в республике необходимо организовать обучение католических священников за государственный счет. Сегодня в Белоруссии православные семинарии получают государственные субсидии для своей образовательной деятельности. Многие же католические служители получили духовное образование за рубежом: из 407 ксендзов 168 - иностранцы, в большинстве своем граждане Польши. Но сделает ли их обучение за счет белорусского бюджета более лояльными местным властям, а не Ватикану, - это большой вопрос.

В январе 2015 года Александр Лукашенко и уполномоченный по делам религий и национальностей Леонид Гуляко сделали несколько критических замечаний в адрес белорусских ксендзов. Они вызвали немедленный демарш со стороны католических епископов, увидевших в них «разжигание межконфессиональной розни». После этого Лукашенко дал поручение о создании в Минске католической духовной академии.

И вот 12 марта в Белоруссию прибыл государственный секретарь Ватикана Пьетро Паролин, второе лицо в иерархии Святого Престола. В ходе встречи с кардиналом Лукашенко подарил Паролину икону «Пренепорочное сердце Марии» как символ межконфессионального мира и согласия. В ней при желании можно рассмотреть и некое «экуменическое» послание - название иконы относится к католической традиции, к ней же тяготеет и письмо образа, а вот рамка напоминает своим богатством православный иконостас. Икона создана с помощью современной технологии украшения древесной стружкой - «сожской скани».

Однако обещанная сенсация не состоялась. Накануне поездки кардинал Паролин заявлял о намерении обсудить возможность визита в Белоруссию Папы Франциска. Однако никаких официальных сообщений о том, была ли достигнута договоренность по поводу визита понтифика, так и не последовало. То ли ее решили оставить без огласки, то ли разговора об этом все же не было. Возможная негативная реакция Московской патриархи и Кремля, наверное, все еще является определенным сдерживающим фактором для Минска как в первом, так и во втором случае. По итогам своей поездки кардинал Паролин только сообщил о возможности нового визита Александра Лукашенко в Ватикан.

Государственный секретарь Святого Престола провел также встречи с митрополитом Минским и Заславским Павлом, патриаршим экзархом всея Белоруссии, и с министром иностранных дел РБ Владимиром Макеем, который назвал Ватикан «особым для нас партнером в международных отношениях». На встречах обсуждалось, в частности, строительство Минской теологической академии имени св. Иоанна Павла II, которое все еще не началось. В ходе своего визита госсекретарь Ватикана отслужил две мессы с участием католической молодежи и детей, освятил угловой камень в строящемся здании Апостольской нунциатуры (посольства Святого Престола) в Минске. Площадка под строительство последнего недавно была выделена белорусскими властями.



Пьетро Паролин во время причастия в католическом храме в Минске, 15 марта 2015 года
Случайно или нет, но приезд кардинала совпал со второй годовщиной избрания Франциска Папой Римским. Белорусское руководство, выбирающее многовекторную внешнюю политику, похоже, все же готово оказать приезду понтифика всяческое содействие, хотя и проявляет в этом вопросе известные колебания.

Нет никаких сомнений в том, что визит Папы стал бы мощной миссионерской акцией и может существенно повлиять на рост католической общины Белоруссии. Особенно много новых адептов костел сможет собрать среди молодежи. С одной стороны, молодые белорусы сегодня находятся в идеологическом вакууме. Не желая отождествлять себя с серым государственным официозом и избегая все же достаточно скомпрометировавшей себя правой оппозиции, все чаще они ищут себя в религии. С другой стороны, жесткий экономический кризис, поразивший страну, также толкает людей на поиски некой альтернативы, в том числе и духовной.

Долгосрочные перспективы этого процесса могут быть самыми непредсказуемыми. Уже давно выработалось два поведенческих, психологических типа белоруса. Один - это традиционный человек, советский и православный. Этот белорус уважает Ленина и от всей души отмечает 9 мая как день Великой Победы, ходит в православные храмы и считает Россию братской страной и главным союзником, если не чем-то большим. Но сегодня есть и другой тип белоруса, который проклинает Российскую империю, Октябрьскую революцию и все советское прошлое. Мнит себя шляхтичем и приверженцем католическо-униатской традиции, грезит утраченными панскими усадьбами и Речью Посполитой. И конечно же, «молится» на Европейский союз и украинский Евромайдан. Этот тип «белоруса вестернизированного» начал создаваться во многом искусственно, через формирование моды для «продвинутых», семинары и западные программы. Сегодня такой тип составляет незначительное меньшинство, но вследствие того, что негосударственные СМИ в Белоруссии находятся в руках именно этих людей, а также благодаря социальным сетям присутствие белоруса-западника в обществе становится весьма ощутимым. Ввиду дискредитации оппозиционных партий католический костел наряду с неправительственными организациями становится серьезной организационной площадкой в этой среде.

И здесь необходимо принимать во внимание опыт Украины. Как известно, представители Украинской греко-католической церкви стали одними из самых активных проповедников и вдохновителей Майдана. Даже сам Папа Франциск, осмелившийся назвать войну на Украине братоубийственной, вызвал серьезное негодование галицийских униатов. Кстати говоря, попытки возродить унию в Белоруссии в 1990-е годы особых результатов не дали. Однако за последние несколько лет количество греко-католиков, хоть и исходно незначительное, увеличилось в несколько раз. В основном это имеет место в пограничных с Западной Украиной районах Брестской области.

Трудно представить, чтобы католическая церковь в Белоруссии выступила тайным или явным соорганизатором каких-то уличных беспорядков, но оказать влияние на власть, особенно в отношении ее вестернизации, вполне способна. В настоящее время, в том числе и под воздействием римско-католической традиции, усиленно формируются «белорусы-западники» - как сверху, так и снизу. Возобладает ли в Белоруссии сценарий уличного бунта или ползучего «Майдана» через размывание органов власти, постепенный отрыв их и всего белорусского общества от традиционных союзников и духовных источников, покажет ближайшее будущее.

Юрий Георгиев
«Русская планета», 18 марта 2015

евразия, страны и столицы, молодёжь, ватикан и папа римский, геополитика и территории, идеология и власть, христианство, общество и население, снг и сг, версии и прогнозы, правители, запад, украина, политика и политики, нравы и мораль, религии, вопросы и ответы, лукашенко, внешняя политика и мид, современность, белоруссия, агитпроп и пиар, диссида и оппозиция, образование и воспитание, православие, католики и Ко, русские и славяне, европа, россия

Previous post Next post
Up