Почему евреи и арабы вынуждены сегодня сотрудничать, Ч.1/2

Dec 17, 2014 00:45

Ещё по теме Израиля и Палестины

Союз Шестиконечной звезды и Полумесяца. Часть I
Роковые последствия «арабской весны» превратили Израиль и арабов если не в друзей, то в партнеров, вынужденных объединить силы против многочисленных общих недругов ©
_______



Израиль - Иордания: «Красные линии» «Черного сентября»

Сентябрь 1970 года вошел в историю палестинцев, как «Черный сентябрь». К тому времени Хашимитское королевство находилось на грани тотального краха - фактически власть здесь, как впоследствии в Ливане, принадлежала не правящей монархии, а палестинским вооруженным группировкам во главе с Организацией освобождения Палестины (ООП). Арафат взял за горло короля Хусейна, третируя его, превратив Иорданию в оплот, откуда совершались вылазки в соседний Израиль. Террористы ООП под руководством Ясера Арафата угоняли международные авиалайнеры, которые приземляли в пустыне неподалеку от Аммана, захватили часть территории королевства и вымогали у короля все новые и новые уступки, угрожая в случае неповиновения последнего поднять на мятеж палестинское большинство Иордании.

Арафата провоцировали сирийцы, обещавшие поддержку ООП и марксистам из Демократического фронта освобождения Палестины. Однако, как часто бывает на Востоке, боевики переоценили свои силы, перейдя незримую красную черту. Первого сентября Демократический фронт освобождения Палестины (ДФОП) совершил неудавшееся покушение на Хусейна. Реакция была жесткой и немедленной - пребывавший в растерянности правитель Хашимитской династии очнулся от спячки. Были мобилизованы верные королю бедуинские формирования, в стране введено военное положение. В ответ Арафат объявил о создании Армии освобождении Палестины, которую сам же и возглавил. Одновременно к иорданской границе начали выдвигаться сирийские подразделения. Это была война не на жизнь, а на смерть, и она была выиграна Хусейном. Преданная королю бедуинская гвардия разгромила террористические группировки, однако иорданская армия была слишком слаба, чтобы сдержать наступление сирийцев, если бы те решили прибегнуть к полномасштабному вторжению.



Бойцы Армии освобождения Палестины на границе с Иорданией, сентябрь 1970 года
У Израиля на тот момент не было ни мирных договоренностей с Иорданией, ни каких-либо соглашений, кроме негласного сотрудничества. Хашимитская династия, со времени первого короля Иордании Абдаллы I, вынуждена была маневрировать, чтобы выжить в весьма недружественном окружении, и нуждалась в Израиле так же, как правитель нуждался в безопасности своей самой протяженной восточной границы. В момент, когда сирийская армия пересекла границу Иордании, израильские подразделения выдвинулись к иорданской границе, через посредников Дамаску было передано, что в Иерусалиме не станут безучастно взирать на попытку свержения Хусейна. Фактический глава сирийского движения БААС Салах Джадид (он будет смещен через два месяца Хафезом Асадом) не решился вступить в открытый конфликт с Израилем и предоставил ООП своей участи. В известном смысле Хашимитская династия удержалась у власти благодаря вмешательству Израиля, а ООП во главе с Арафатом вынуждены были искать пристанище в Ливане.

Сделки тайные и успешные

Израильско-арабское сотрудничество - феномен, о котором мы знаем очень немногое, ибо ни одна из сторон по понятным причинам не спешит разглашать все обстоятельства этого взаимодействия. На словах арабы заявляют о «приверженности борьбе палестинского народа», кипят от негодования по поводу «сионистских злодеяний», проталкивают антиизраильские резолюции в ООН и в Совете по правам человека, публикуют в СМИ карикатуры на «еврейских оккупантов» и сжигают израильские флаги. Но это не более чем фасад, за которым скрывается совершенно иная реальность.

Арабский мир сам по себе многолик, полон внутренних противоречий и конфликтов и ведет постоянную борьбу за выживание против внешних врагов, коих великое множество - начиная от соседнего Ирана и кончая Западом с его оторванной от реальности правозащитной идеологией.

