Ещё у
Валерия Панова Новогоднее дежавю
Заметки о российском телевидении
Современная история не принесла России новых новогодних традиций, и в ночь с 31 декабря на 1 января почти в каждый наш дом приходят «рожденные в СССР» салат «оливье» и «Голубой огонек» с шампанским (теперь уже импортным).
©~~~~~~~~~~~
Впервые «Огонек» вышел на экраны 31 декабря 1962 г. Но название этой развлекательной передачи к «Газпрому» не имеет никакого отношения (так же, как и «оливье» к Франции). Все дело в телевизионных приемниках, которые к началу 1960-х гг. стал выпускать Александровский радиозавод. От модели к модели телевизоры увеличивались в размерах, а кинескоп хотя по-прежнему и давал черно-белое изображение, но у большого теперь экрана появилось голубоватое свечение. Именно поэтому возникло непонятное ныне для многих название.
Характерной особенностью тех далеких «Голубых огоньков» была непринужденная атмосфера, какая-то по-домашнему теплая. И в каждой семье «Огонек» воспринимался как необходимый атрибут Нового года. Вроде Деда Мороза. Такую обстановку создавали совершенно «неофициальные» елочки, серпантин, хлопушки, непременные столики с угощениями и «Советским шампанским» для гостей. Собственно, ради них, гостей, и затевалось это новогоднее действо. На телевизионные съемки приглашались, как говорили тогда, лучшие люди страны: выдающиеся ученые, деятели культуры и искусства, знатные производственники и т.д. - токари, слесари, пекари, колхозники, военные, физики, химики, лирики, космонавты, писатели...
По сути, на «телеогоньке» было представлено в миниатюре все советское общество. И высокую честь побывать здесь, на виду у всей огромной страны, надо было заслужить.
Точно так же, как и далеко не каждый артист мог быть удостоен чести выступить перед именитыми гостями, показать свое искусство аудитории в несколько десятков миллионов зрителей. Создатели «Голубого огонька» исходили из вполне логичного вывода: в программе звучать должны лучшие песни, исполненные в уходящем году. Отбор был жестким. Безголосые и бесталанные сюда не попадали. Конкуренция за место в составе участников была такой суровой, что, как рассказывали мне позже, в одном из первых выпусков даже знаменитую Людмилу Зыкину с песней «Течет река Волга» представили лишь небольшим фрагментом.
Именно здесь обрели широкую популярность и блистали Юрий Гуляев, Эдита Пьеха, Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Алла Пугачева, София Ротару, Лев Лещенко и еще целая плеяда молодых исполнителей, песни которых вошли позже в «золотой фонд» советской (российской) культуры.
А вот иностранные «шлягеры» если и допускались на «Огонек», то исключительно в исполнении отечественных певцов и на русском языке. (Почитатели иноземного искусства имели возможность утешиться передачей «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады», которая появилась на советском ТВ в 1970-е гг. и по окончании «Голубого огонька» транслировалась до утра 1 января.)
Кстати, после выступления на «Огоньке» редко кто из артистов получал место за столиком и оставался в зале: для них это была сценическая площадка, где долго не задерживаются, - выступил и спасибо! Не они все же были главными действующими лицами: здесь страна чествовала тех, кому и в наступающем году предстояло каждодневным трудом крепить ее славу, мощь, охранять независимость.
Сегодня следует признать, что создатели «Голубого огонька» придумали и освоили все то, что стало не только основой нынешнего развлекательного телевидения России, т.н. шоу-бизнеса, но и кладезем идей для него.
Далеко не случайно в 1990-х гг. телеканал «Россия» возродил традицию «Голубого огонька», а в 1997 г. даже подготовил выпуск, посвященный 35-летию этой программы. Увы, нельзя войти дважды в одну и ту же реку. И при каждой такой попытке история повторяется уже в виде фарса или пародии, в лучшем случае, - копии, и хорошо, если эта копия будет не хуже оригинала.
