О советской коренизации народов. Украина

Nov 01, 2014 00:40

Ранее в цикле о советской коренизации народов

В 1929 году на Украине было 408 русских национальных сельсоветов
Впервые политику этнотерриториального разделения большевики использовали на Украине

Советская национальная политика началась с образования автономий. В ходе Гражданской войны большевики часто опирались на этно-территориальные образования, которые объявляли себя советскими. С 1919 года стремительно образовалось несколько автономных республик и областей. По итогам Гражданской войны советскими себя назвали: Украина, Белоруссия, Грузия, Армения и Азербайджан (последние три образовали Закавказскую федерацию). Именно они, а также Советская Россия в декабре 1922 года создали Советский Союз. ©
~~~~~~~~~~~



Самодеятельный духовой оркестр в калининдорфском еврейском национальном районе, Украина, 1936 год
Большевики столкнулись со сложным выбором. Как интернационалисты, они отрицали ассимиляцию как тип национальной политики, так как считали его одним из проявлений империализма. Не только русские, которые считались и являлись этническим большинством в СССР, в глазах руководства РКП(б) несли угрозу империализма, но и любое большинство в рамках собственной республики могло претендовать на ассимиляцию меньшинств внутри себя.

Но взять на вооружение распространенную в марксизме стратегию экстерриториальной национально-культурной автономии большевики тоже не могли. Она подразумевала создание для каждой этнической общности в стране собственного представительного органа. Эта модель была разработана австромарксистами, прежде всего Отто Бауэром и Карлом Реннером. Еще в 1913 году Сталин под сильным влиянием Ленина написал работу «Марксизм и национальный вопрос», в которой резко осуждались идеи австромарксизма.

Такое резкое неприятие большевиками идеи экстерриториальной национально-культурной автономии объяснялось тем, что в России уже существовал ее аналог - еврейская социал-демократическая партия Бунд, претендовавшая на представительство интересов всего еврейского населения Российской империи. Ленина раздражал мобилизационный потенциал еврейских социал-демократов, поэтому любые заигрывания с авcтромарксистскими национальными теориями большевиками резко осуждались.

В такой ситуации большевики после начала курса на коренизацию пошли на создание новой уникальной модели выстраивания этнических отношений - этнотерриториальной дивергенции (разделения. - РП). Ее основная идея сводилась к тому, чтобы распространить модель на небольшие территориальные образования. То есть в рамках республик этнические меньшинства получили право на создание национальных советов.

На практике же часто получалось, что большинство в рамках своих территориальных образований (республик, автономных округов) стремилось ассимилировать этническое меньшинство. В результате многочисленные национальные советы, призванные понизить градус межэтнических противоречий, стали инструментом мобилизации меньшинства.

Испытательным полигоном такой модели была избрана Украинская ССР. Такой выбор большевистского руководства был продиктован следующими обстоятельствами. Во-первых, этнические меньшинства на Украине были необычайно требовательны, так как большинство из них проживало компактно, и обладали экономической самостоятельностью. Во-вторых, в 1920-е годы на Украине необычайно распространился сионизм среди местных евреев, так как те разочаровались в большевиках из-за их экономической политики, принесшей разорение местечкам. В-третьих, новая национальная политика большевиков должна была ослабить влияние Польши и Германии, которые внимательно следили за условиями проживания польского и немецкого меньшинства в СССР. В-четвертых, украинизация в представлениях большевиков являлась ключевым инструментов для деконструкции великорусского империализма.

В 1923 году большевики взяли курс на украинизацию республики. На первом этапе районирования интересы меньшинств были полностью проигнорированы в пользу украинского большинства. В среде местных немцев, евреев, болгар и греков начались антисоветские брожения. Однако ЦК Компартии Украины настаивал, что учитывать интересы меньшинства не стоит, так как, если опираться на классовую теорию, выясняется, что именно украинские крестьяне оказываются самыми эксплуатируемыми и наименее зажиточными.

Эти заявления подверглись разгромной критике на XIII съезде РКП(б). Один из лидеров партии Григорий Зиновьев потребовал резкого сокращения минимума для создания национального совета - с 25 тысяч до 10 тысяч. Украинские большевики начали организацию этнографических экспедиций для определения состава населения той или иной территории. Полным ходом начала осуществляться политика этнической сегрегации. И уже через некоторое время местное партийное руководство хвасталось, что у них есть территории, на которых проживает 92,1 % болгар, 85,8 % греков, 67,8 % немцев и 100 % шведов.

За три года (1923-1926) проводившейся политики украинизации ни разу не поднимался вопрос о предоставлении русским, проживавшим на Украине, статус этнического меньшинства. Во всех документах, связанных с работой национальных советов, русские в это время вообще не упоминаются. Только в апреле 1926 года украинский большевик Юрий Ларин весьма провокационно заявил о существовании перегибов со стороны украинцев по отношении к русским: их заставляют посещать украиноязычные школы, принудительно подписываться на украинские газеты и пользоваться неродным языком в быту. В конце Ларин заявил, что русские, по сути, являются меньшинством, но не имеют права на создание национальных советов. Стенограмма зафиксировала, что в конце речи раздались продолжительные аплодисменты.

Это был первый случай в истории СССР обращения к русской проблеме, вызвавшей долгие и продолжительные споры. Постепенно идеи высказанные Лариным находили все большую поддержку в центральном партийном руководстве, которое начало давить на сопротивлявшихся украинских товарищей. В результате было принято компромиссное решение: русские получают право создавать национальные советы везде, кроме городов, иначе бы даже Харьков, который на тот момент являлся столицей Украины, стал бы официально русским городом.

Темпы создания русских советов в Украине были необычайно высокими. Если в 1925 году в УССР было всего 69 сельсоветов с преобладающим русским населением, то через год их количество увеличилось почти вдвое. В 1929 году русские сельсоветы стали абсолютно преобладать над другими этническими образованиями 408 против 253 у немцев и 150 у поляков. Евреи шли на четвертом месте с 92 национальными советами.

Важно отметить, что до того как русским разрешили создавать свои национальные советы, по их числу доминировали немцы. Но масштабные темпы украинизации многих бывших немецких колонистов заставлял возвращаться на историческую родину или переезжать в другие районы СССР. Постепенно подобные тенденции стали наблюдаться у представителей других этносов. Те же люди, которые не собирались этого делать, рассматривали свои советы, как защитников от ассимиляции со стороны украинского большинства.

Таким образом, большевистская политика национально-территориальной дивергенции с самого начала заявила о себе, как крайне противоречивый курс. Но так как любые другие модели национальной политики большевиками отвергались, украинский опыт в скором времени стал переноситься на Белоруссию, Россию и советский Восток.

Источник: Мартин Т. Империя «положительной деятельности» Нации и национализм в СССР, 1923-1939 - М.: РОССПЭН, 2011.
Сергей Простаков
«Русская планета», 1 ноября 2013

национальная идея, геополитика и территории, русофобия и антисоветизм, идеология и власть, русский мир, культура, факты и свидетели, украина, национализм, народы, 30-е, ссср, образование и воспитание, 20-е, история, русские и славяне

Previous post Next post
Up