Как это было на протяжении всей истории человечества, отсутствие дипотношений или их формальное наличие роли не играет. На первый план выходят государственные соображения и интересы национальной безопасности. А они строятся на незамысловатом принципе «враг моего врага - мой друг». Даже если этот заклятый враг сам Сатана. Это отнюдь не специфика нашего времени и Ближнего Востока, а нормальное правило любой политики во все времена. Так, Ришелье, представляя ведущую католическую державу Европы, сделал все, чтобы протестанты одержали победу в Тридцатилетней войне, а король Франции Франциск вполне успешно взаимодействовал с флотом османов против Габсбургов (этот альянс вошел в историю как Союз Лилии и Полумесяца). Угрозы Мао Цзэдуна стереть с лица земли Америку не мешали ему создавать единый с США фронт против СССР.

На протяжении многих лет отсутствие дипломатических отношений не препятствовало экономическим и политическим отношениям евреев и арабов. Так, княжества Персидского залива поставили Израилю полиэтилен, стекло, деревянную мебель, алмазы, стирол и игры для видеоприставок, приобретя взамен минеральные удобрения, компьютерное, рентгеновское и звукозаписывающее оборудование, антенны и ретрансляторы, медицинские приборы, компьютерные чипы и так далее.

Наибольшим спросом у арабов пользуются сельскохозяйственные технологии, в первую очередь, ирригационное, мелиоративное и опреснительное оборудование.

Известно, что несколько лет назад торговый оборот между Израилем и арабскими государствами, с которыми Израиль не поддерживал дипломатических отношений, составлял почти миллион долларов в год.

Израильская продукция поступает в арабские государства через третьи страны - главным образом, через Кипр, Грецию и Нидерланды.

Бахрейн еще десять лет назад отменил экономический бойкот Израиля, а саудовцы, ОЭА и Оман дали понять, что последуют этому примеру под предлогом того, что «этого требует» принадлежность к Всемирной торговой организации (ВТО).



Шиитский отряд во время боев за село Сулейман Пек на юге Ирака
Более того, согласно данным, опубликованным Великобританией, Израиль поставляет арабам оружие и военное оборудование. Так, Египет, ОАЭ и Марокко приобрели средства радиоэлектронной борьбы и оборудование для пилотов, а ОАЭ - к тому же систему, создающую помехи при запуске ракет, средства дозаправки и радары. Алжир купил у Израиля системы воздушного наблюдения, компьютеризированные шлемы для летчиков, электронное оборудование для кабин пилотов, радары, средства навигации и связи. СМИ сообщали о создании совместной системы раннего предупреждения в случае запуска иранских баллистических ракет с участием Израиля, Саудовской Аравии, ОАЭ, Иордании. Саудовская Аравия и ОАЭ будут передавать Израилю разведывательную информацию, а Израиль обеспечит им доступ к своим высокотехнологичным системам ПРО и радарным станциям раннего оповещения. Иордания вполне успешно, хотя и негласно, сотрудничает с Израилем в разведывательной сфере. Так, израильские беспилотные самолеты отслеживают границу Хашемитского королевства с Сирией.

Заклятые друзья в осажденной крепости

Политические контакты шли параллельно с экономическими и военными. «На протяжении последних лет "Моссад" и саудовская Общая разведка постоянно поддерживали тайные контакты», - утверждает директор Института ближневосточных исследований в Вашингтоне Симон Хендерсон, и сотрудничество это существенно укрепилось после «арабской весны». Но именно сегодня в силу объективных причин Израиль и арабские государства (за исключением Катара) начали все чаще обнаруживать, что, невзирая на застарелые обиды, страхи и враждебность, оказались волею судеб в одной лодке. Таковы парадоксы истории: противники превращаются если не в друзей, то в тайных союзников вопреки всем прогнозам и даже собственному (по крайней мере, у арабов) желанию. Этому способствовали несколько факторов.

Фактор первый - Иран и шиитский «полумесяц», простирающийся от Ирака до Ливана. Никогда еще Иран не был так близок к гегемонии в Персидском заливе и на Ближнем Востоке, как сегодня, угрожая в равной мере и арабским государствам, и Израилю.