С «Голубым огоньком» получилось нечто среднее. И ожидать чего-то иного вряд ли можно было: из передачи полностью выхолощена ее суть - высоким «штилем» искусства отдать дань общественного уважения достойным людям. Телевидение таких людей в нынешней России, видимо, не находит. Их места в зале заняли артисты (речь не идет об их достоинствах), преимущественно - представители песенного жанра. В ходе передачи они попеременно сменяют друг друга на сцене, фактически выступая для самих себя и самим себе аплодируя. И телезритель здесь оказался лишним, ненужным. Артисты отгородились от него телеэкраном, вокруг которого за долгие годы образовалась настолько устойчивая группировка (некоторые СМИ, разумеется, предвзято, называют ее «мафия»), что постороннему, особенно новичку, пробиться к участию в «Огоньке» крайне сложно.
Глядя на экран, так и хочется воскликнуть: ба, знакомые все лица! Они, эти самые лица почти в том же самом «списочном» составе воспроизводят себя на ТВ каждый Новый год. Скажу больше: в новогоднюю ночь они умудряются выступать на двух, а то и на трех телеканалах одновременно. Как говорят в самой артистической «тусовке», эта ночь и длинные «каникулы» дают настолько широкую возможность накосить массу «зелени», что просто грешно ею не воспользоваться.
И пользуются, конечно. С большим, заметьте, успехом. Не так давно пресса сообщила о том, что телеведущий Дмитрий Нагиев купил в Подмосковье дом за 24 млн рублей. Да у нас большинство крупных ученых за всю жизнь столько не заработают. Спрашивается: какими праведными трудами этот брутальный man добился столь высокого материального достатка? А прочие его коллеги, возводящие дворцы и замки? Что хорошего (не говорю выдающегося) сделали они для блага России, которая столь щедро платит им за… За что?..
После недавнего «Голубого огонька» «Комсомольская правда» сурово, но, думаю, вполне справедливо написала (автор Наталья Барабаш): «… перелицованные звезды между тем сменяли один другого, напоминая не сегодняшнее шоу, а музей мадам Тюссо. 70 с хвостиком -летние красавцы и красавицы вдохновенно пели о любви, 60-летний молодняк кокетливо резвился на фоне девушек в страусиных перьях… Начинает казаться, что ты присутствуешь не на главном новогоднем шоу страны, а на вечере встречи пациентов центра эстетической хирургии. Волнуешься за участников: как бы не случилось чего!..».
О каких творческих находках, о каком созидательном труде тут можно вести речь?! Отработать бы свой номер под фонограмму, наличие которой на отдельных телеканалах является едва ли не обязательным условием допуска к эфиру. Так как народ, утверждают продюсеры, желает видеть своих кумиров во всем их былом величии. И они во многом правы: телепрограммы с участием названных выше артистов и артисток, действительно, являются самыми рейтинговыми. А на современном российском ТВ именно Его Величество Рейтинг и правит бал. И если говорить без обиняков, то за всеми цифровыми выкладками (дебет - кредит) лукаво прячут устойчивое желание получить побольше денег, поскольку рекламодатели вкладывают средства в рекламу своих товаров и услуг, прежде всего, в наиболее популярные передачи. В общем, все участники этого далекого от творчества процесса, в том числе, увы, и артисты, которым от рекламы тоже «кое-что» перепадает, являются лицами крайне заинтересованными. Производство развлекательных программ поставлено на поток.
В этом плане вспоминается разговор с одним из тех «деятелей от искусства». Он откровенно говорил, что любую, даже самую безголосую, певицу (певца) можно «раскрутить» за два-три месяца, если ее показывать по телевизору изо дня в день.
А если к такому «показу» добавить еще пару-тройку клипов, то сроки намного сокращаются. И вот уже почти полная бездарь превращается в «телезвезду», ее ставки растут, приглашения на разного рода шоу - от песенного до разговорного следуют один за другим, - только бы всюду поспеть «отовариться»… Так стоит ли удивляться тому, что в новогоднюю ночь кое-кто не только раздвоился, но и растроился, и расчетверился, появляясь в разных ипостасях и в разных телестудиях?