После того, как США убили «сторожевого пса» Ирана - Саддама Хусейна - в Персидском заливе не осталось силы, способной противостоять иранской экспансии. Уход американцев из Ирака, а затем и флирт нынешней американской администрации с режимом аятолл создал прискорбную для арабов и Израиля ситуацию, при которой Тегеран и его марионетки в лице ливанской «Хизбаллы» и шиитских группировок в Ираке, Бахрейне и Кувейте фактически получили карт-бланш в регионе. Персы и шииты на протяжении столетий воспринимались арабами-суннитами, как главная и реальная угроза, по сравнению с которой Израиль отступает на второй план, тем более что в Эр-Риаде, Кувейте и Каире прекрасно отдают себе отчет, что цель «сионистов» - просто выжить, и уж никак не создать «великий Израиль от Нила от Евфрата». Об угрозе Ирана Израилю вряд ли стоит говорить.

Фактор номер два - «джихадистские группировки» всех сортов, мастей и размеров, стремящиеся уничтожить существующие арабские государства и создать на всей территории региона «халифат», управляемый исключительно по законам шариата. Здесь нет принципиальной разницы между тремя главными носителями этой идеи: «Мусульманскими братьями», салафитами и «Аль-Каидой». У этих направлений разная тактика (сопровождающаяся, как у всех сектантов, взаимной враждой и ненавистью), но одна цель. «Мусульманские братья», возникшие в конце 1920-х годов (производная собственно ислама и европейских нововведений, порожденных идеями Просвещения) ненавидимы салафитами, считающими, что человек не может вмешиваться в извечные и нерушимые законы Аллаха. К «Мусульманским братьям» они относятся приблизительно так же, как Святой Престол к «Свидетелям Иеговы», однако это ни в коей мере не означает, что сами «братья» более прогрессивны, чем их соперники. Духовному наставнику «Мусульманских братьев» в Египте Мухаммеду Бадие принадлежат следующие слова: «Совершенствование мусульман может быть достигнуто только на путях джихада и самопожертвования. Новое поколение должно возлюбить смерть, как наши враги любят жизнь». Богослов этой же организации Ахмаду Гаду: «О, достойный Аль-Азхар, открой врата потоку ислама, чтобы объединить мусульман и восстановить Халифат». А крупнейший проповедник «Мусульманских братьев» Шейх Юсуф Кардауи пообещал своим последователям: «Константинополь был завоеван в 1453 году Мухаммедом-завоевателем. Теперь осталось завоевать Рим».

После того как идеолог «Мусульманских братьев» в Египте Саид Кутуб был казнен Насером, его брат Мухаммед Кутуб бежал в Саудовскую Аравию и стал там духовным наставником Усамы бен Ладена. Ныне «Мусульманские братья» запрещены в Саудовской Аравии, Египте и большинстве государств Персидского залива (опять-таки, кроме выше упомянутого Катара - черной овцы в арабском стаде) наравне с последователями «Аль-Каиды» и прочими приверженцами «Халифта». Что касается Израиля, то в отдаленном будущем именно «Исламское государство», руководимое беспощадными и дисциплинированными фанатиками, его наиболее опасный и бескомпромиссный враг.

Фактор номер три - исламистская Турция во главе с новоиспеченным президентом Раджепом Тайипом Эрдоганом. Арабы не забыли об османском правлении, их историческая память отягощена жестокой и унизительной турецкой колонизацией, и все попытки Анкары утвердить себя в роли авангарда исламского мира воспринимаются здесь, мягко говоря, с опасением и настороженностью. Это усугубляется тем обстоятельством, что во главе Турции стоят местные «Мусульманские братья» - Партия справедливости и развития, активно поддерживающая своих духовных собратьев в арабских странах, а также самой личностью Эрдогана, возомнившим себя новым султаном и «собирателем земель османских». Неуравновешенный демагог, с явными признаками психопатии, нарциссизма и перехлестывающими через край амбициями, Эрдоган создал на месте светской республики Ататюрка фактическую восточную деспотию, умудрившись испортить отношения почти со всеми соседями Турции - от балканских государств и Греции до режима Асада. Его попытка диктовать Президенту Египта ас-Сиси, как тому надлежит себя вести по отношению к «Мусульманским братьям» завершилась разрывом отношений с Каиром: турки были с позором выставлены из Каира. Израиль, в отличие от ас-Сиси, пытается делать хорошую мину при плохой игре, сохраняя контакты с некогда стратегическим партнером, но Эрдоган своими обличениями «сионистских нацистов» не оставляет шансов Иерусалиму.