И по телевизору сутками напролет (1,2 и даже 3 января) «крутили» похожие по форме, стилю, духу - «ретро», «дискотеки» и пр. «песни года», где отечественные, зарубежные и вернувшиеся из-за рубежа и ставшие опять отечественными «звезды» 70-х и 80-х лихо отплясывали по несколько часов кряду (в хорошо смонтированной видеозаписи, конечно).
С какой целью тогда, позволительно спросить, уже третий сезон подряд проводится песенный конкурс «Голос»? А еще - такой же «Голос» для детей? На певческих телеподмостках победителей этих конкурсов почти не видно. И у меня закрадывается сомнение: а может, так и было изначально задумано? Ведь хорошо известно, что этот проект был запущен в мир из пораженных содомизмом Нидерландов, что он втянул в себя больше ста стран. И когда после финальных выступлений этого года на российских ТВ-каналах несколько дней звучала фраза «Закончилось главное шоу страны», хотелось спросить: какой страны?
В конкурсе принимали участие представители других стран и континентов, например, Африки и Америки. Даже из США были, что по нынешним временам являет собой некую аномалию. Именно американцами была закрыта дорога отдельным российским «звездам» в соседнюю Прибалтику. «Братская» Украина тоже делает российских артистов персонами нон грата. А финалистка шоу «Голос» певица из Нью-Йорка Закирова, хотя и родом из Узбекистана, совершает успешные турне по России.
До финала, кстати, доходили и многие другие зарубежные исполнители. Хорошо хоть, что не заняли первое место, а то случился бы громкий конфуз: первый голос России - иностранный.
А что, ведь пели преимущественно на английском языке? В том числе, и российские исполнители. Это модно, это - «в тренде». Но как же это унизительно для России!..
Пели, правда, неплохо. Но никого из участников «Голоса», прежде всего, победителей, на основных федеральных каналах (Первом, Россия 1, НТВ, РЕН, ТВЦ) в новогоднюю ночь увидеть не довелось. Были только на телеканале «Культура», где состоялся изысканный, удивительно музыкальный, разнообразный по жанрам - эстрада, опера, оперетта, - вечер с Владимиром Спиваковым. Здесь можно было отдохнуть, насладиться поистине высоким искусством, поразмышлять, повспоминать…
Вообще, в минувшие предновогодние и новогодние дни на российском телевидении было много чего, наверное, даже чересчур много, из того самого, столь нелюбимого нашими (?) либералами всех мастей и оттенков, «проклятого, советского прошлого», начиная с «Золушки» (1947), «Карнавальной ночи» (1956) и «Самогонщиков» (1961).
Симпатии народа вполне понятны: разве можно сравнить эти и другие произведения советского киноискусства с многосерийными криминально-слезоточивыми поделками нынешней России? Или - с проповедующими откровенную бесовщину голливудскими фильмами, наводнившими наш телеэфир?
«Рейтинговыми» были в прошлом Новом году (как и в позапрошлом, и в позапозапрошлом!) «Ирония судьбы, или С легким паром» (1976) и «Иван Васильевич меняет профессию» (1973), и в этом году их показывали снова. Но если против «Ивана Васильевича» возразить нечего, то с возведенными «Иронией судьбы…» в ранг высоких человеческих достоинств пьянством, нахальством, разнузданностью хочется спорить. И жестко спросить: доколе? Доколе эти сомнительные качества перестанут демонстрировать как нравственные и поведенческие образцы русского человека?
За мнимой философичностью «пьяных» и «посталкогольных» кинокадров «Иронии…», с моей точки зрения, явственно просматривается нелюбовь создателей фильма к той, советской еще, стране, где диссидентствующая интеллигенция получала мазохистское наслаждение от «кухонных» обличений. И в неудачной попытке создать продолжение «Иронии…» эта режиссерская линия возымела дальнейшее развитие. Только она, злая ирония над современной Россией, и удалась…
Но справедливости ради надо сказать, что среди внедряемых в общественное сознание образцов нравственного уродства эти отнюдь не самые страшные. Более разрушительное воздействие на психическое здоровье нации оказывают западные матрицы. На российском телевидении ни одного праздничного дня не миновало без голливудского кино. А телереклама вообще показала свой почти полностью американизированный лик.