Четвертый фактор - Катар. Крохотное полуостровное государство в Персидском заливе с коренным населением в 300 тысяч человек (остальные - мигранты из других стран), и третья по запасам природного газа энергетическая держава, Катар бросил вызов своим соседям, сделав ставку на радикальный фундаментализм. За последние годы это княжество присвоило себе гипертрофированную роль вершителя мира и создало гигантскую финансовую и информационную в лице «эль-Джазиры» империю. Катар субсидирует почти все революции, включая сирийскую - одной из причин гражданской войны в Сирии было желание Катара проложить газопровод через эту страну и выйти к Средиземному морю. Асад дважды отклонял эту просьбу Дохи, за что и поплатился. Катар находится в конфликте со всеми арабскими странами, которые отозвали своих послов из Дохи, но чувствует себя в полной безопасности под защитой американского флота и, словно провоцируя соседей, установил теплые отношения с турками. Сегодня Катар - главный спонсор не только «Мусульманских братьев» в Египте, «джихадистов» в Сирии и Ираке, но и ХАМАС - в Газе.



Бойцы ХАМАС и пленные палестинцы, подозреваемые в сотрудничестве с Израилем, перед казнью
И, наконец, последнее, но принципиальное обстоятельство, в немалой степени способствовавшее сближению непримиримых недавно врагов: малодушие, зашоренность и патернализм Запада. Действия Вашингтона и ведущих европейских столиц не просто странны, они непредсказуемы и граничат с помешательством. И дело даже не в том или ином курсе Запада, дело в отсутствии какого-либо курса. Каждый шаг Запада - это очередной «самострел», не имеющий разумных объяснений и не укладывающийся в рамки разумной политики.

Вашингтон и Брюссель умудрились испортить отношения со всеми своими партнерами на Ближнем Востоке, причем партнерами стратегическими, союз с которыми выстраивался годами и был краеугольным камнем политики Запада. Поддержкой «Мусульманских братьев» Запад оттолкнул от себя армейскую верхушку в Египте; тайными и явными переговорами с Ираном - страны Персидского залива во главе с Саудовской Аравией; обсессией «мирным процессом» и симпатией к ХАМАС - Израиль; пренебрежением мнения ПА во время последнего кризиса в Газе - Абу-Мазена.

Нет ни одного сколько-нибудь внятного объяснения того, зачем Обаме, Саркози и Камерону потребовалось свергать адекватный и сравнительно дружественный режим в Ливии (отбросим теории заговора и тому подобное) - в конечном счете, тот отличался в последнее время немалой гибкостью и был готов увеличить поставки нефти. Вместо этого Европа получила у своих границ царство хаоса, «джихадистов» и толпы африканских эмигрантов, которых Каддафи прежде вполне успешно сдерживал.

США сумели настроить против себя даже правительство Алжира, которое нуждается в американской помощи, пытаясь диктовать ему тактику борьбы с исламистами. В Бахрейне они, руководствуясь лозунгами о правах человека, чуть было не привели к свержению правящей суннитской династии местным шиитским большинством, которых поддерживает Иран. И если бы не саудовские штыки, Бахрейн или лежал в руинах, как Ливия и Йемен, или стал бы протекторатом Ирана. Госсекретарь США Джон Керри и Госдеп сделали ставку на Катар, воспринимаемого арабскими странами, как предателя арабских интересов.

Ас-Сиси заявил, что США повернулись спиной к египтянам, и народ Египта не забудет этого. Это не преувеличение, судя по тому, как в Каире публично и демонстративно унизили Керри, заставив его выворачивать карманы во время «проверки безопасности» на входе в президентский дворец. Израиль также вряд ли с легкостью забудет заступничество Обамы и Керри за ХАМАС. Насаждение либеральной демократии в странах, где все определяют шаткие и сложные отношения племен и кланов, привело к тому, что Запад забыл о своих собственных интересах, не говоря уже о миллионах арабов, которые во имя этих иллюзорных прав человека лишились права на нормальную и сравнительно безопасную жизнь.

Окончание

страны и столицы, геополитика и территории, идеология и власть, палестина, войны и конфликты, блокада, ислам, бл_восток и магриб, правители, народы, 70-е, внешняя политика и мид, иудаизм, израиль, современность, терроризм и экстремизм, евреи, 20-й век, история, сша

Previous post Next post
Up