За весомый вклад в американизацию страны нашему телевидению следовало бы давно «Оскара» дать. Чего-то, видимо, недодумали американские киноакадемики, а ведь дело дошло уже до того, что «Билайн» представляет новый продукт под американскую песенку.
Хотел бы я услышать по телевизору где-нибудь на Западе, в Европе или в Америке, да и на Украине сейчас, русские мелодии. Они и в лучшие времена там не звучали, а сегодня и подавно.
Впечатление такое, что чем больше западных санкций вводится против России - тем больше появляется на российском ТВ западных фильмов и энглизированных рекламных роликов. Прислушайтесь и, что очень важно, присмотритесь к якобы русской рекламе внимательней, - и вы увидите образ «великих» США во всей их разнообразной красе с ее совершенно не характерными для России лицами, домами, пейзажами и тому подобными атрибутами «цивилизованного» мира. И эти внешне привлекательные картинки разрушительным грузом ложатся на национальную «подкорку».
Некоторые телеканалы, правда, сделали первый «каникулярный» день свободным от рекламы. И на том спасибо! Но Запад никуда не ушел, своих позиций не сдал. Главной новостью на российском ТВ стала катастрофа с упавшим в море малайзийским «Боингом», потом к этой трагедии присовокупили и лесные пожары в Австралии. Длинные репортажи от CNN заполонили отечественный телеэфир. Я, конечно, сочувствую австралийскому народу и еще более «братскому» - малайзийскому, но очень хотелось бы знать, прежде всего, чем сегодня живет моя родная страна. Мне это более интересно и ближе любых других событий, происходящих в мире. Но в ответ - тишина, и меня «потчуют» некими американскими «моржами», сиречь любителями зимнего плавания (своих-то нет!) и Санта Клаусом в матерчатом красном колпаке, которого старательно выдают за русского Деда Мороза. Он, к слову, носит теплую шапку, хотя и красного цвета тоже. На этом второстепенном сходстве и построена подмена понятий.
И скажите мне тогда, например, что стоит за «общечеловеческой» миссией наших спасателей, отправившихся на поиски малайзийского самолета на морском дне? Сколько бюджетных средств будет потрачено на этот «визит доброй воли», обеспеченный современнейшей российской техникой? Такие визиты стоят очень больших денег, и скажет ли Запад нам хотя бы «спасибо»? Тот самый Запад, на равнодушных глазах которого погибают от голода и холода наши, русские, люди в Донбассе и на Луганщине? Который молча взирает на то, как украинские каратели расстреливают из танков и тяжелых орудий мирных жителей. Который виновником за сбитый над Украиной «Боинг», тоже малайзийский, назначил Россию. Без суда и следствия назначил.
Может быть, выделенные спасателям деньги следовало бы направить Новороссии? Да мало ли страждущих и в нашей собственной стране, помощь которым собираем буквально по копейкам всем сердобольным Русским миром?
Телевидение на эти вопросы ответа не дает и, наверное, не даст. Оно живет по законам иного жанра, исповедуя преимущественно чужие для родной страны ценности, внедряя в нашу жизнь чуждые стандарты. Нынешние телевремена очень похожи на ельцинскую «эпоху», когда в России всем заправляли заокеанские «советники» из ЦРУ, а телевидение было главным инструментом продвижения в «нецивилизованные» массы идеи американского превосходства и откровенного холуйствования перед Западом. И сегодня мне уже не кажется сомнительным утверждение многих теледельцов вроде того, что, мол, «не нравится - не смотрите». А что, вот возьмем и действительно перестанем смотреть, выключим все ТВ-каналы хотя бы на день. В некоторых странах народ объединяется в сообщества, призывающие к тому, чтобы полностью игнорировать телевидение. И не смотрят. Даже неделями. Не провести ли и у нас подобный эксперимент?
Помните, Владимир Маяковский писал: «Я б Америку закрыл, слегка почистил,// А потом опять открыл - вторично»? Правильно писал. Но не воспользоваться ли его советом, в первую очередь, применительно к российскому ТВ?
Валерий Панов
специально для Столетия, 5 января 2015